Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

120 лет назад был создан автомобильно-спортивный клуб «Московский клуб автомобилистов»

Председателем клуба выбрали владельца Московско-Казанской железной дороги инженера барона Николая Карловича фон Мекка. А правление клуба поселилось в его квартире на Новинском бульваре в доме Князевой. Фон Мекк — фамилия в России известная, но о ней чуть позже, а пока освежим некоторые подробности из автомобильной жизни тех лет.

С момента постройки Карлом Бенцем своей первой коляски с двигателем внутреннего сгорания прошло всего 15 лет, а в России уже появился первый автоклуб с изрядным количеством энтузиастов, желающих поучаствовать в различных клубных мероприятиях — гонках и автопробегах. Точных данных сегодня уже не раскопать, но к 1900 году общемировое автомобильное «поголовье» на двух континентах не превышало 8000 автомобилей. А в России самобеглых колясок насчитывалось едва ли несколько десятков.

Первым импортером принято считать Василия Навроцкого — редактора газеты «Одесский листок», который в 1891 году привез себе первую иномарку — Panhard-Levassor. Уже через год границу пересекло еще несколько автомобилей Benz, но вплоть до конца века по улицам обеих российских столиц за рулем никто особенно не гонял.

И в этой связи удивительно, что к 1899 году Клуб, по сути, уже сформировался, а через год уже оформился в организацию. По прошествии еще одного года — в 1901-м — в российской таможенной ведомости возникает графа «ввоз автомобилей». По некоторым данным, тогда их завезли до 40 штук. Ни о какой дистрибуции речь еще, разумеется, не шла. Ввозом занимались исключительно частные лица для собственных нужд. Наиболее популярные марки в те годы хорошо известны: в самом начале ХХ века в России преобладали в количестве 95 штук автомобили Benz. И почти поровну — 52 против 47 штук — распределились марки LaBuire и Mercedes.

Машин становилось все больше, но не сказать, что их количество росло в начале XX века какими-то агрессивными темпами. Так, в 1905 году, скажем, в первопрестольной насчитывалось ровно 100 автомобилей (в Санкт-Петербурге было уже больше), а городская управа уже тогда выдавала автовладельцам номера. Глава Московского клуба автомобилистов Николай Карлович фон Мекк стал обладателем номерного знака с цифрой 1.

Судьба «энергичного и вечно деятельного» фон Мекка сложилась трагически. Еще в XIX веке он стал преемником большого железнодорожного дела отца — Карла Федоровича, которому принадлежала частная железная дорога Москва — Казань. Начинающий инженер прошел путь от кочегара, машиниста и кассира, причем не на «семейной» дороге, до председателя Правления МКзЖД. На эту должность его избрали в 1892 году, и он оставался на ней вплоть до национализации дороги в 1918 году.

Помимо известности в железнодорожной и автомобильной сферах, фон Мекк выступал заместителем Председателя Московского общества воздухоплавания (организатор перелета СПб — Москва), коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловесов, коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как «честнейшего слугу царю и Отечеству». Был вхож к Императрице.

После революции фон Мекк остался помогать стране развивать транспортную систему, был несколько раз арестован, отпущен, но все равно репрессирован и в 1928 году расстрелян…

Согласно статистике Daimler, первый автомобиль фон Мекк заказал в 1898 году. Это была модель Phaeton с двухцилиндровым двигателем на 6 л.с. Заказ под № 1547 зарегистрировали 10 мая, а отгрузили с завода только 30 марта 1899 года. Любопытно, это был 184-й по счету автомобиль, изготовленный компанией Daimler с момента ее основания.

Вскоре барон приобрел новую модель той же фирмы с 12-сильным мотором, но уже под брендом Mercedes. В августе 1903 года на нем он совершил поездку по Черноморскому побережью, сопровождая министра путей сообщения князя Хилкова, который задумал организовать автомобильное сообщение на участке Новороссийск-Сухуми. Удивительно по нынешним временам: в Империи строили дороги всего для сотни-другой автомобилей (по большей части столичных)! В общем, на Кавказе колонна из пяти автомобилей в нашем понимании фактически по бездорожью за пять дней преодолела 550 верст, что по тем временам было сродни подвигу.

Сегодня в мире насчитывается более 1,2 млрд автомобилей, автоклубы есть почти во всех странах, в наиболее крупных городах. Только в Москве их несколько десятков.

Самый первый автомобильный клуб был зарегистрирован в США 1 декабря 1895 года — American Automobil League.

Всего через 12 дней по другую сторону Атлантики появился Automobile Club de France. К 1902 году в мире насчитывалось 112 национальных и региональных автоклубов.

Московский Клуб Автомобилистов в 1911 году был переименован в Первый Русский Автомобильный Клуб. А первое национальное объединение автомобилистов-любителей произошло в 1903 году под покровительством Великого князя Михаила Александровича. В 1909-м высочайшим указом присвоено именование «Императорский». После февральской революции 1917 года — Всероссийское Автомобильное Общество.

Источник