Александр Говоруха.
Несмотря на слаботекущие процессы, происходящие в автопроме Украины, полной остановки всё же не произошло. Да и не может произойти. Промышленность страны, объявившей себя независимой от всех, требует обновления старого автопарка и закупки новых машин. И здесь казалось бы «карты в руки» коммерческим структурам. Но действующие государственные запреты связывают им эти самые руки. Пытаясь найти варианты, бодибилдеры Украины часто создают достаточно интересную технику, но не на базе российских машин.
Слухи о смерти КрАЗ преждевременны
Ходят упорные слухи, что ПрАТ (ЧАО) «АвтоКрАЗ» остался не у дел и вот-вот обанкротится. Подтверждением тому является полное отсутствие информации о деятельности предприятия, засекречивание всей сферы деятельности и даже выпуска гражданской продукции с 2015 года. В июне 2020 года на заводе начата процедура банкротства, но выпуск автомобилей, как это часто бывает с ценными машиностроительными активами, не прекращался.
Но уже 21 сентября заводчане перекрыли трассу, требуя зарплаты за 8 месяцев. Гендиректор Роман Черняк, выйдя к заводчанам, пытался пояснить, что государство и местные власти не заказывают КрАЗы, а вместо этого покупают МАЗы.
Буквально месяц назад до этого локаута в Кременчуге собрали новый самосвал МКД-40-15 на шасси КрАЗ-5401Н2-500 с колёсной формулой 4х2 и грузоподъёмность до 14 тонн. Бескапотная кабина Shaanxi по лицензии MAN оборудована сиденьем на пневмоподвеске, регулируемой рулевой колонкой, электростеклоподъёмникам и… подзабытой уже автомагнитолой!
Автомобиль снабжён двигателем Mercedes-Benz ОM906LAG Euro 5. Этот 6,8-литровый турбодизель мощностью 300 л.с. агрегатируется с 9-ступенчатой механической КП. На среднетоннажное шасси установлена самосвальная платформа геометрической вместимостью 6,5 м3, с задней разгрузкой и тремя откидными бортами.
Летом на заводе «КрАЗ» была показана новая крановая установка МКТ-25 грузоподъёмностью 25 т на автомобильном шасси КрАЗ-65053 и уже пополнила автопарк украинской компании «Феррострой». Шасси с колёсной формулой 6х4 оборудовано капотной 3-местной кабиной и крановой установкой «Ульяновец МКТ-25,6». Автокран оснащён турбодизелем ЯМЗ-238B (Евро 5), мощностью 300 л.с. Крановая надстройка включает телескопическую 30-метровую стрелу с углом поворота 360°.
Ещё одна новинка «АвтоКрАЗа» – автоцистерна АЦ-10 для перевозки и временного хранения технической воды. Водовоз создан на полноприводном автомобильном шасси КрАЗ-6322 (6х6) с двигателем ЯМЗ-53653.10 (Евро 5) мощностью 238 л.с. (176 кВт). Изготовление цистерны объёмом 10 м3 и её монтаж осуществило одесское предприятие ООО «Эверласт». Котёл односекционной цистерны изготовлен из конструкционной низколегированной стали эллиптического сечения и толщиной стенок 4 мм. Цистерна крепится болтами через жёсткий подрамник и имеет поперечные и продольные успокоители.
Среди случайного выпуска у КрАЗа периодически возникают и экспортные подряды. Недавно кременчугское предприятие совместно с ООО «ПКК «Спецмаш» из Киева выполнило заказ на две илососные машины MVM-40 и MVM-41. Заказчиком выступила компания ONEAD из Джибути (Восточная Африка) – весьма бедной страны, стиснутой между Эфиопией и Сомали.
Илососы изготовлены на шасси КрАЗ-5401Н1 (4х2) и КрАЗ-6511Н4 (6х4). MVM-40 и MVM-41 представляют собой стандартный комплекс оборудования для механизированной очистки и промывки канализаций и колодцев, сбора ила, ЖБО и т. д. Для этого на машинах установлены илососные цистерны объёмом 6,2 м3 и 12 м3. На раме установлен подрамник с платформами для рукавов, вакуумный насос с производительностью 624 м3/ч. Разряжение в цистерне 0,085 МПа обеспечивает максимальную глубину всасывания до 4,5 м. Опорожнение цистерны происходит прямым сваливанием назад (т.е. самосвальным способом) через гидрофицированный торцевой люк.
Коммунальщик в VIP-исполнении
Украинская компания ПрАт «Спецбудмаш» из города Бровары (Киевская область) создала дорожную машину с поливочно-моечным оборудованием и навесной фронтальной дорожной щёткой с гидростатическим приводом. Поворотная щётка позволяет сметать снег и грязь в стороны под разным углом на высокой скорости. Дорожная щётка одинаково эффективно устраняет как лёгкий мусор, такой как листву или песок, так и тяжёлый – мелкий щебень, тяжёлый (слежавшийся) снег, мелкий строительный мусор. На коммунальной машине установлена автоцистерна ёмкостью 9 м3 для воды.
Всё это коммунальное богатство установлено на довольно дорогое шасси MAN TGS 18.440 (тип 06XZZ) в исполнении Nordic с двумя спальными местами. Соответственно есть кондиционер и автономный отопитель на 4 кВт, многофункциональное рулевое колесо, бортовой компьютер MAN Tronic и магнитола MAN Media Truck c 5-дюймовым цветным дисплеем.
Топливный бак у машины на 800 л + 85 л AdBlue. Двигатель MAN D2066 LF36 мощностью 440 л.с. агрегатируется с автоматической коробкой передач MAN TipMatic ProfiDrive. Есть круиз-контроль, моторный тормоз EVB, ABS, ASR, ESP, но найдутся ли покупатели?
Самосвал для Зеленстроя
Самосвалы украинского завода спецтехники «Техкомплект» на базе малотоннажных грузовых машин упорно пробиваются на рынок спецтехники Украины. Осенняя новинка этого предприятия – самосвал IVECO Daily 800 ММ с 3-сторонней разгрузкой. Особенностью новинки является шасси IVECO Daily 70-150 с двухрядной кабиной, что позволит перевозить кроме грузов до 4 тонн и объёмом до 6 м3 не 2–3 человека персонала, а сразу бригаду из 7 человек (с учётом водителя). Первые два самосвала уже нашли своего покупателя. Их отправляют работать в Мариуполь, для бригад местного Зеленстроя.
В середине сентября завод при поддержке ООО «Пежо Ситроен Украина» переоборудовал 18 фургонов Peugeot Rifter для харьковского метрологического филиала РГК с разграничением пассажирского и грузового отсеков.
Бригадный эвакуатор
Новинка ООО «Завод специального оборудования» из Ирклиева (Черкасская обл.) – автоэвакуатор на шасси Isuzu NPR 75. Его назначение не столько эвакуация машин, а доставка бригады из шести человек (6 + водитель) и машину дорожной разметки к месту выполнения работ. Исходя из поставленных задач, подобрали шасси с кабиной, способной вместить необходимое количество работников, а также с запасом грузоподъёмности и длины рамы. Спецмашина создавалась исходя из веса, габаритов, клиренса, колёсной базы машины дорожной разметки и пожеланий заказчика. Эвакуатор укомплектован лебёдкой Dragon, ремнями для фиксации машин или груза, комплектом инструмента и запасных частей для прохождения будущих ТО. На такой платформе размещаются только автомобили среднего габарита.
«Альфатекс» наращивает производство
Украинский завод коммунальной техники «Альфатекс» из Кременчуга весной выполнил заказ на новый для себя тип продукции – вахтовый автобус серии АТ на шасси МАЗ-6317X5 (6х6). Специализированный изотермический фургон предназначен для перевозки 27 человек. Сиденья обшиты износостойким материалом и оснащены трёхточечными ремнями безопасности. Окна вахтовки оснащены форточками. Вентиляция в пассажирском салоне осуществляется через эти форточки, а также через люки в крыше. Кроме основной боковой входной двери есть ещё запасной выход в задней части салона. Отопления пассажирского салона осуществляется либо автономномным отопителем «Планар-8 D» мощностью 8 кВт, либо системой охлаждения двигателя. Освещение – светодиодное.
Для создания этой вахтовки использовали полноприводное шасси МАЗ-6317X5, разработанное для военных, сейчас оно широко используется в строительстве и горной добыче. Грузоподъёмность шасси 17,6 т. Двухместная кабина со спальным местом типа 6422 подрессорена и оборудована сиденьем водителя на пневмоподвеске. Машина оснащена 8-цилиндровым «восьмёркой» ЯМЗ-65853. Мощность мотора 330 л.с., максимальный крутящий момент 1521 Н·м. Топливный бак на 350 литров.
В июне по заказу муниципалитета Светловодска для коммунального предприятия «Комбинат коммунальных услуг» компания «Альфатекс» изготовила большой кузовной мусоровоз АТ-2102 на трёхосном шасси МАЗ-6312С3. Вместимость кузова составляет 22 кубометра, а гидроманипулятор способен обрабатывать контейнеры для с бора ТБО массой до 700 кг. Автомобиль спереди оборудован монтажной плитой для крепления снегоуборочного отвала или снежного плуга.
Осенью 2020 года Кременчугский завод коммунальных технологий «Альфатэкс» показал ещё одну машину, которую язык не поворачивается назвать новой. Этот развозной грузовик предназначен для малого бизнеса. Бортовой автомобиль AT-2/1 создан на шасси Dayun CGC1120 с колёсной формулой 4х2. Заявленная его грузоподъёмность 8 тонн. Грузовик оснащён двигателем Weichai WP4.1Q160E50 (Euro 5) объёмом 4087 cм3 и 6-ступенчатой механической КП Shaanxi. Мощность двигателя – 150 л.с. (110,5 кВт).
Верхнеднепровский авторемонтный завод (ВАРЗ) продолжает расширять гамму автомобилей на шасси Isuzu NQR 71. Самосвальный кузов геометрической вместимостью 5 кубометров, рассчитан на перевозку легковесных грузов удельной плотностью 0,8 т/м3. Самосвал полной массой 8 т и грузоподъёмностью 4 т конкурирует с самосвалом МАЗ-4571N2, но в отличие от минского «одноклассника» имеет меньшую на 1,9 тонны полную и снаряжённую массу.