Александр Привалов.
За истекшие три месяца главная новостная тема – коронавирусная пандемия и всё, что с ней связано. Бизнесмены уже шутят в стиле: «Если у компании продажи в апреле упали не более чем на 50%, значит, она почти не пострадала от коронавируса». Поэтому, получив мои вопросы о возможности значительного увеличения выпуска грузовиков в ближайшей перспективе, на Автомобильном заводе «Урал» были немало удивлены. Тем не менее, по моему мнению, благоприятный сценарий не исключён. Впрочем, следует рассказать обо всём по порядку.
Одним из важнейших государственных заказчиков для АЗ «Урал» является Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ), которое на регулярной основе приобретает автомобили семейств «Мотовоз-1», «Мотовоз-М», «Тайфун-У». Согласно директив Заказчика, завод не раскрывает объём поставок, однако количество можно примерно оценить на основании официальных заявлений. Так, 26 мая 2020 г. Президент России провёл в режиме видеоконференции рабочую встречу с Министром обороны Российской Федерации, в ходе которой Сергей Шойгу сообщил о получении свыше 500 многоцелевых автомобилей по итогам I квартала текущего года (http://kremlin.ru/events/president/news/63410).
По прогнозам главы оборонного ведомства, во II квартале поставки будут на таком же уровне. Можно очень осторожно говорить о том, что от трети до половины заказа на автомобили многоцелевого назначения (АМН) получает АЗ «Урал». Однако реальное число производимых автозаводами автомобилей для МО РФ может быть намного больше указанного выше, так как значительная часть автотехники поставляется по кооперации на головные заводы. К Заказчику эти автомобили поступают уже в составе вооружения и военной техники (ВВТ), а на шасси «Урал» монтируется несколько сотен различных комплексов и систем ВВТ.
Поэтому, оценивая общее число поставленных Минобороны России автомобилей, при грубом подсчёте можно примерно в два раза увеличить количество, озвученное Министром обороны – следует добавить ещё и автомобильные базовые шасси. Таким образом, можно предполагать, что общие ежегодные поставки военному ведомству автомобилей и шасси «Урал» в составе ВВТ находятся на уровне примерно 1,5–2 тыс. единиц в год.
Много это или мало? Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть тему более широко.
Сколько автомобилей нужно поставлять в ВС РФ?
Несколько лет назад в статье «Победитель будет один» я сообщил статистические данные о составе парка военной автомобильной техники (ВАТ) в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС РФ): общий парк ВАТ на тот момент составлял примерно 410,2 тыс. единиц техники. Впервые количество техники в парке ВАТ было публично озвучено в 2006 г. – 410,8 тыс. единиц. Позже Департамент информации и массовых коммуникаций МО РФ (ДИМК) неоднократно сообщал о том, что это количество находится на прежнем уровне. Самое свежее официальное сообщение МО РФ, найденное автором статьи, датировано 29 мая 2017 г. (цитирую): «Общий парк ВАТ в Вооруженных Силах России составляет более 410 тысяч единиц» (https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12126087@egNews).
Во времена СССР специалисты Главного автомобильного управления МО СССР (ГЛАВТУ) определили оптимальные величины возрастной структуры парка ВАТ: доля техники со сроком эксплуатации или хранения до 6 лет должна составлять 60%, от 6 до 12 лет – 30%, более 12 лет – 10%. Следует заметить, что за 30 с лишним лет эти параметры нисколько не устарели, даже в странах НАТО их переняли и считают научно обоснованными в настоящее время.
Итак, несложно подсчитать общее количество техники, которое следует поставлять ежегодно в ВС РФ с учётом научных обоснований: примерно 30 тыс. единиц вновь изготовленной, предполагая, что недостающая до итогового числа техника поступит после капитального ремонта и сопутствующей ему модернизации. Более 90% из этого количества – АМН различных марок. Если следовать указанному соотношению, техники марки «Урал» должно ежегодно поступать военному ведомству не менее 8–10 тыс. единиц, оптимально – примерно 15 тыс.
Много это или мало в общем количестве продаж АЗ «Урал»? Обратимся к статистике. Авторитетная консалтинговая компания «АСМ-холдинг» сообщает о том, что в 2019 г. продажи грузовых автомобилей «Урал» составили 2766 шт., увеличившись относительно продаж в 2018 г. на 4,5%. Следует заметить, что в указанное выше количество не входят вахтовые автобусы «Урал» (их в 2019 г., по данным «АСМ-холдинга», продали в количестве 225 единиц) и автомобили, поставляемые в рамках Государственного оборонного заказа. Одновременно «АСМ-холдинг» констатирует, что в 2019 г. производство на АЗ «Урал» выросло на 21,4%. Пресс-служба АЗ «Урал» сообщила: «В 2019 году автомобильный завод «Урал» реализовал 7836 автомобилей, что на 17% выше показателей 2018 года» (https://uralaz.ru/media/news/avtozavod-ural-podvel-itogi-raboty-v-2019-godu/).
Однако есть и проблема, решение которой автор пока не видит. Если МО РФ выйдет на уровень закупок в соответствии с научно обоснованными величинами, что делать с автомобилями, которые «выслужили» в МО РФ свой срок? Понятно, что какая-то часть техники пройдёт капитальный ремонт и продолжит службу, какое-то количество будет утилизировано в связи с полным исчерпанием ресурса эксплуатации. Но после обновления парка огромная часть ВАТ станет МО РФ не нужна, и такое количество – примерно 20–25 тыс. единиц – должно высвобождаться ежегодно, если, конечно, следовать логике поддержания оптимального возрастного состава ВАТ. Это огромное количество будет высвобождаться со складов хранения, и эта техника с «нулевым» пробегом. Как быть, куда деть технику, которая по-прежнему работоспособна, но стала не нужна военному ведомству?
Во времена СССР поступали весьма просто: ежегодно автомобили, возраст которых приближался к предельному, Минобороны по заявкам колхозов и совхозов направляло в сельское хозяйство на уборочные работы, после завершения которых чаще всего эти автомобили официально передавали гражданским организациям, испытывавшим проблемы с получением автотранспорта. Тем временем ГЛАВТУ заказывало новые автомобили взамен выбывших и эти заявки промышленность, как правило, удовлетворяла в полном объёме. Существовали и другие, не менее эффективные схемы обновления ВАТ. Но и объёмы производства были совершенно иные – один только Завод им. Лихачёва выпускал ежегодно по 55 тыс. полноприводных автомобилей ЗИЛ-131, большинство из которых поступало в Вооружённые Силы.
Следует заметить, что во времена СССР нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты, отраслевые нормали и т. д.) меняли нечасто, а если их меняли, то старались всё тщательно продумать. С тех пор жизнь ускорилась и ныне постоянно идут изменения нормативных документов, вводятся новые регламенты, правила и др. В итоге по прошествии 6 лет с момента выпуска ВАТ хоть и не устаревает морально, но могут не соответствовать параметрам, например, экологическим, и поэтому при передаче её в народное хозяйство имеются сложности с регистрацией в ГИБДД (а МО РФ нужны автомобили, которые могут работать на любом виде топлива – это нужно для выполнения боевой задачи и сохранения жизней солдат и офицеров!). В эпоху капиталистических отношений бизнес заинтересован в том, чтобы высвобождаемая силовиками техника не попадала на вторичный рынок, так как иначе рынок новой техники сжимается. Как найти баланс взаимно противоречивых условий, чтобы и заказчики экономического сектора заказывали больше, и обороноспособность была на достаточном уровне, и бюджет страны был сбалансирован, и автопроизводители получали прибыль?
Яковлев Павел Александрович
Руководитель бизнеса «Грузовые автомобили» «Объединённой машиностроительной группы» – генеральный директор Автомобильного завода «УРАЛ»
Родился в 1968 г. Окончил факультет управления промышленным предприятием Уральского государственного экономического университета. Трудовую деятельность начал в 1987 г. со специальности наладчика технологического оборудования НПО «Автоматика» (г. Екатеринбург). В 1997 г. назначен заместителем генерального директора ОАО «Уральский автомобильный завод», год спустя переведен на должность коммерческого директора. В 2000–2001 гг. работал генеральным директором ОАО «Уральский шинный завод». С 2001 г. занимал должность заместителя генерального директора ОАО «Руспромавто» и председателя Совета директоров ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». В августе 2003 г. назначен директором по закупкам и логистике ЗАО «Минерально-химическая компания «Еврохим». С марта 2019 г. руководитель бизнеса «Грузовые автомобили», генеральный директор АЗ «УРАЛ».
Официальный ответ
Отталкиваясь от вышеизложенных данных и расчётов, я задал несколько вопросов Генеральному директору АЗ «Урал» Павлу Яковлеву и получил исчерпывающие ответы.
Павел Яковлев: Давайте разберёмся по порядку. Всё зависит от количества модификаций, выпускаемых в потоке на конвейере. За 2019 г. «Урал» выпустил 8233 автомобиля, около 250 модификаций, отличающихся колёсной формулой, компоновкой, грузоподъёмностью, агрегатным составом, а значит, и в значительной степени трудоёмкостью. В этих условиях загрузка конвейера в 2019 г. составила 43% от производственной мощности, если набрать вторую смену мы можем увеличить выпуск автомобилей в два раза, а если сократить количество модификаций, то и в два с половиной раза.
Сейчас середина года, и, предположим, во втором полугодии дополнительный заказ будет получен, тогда производство относительно предыдущего года возрастёт минимум в 1,5 раза, если модельный ряд существенно не поменяется. Технические возможности ГК (Главный конвейер. – Прим. авт.), напомню, на «Урале» не изменились за последние 20 лет, и при выпуске 3-х модификаций автомобиля данный конвейер может выпускать до 33 тыс. автомобилей в год, как было в 1993–1994 гг.
П.Я.: В тех объёмах, о которых мы говорим, я думаю, что смежники смогут этот объём увеличить, но опять же это зависит от модификации. Ключевым поставщиком для нас является ПАО «Автодизель», производящий силовые агрегаты. У них есть определённые проектные мощности по V-образным двигателям, которые сегодня загружены не полностью, и по рядным, которые до пандемии работали в полном объёме. По остальным ключевым производителям мы не видим больших проблем увеличить минимум в два раза объём поставок.
П.Я.: Уменьшение спроса, обусловленное падением цен на нефть в начале 2020 года, и снижение деловой активности, вызванное пандемией, приведут, по нашим оценкам, к сокращению заявок на 1000–1800 ед. автомобильной техники в этом году. По итогам 5 месяцев текущего года мы незначительно отстаём от показателей бизнеса плана 2020, которое связано с вынужденным недельным простоем в конце марта – начале апреля. Второе полугодие, видимо, будет более сложным для нас, если не случится дополнительной помощи от государства, в первую очередь – размещения дополнительных заказов на автомобили. Существующий объём Госзаказа ни в коей мере не компенсирует падение продаж на коммерческом рынке.
Прогнозируемые потери автозавода из-за текущей кризисной ситуации могут составить до 30% от запланированных объёмов производства. Наше предприятие является единственным поставщиком по ряду модификаций автомобилей для государственных нужд, и поэтому, по итогам совещания у Президента РФ, мы рассчитываем в ближайшее время получить дополнительные объёмы заказов на закупку автомобильной техники.
П.Я.: Что касается вопроса модернизации техники, находящейся на складах. Необходимо пояснить, что по настоящее время МО РФ закупает технику стандарта Евро 0, для коммерческого рынка на сегодняшний день в России действует стандарт Евро 5, и вся техника для коммерческого рынка, выпускаемая «Уралом», соответствует этому стандарту. Вопрос: нужна ли рынку автомобильная техника, поставленная Министерству обороны РФ 10–20 лет тому назад? Если такой запрос поступит с рынка, мы будем готовы его обсуждать.
Выводы
АЗ «Урал» готов увеличить производство до объёмов, достаточных для обновления парка ВАТ в рамках научно-обоснованных параметров, и у завода имеется существенный запас производственных мощностей. Минпромторг России также должен подключиться к решению проблемы загрузки простаивающих мощностей. Но в корне неверно перекладывать целиком на промышленность решение проблемы модернизации ВАТ старше 6 лет и доведение её до норм текущих и перспективных технических регламентов. Уверен, что военная наука совместно с промышленностью приложит все усилия для определения путей модернизации ВАТ, в том числе пересмотрит требования к вновь разрабатываемым образцам автомобилей и автокомпонентов, с учётом возможности последующей массовой передачи техники из парка ВАТ в народное хозяйство. Есть надежда, что после воссоздания 21 Научно-исследовательского испытательного института ВАТ МО РФ (находится в подмосковном городе Бронницы) НИОКР получат новый мощный импульс и будут открыты новые темы с выделением на них необходимого финансирования.
Ещё один аспект заключается в том, что инженерно-строительные части и подразделения МО РФ во время распространения коронавирусной пандемии были активно задействованы на строительстве госпиталей, т. е. техника не простаивала. Темпы работ, сжатые сроки строительства и низкая себестоимость возводимых объектов при высочайшем качестве поразили всех! И чем больше будут привлекать МО РФ для строительства объектов инфраструктуры, тем более производительная техника потребуется, и в больших количествах. Именно такую и закупает МО РФ, в том числе у АЗ «Урал».
Нужно также не забывать о том, что на уровне Правительства России должны быть не только приняты, но и претворены в жизнь решения о выделении оборотных средств заводам, в том числе производителям автомобилей и автокомпонентов. Об этом много говорится, есть надежда что до заводов деньги наконец-то дойдут. Считаю, что это должно быть выгодно в первую очередь промышленности – иначе меры не дадут положительного эффекта. Предложения АЗ «Урал» были высказаны в ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности 24 апреля 2020 г. (http://kremlin.ru/events/president/news/63274).
Следует заметить, что 28 февраля «Интерфакс» разместил сообщение о том, что «Объединенная машиностроительная группа» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева закрыла сделку по приобретению активов «Группы ГАЗ» в сфере производства грузовой, дорожно-строительной и спецтехники (https://www.interfax.ru/business/697161). На совещании 24 апреля Дмитрий Стрежнев сообщил Президенту России: «С точки зрения переноса заказа специальных покупателей, спецзаказчиков по гособоронзаказу с 2020, 2021, 2022 года, нам это позволит дополнительно произвести, во втором полугодии реализовать 1800 автомобилей. Это позволит фактически увеличить объёмы производства или удержать их на уровне предыдущего года».