Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Автобусы Neoplan-IFA (Ч. 2)

Станислав Кирилец.

Когда слова расходятся с делами

Вспомним, в какое время происходили эти события. 15–17 мая 1985 года генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачёв посетил Ленинград. На встрече с активом Ленинградского горкома партии он впервые заговорил о необходимости перестройки общественно-политической жизни: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем». Именно «всем» – это касалось не только СССР, но и всех стран СЭВ! Слово «перестройка» подхватили СМИ, оно стало лозунгом начавшейся новой эпохи. Услышали его и немцы как восточные, так и западные. Первых новая политика СССР встревожила, вторых – приободрила.

Экономическая политика ФРГ по отношению к ГДР несколько изменилась. По-прежнему звучали красивые слова, разрабатывались совместные планы, но их реализация замедлилась. Слова стали расходиться с делами.

Кузов этой машины, также тестируемой в ГДР в 1985 г., разительно отличается от первой

Кузов этой машины, также тестируемой в ГДР в 1985 г., разительно отличается от первой

Первый собранный в Гане автобус Neoplan N 311 Tropic украшали надписи Neoplan-IFA. От прототипа он несколько отличается: по бокам кузова стоят защитные планки, на крыше – багажник, а сиденья африканцы изготовили из пластмассы

Первый собранный в Гане автобус Neoplan N 311 Tropic украшали надписи Neoplan-IFA. От прототипа он несколько отличается: по бокам кузова стоят защитные планки, на крыше – багажник, а сиденья африканцы изготовили из пластмассы

На общем фоне тех событий прекращение совместной работы фирмы Gottlob Auwärter и объединения IFA всего лишь незначительный, но весьма характерный эпизод. Комбинат Людвигсфельде всё ещё не терял надежды… Ведь «джентльменам нужно верить на слово», что и делало новое руководство компартии СССР и за что оно агитировало всех своих «младших братьев». Впрочем, на словах планы сотрудничества не рухнули, а даже вошли в новую стадию, ведь надо было поддержать восточных соседей морально и показать им, что ставку необходимо делать на Запад! Комбинат Людвигсфельде как раз запустил на конвейер новую модель грузовика и вскоре разработал на её базе автобусное шасси L60 1218 4×2 B с колёсной базой 5472 мм.

Автобусное шасси L60 1218 4x2 B

Автобусное шасси L60 1218 4x2 B

Автобусное шасси L60 1218 4×2 B

Фирма Gottlob Auwärter предложила на сей раз дело крупнее – разработать автобус для рынка обеих Германий и собирать его в ГДР. Для производства кузовов и конечной сборки привлекли ещё одного партнёра – авторемонтный завод в восточногерманском городе Альтенбург VEB Autoreparaturwerk Altenburg (AREWA). Звучало всё это заманчиво, однако планы воплощались в жизнь черепашьими темпами.

Только в 1990–1991 годах, когда две Германии объединились, на заводе в Альтенбурге, сменившем форму правления и название на AREWA GmbH, собрали 15 пригородных автобусов AREWA модели Junior 512 (длиннобазный на шасси L60), вмещавшей 38 пассажиров и всего лишь один Junior 508 (короткобазный на шасси W50). Некоторые машины гордо несли марку Neoplan, вероятно, таковы были правила игры маркетологов в целях повышения спроса. Автобусы работали только в «Новых федеральных землях» и недолго, позднее их продали в Восточную Европу. На том всё и закончилось.

Первый и единственный экземпляр автобуса AREWA Junior 508 на шасси W50

Первый и единственный экземпляр автобуса AREWA Junior 508 на шасси W50

Первый экземпляр автобуса AREWA Junior 512 на шасси L60

Первый экземпляр автобуса AREWA Junior 512 на шасси L60

Первый экземпляр автобуса AREWA Junior 512 на шасси L60

Похожая ситуация сложилась и на комбинате в Людвигсфельде. «Весси» обещали много, а «осси» им наивно верили. В планы стратегического партнёрства с легендарной компанией Daimler-Benz AG входили разработка и производство новой, укомплектованной «мерседесовской» кабиной, модели грузовика. И вот 3 мая 1990 года в Людвигсфельде представили прототип L60 1318 4×2 P – так назвали модернизированный L60 с кабиной от Mercedes-Benz LK. Но уже 18 июля генеральный директор комбината объявил на общем собрании, что по причине изменения политической обстановки концерн Daimler-Benz «договорённостей больше не придерживается». Рыночной экономике не нужна была конкуренция с Востока. В октябре Германская Демократическая Республика закончила своё существование. В следующем году большая часть прекратившего работу бывшего комбината, переименованного в Nutzfahrzeuge Ludwigsfelde GmbH, перешла во владение Daimler-Benz AG, полный цикл производства автомобилей в Людвигсфельде заменили банальной сборкой, рабочие места сократили… Хорошо, что хоть вовсе не закрыли завод, как сотни других предприятий бывшей ГДР.

Прототип грузовика L60 1318 4x2 P с кабиной от Mercedes-Benz LK (Leichte Klasse), 1990 г.

Прототип грузовика L60 1318 4×2 P с кабиной от Mercedes-Benz LK (Leichte Klasse), 1990 г.

AREWA Junior 512 с эмблемой Neoplan. Польша, 2004 г.

AREWA Junior 512 с эмблемой Neoplan. Польша, 2004 г.

Ещё один AREWA Junior 512 с эмблемой Neoplan на автовокзале в городе Бауска. Латвия, 2010 г.

Ещё один AREWA Junior 512 с эмблемой Neoplan на автовокзале в городе Бауска. Латвия, 2010 г.

На пути к печальному финалу

Вернёмся в Гану. Там дела в 1990-х годах шли всё хуже и хуже. Крупные пассажирские перевозчики один за другим разваливались, выпуск автобусов стал падать, да и сами автобусы мельчали. Их место на рынке постепенно занимали «маршрутки». Вроде бы политику «перестройки» там не проводили, однако ситуация складывалась до боли похожей на ту, которая имела место в те годы в странах СНГ. Очевидно, немцы стали терять интерес к африканскому рынку или им было не до него. Некоторые успехи можно отметить в 2000-х годах, но они уже не шли ни в какое сравнение с прежними. В 2005 году постройку в Кумаси 21 нового городского автобуса Neoplan N 315 Tropicliner для Аккры праздновали как крупный успех. А успех этот случился потому, что в долю вошёл голландский производитель VDL Bus & Coach, поставив шасси под льготный кредит правительства Нидерландов. Контракт предусматривал выпуск 400 машин и был рассчитан на долгие годы.

Этот 36-местный Neoplan N 308 на шасси Mercedes-Benz стал 1750-м автобусом, изготовленным отделением Neoplan Ghana Ltd. 1996 г.

Этот 36-местный Neoplan N 308 на шасси Mercedes-Benz стал 1750-м автобусом, изготовленным отделением Neoplan Ghana Ltd. 1996 г.

В те времена германская фирма Gottlob Auwärter потеряла самостоятельность и стала частью концерна MAN, немецкая доля в акциях отделения в Гане расходилась по дешёвке в руки различных европейских финансовых воротил, зачастую биржевых спекулянтов, мало интересующихся развитием инфраструктуры Ганы. А у правительства африканской страны не хватало средств на поддержку завода. В кризисных 2009–2010 годах ситуация с производством автобусов стала критической не только для Ганы, но и для Германии. В 2015 году MAN закрывает свой последний завод Neoplan на немецкой земле, в Плауэне, превращая его в сервисный центр. Основным производителем автобусов Neoplan становится Турция. Главная причина переезда – выпуск пассажирского автотранспорта требует большого объёма ручной работы, а в Турции рабочая сила не такая дорогая как в ФРГ. Но ведь в Гане ручной труд ещё дешевле и уже давно всё налажено! Контраргумент хозяев компании: квалификация тамошних рабочих недостаточно высокая. Странно, 40 и 30 лет назад их квалификация удовлетворяла немцев вполне…

Последний успех Ганы – Neoplan N 315 Tropicliner – серия этих машин строилась на нидерландский кредит. 2005 г.

Последний успех Ганы – Neoplan N 315 Tropicliner – серия этих машин строилась на нидерландский кредит. 2005 г.

Сложившаяся ныне экономическая ситуация в Африке напоминает ГДР в период своего развала – вместо инвестиций и конкретных дел Гана получает от немцев одни обещания и утопические проекты. Чего только стоит план внедрения туда примитивных электромобилей TUM aCar, представленных на IAA 2017 во Франкфурте! Разработка Мюнхенского технического университета и постройка опытных образцов влетели немцам в копеечку, а нужны ли электромобили Гане? После той выставки про них дружно забыли. Но недавно вспомнили! На проходившей в сентябре 2019 года Международной автомобильной выставке в том же Франкфурте (IAA 2019) немецкая фирма EVUM Motors GmbH представила усовершенствованный aCar с закрытой кабиной, который стоит теперь в три раза дороже прежнего – 28 900 евро в базовой комплектации. С 2020 года его хотят производить малой серией для европейского рынка, таким образом, сказанные мною два года назад с долей сарказма слова про возможное «светлое будущее Евросоюза» приобретают реальный смысл. С 2021 года электромобиль хотят выпускать и в Африке, правда, в какой стране, ещё не уточнили, возможно, в Гане. Пока же EVUM Motors обещает обучить африканских рабочих и уже ищет партнёров на Чёрном континенте. Очередная утопия…

Электромобиль EVUM aCar на выставке IAA 2019 во Франкфурте

Электромобиль EVUM aCar на выставке IAA 2019 во Франкфурте

Neoplan Ghana Ltd ещё существует, но занимается лишь капитальным ремонтом и техническим обслуживанием старых автобусов. В праздничный день 1 мая 2018 года рабочие завода в Аккре выехали на демонстрацию на находившемся в ремонте старом автобусе, который они не могли привести в порядок. Они требовали от правительства минимальной финансовой помощи – хоть бы получить задолженность по зарплате и продолжать работу! Но для ремонта нужен материал, а денег не хватает даже на него. Однако правительство Ганы предпочитает импортировать автобусы из Китая и Индии. Первый и единственный автобусный завод во всей Западной Африке не в силах конкурировать с экспансией из Азии, судя по всему, дни его сочтены. Последняя надежда – может быть, китайцы купят заводы? Ведь им тоже надо ремонтировать автобусы, а возможно, и собирать на месте. Или немцы переоборудуют предприятие для выпуска электромобилей? Верится с трудом.

Рабочие завода Neoplan Ghana Ltd на первомайской демонстрации 2018 г. в Аккре

Рабочие завода Neoplan Ghana Ltd на первомайской демонстрации 2018 г. в Аккре