MAN: перезагрузка
Грузовые автомобили MAN серий TGL, TGM, TGS и TGX
О грузовиках, конечно, можно и поговорить. Но лучше на них ездить. Самым убедительным аргументом в пользу машины является не слово, а ощущение. Ощущение силы, функциональности, динамики. По всей видимости, об этом знают и в компании MAN, решившей устроить в Мюнхене для российских журналистов крупномасштабный тест-драйв своих новых грузовых автомобилей серий TGL, TGM, TGS и TGX.
Журналистам новая линейка MAN уже знакома, её показывали на ганноверской выставке IAA, были публикации и в нашем журнале («ГП» № 9, 2012 г. и «ГП» № 11, 2012 г.), но вот оценить машину на дороге пока никому не посчастливилось. В силу обстоятельств этим счастливчиком оказался я.
Машин выкатили немало – аж 45 штук на двух демонстрационных площадках компании MAN. Но и желающих покататься было предостаточно: на этот тест-драйв пригласили представителей всех славянских стран Европы. Такое скопление славян я давно не видел. Подбор на тест-драйв делался, видимо, из языковых соображений, так как на презентации рабочими были всего три языка: немецкий, английский и русский. Я заметил, что на русский канал переключались очень многие, как поётся в песне: «…распространение наше по планете особенно заметно вдалеке…» И вообще, российской делегации уделяли значительное внимание.
Фейслифтинг, или регенерейшн
Появление новой линейки грузовых машин компания MAN открыто отождествляет с введением в Европе стандарта по выбросам отработанных газов Euro 6. В связи с этим многие задавались вопросом: может это всего лишь фейслифтинг передней части кабины автомобилей и доработка двигателя? Немецкие конструкторы заявили, что новый дизайн соединяет воедино элегантность и функциональность машины. Если придерживаться точной этимологии слова «элегантный», то этого в немецких машинах всегда недоставало, а вот с функциональностью у них всё в порядке.
Достаточно сильно изменённый дизайн передней части получили грузовики серий TGX и TGS. В новых версиях торговый знак бренда MAN, царь зверей – лев, ещё больше доминирует над заглавными буквами названия компании. Да и буквы, как мне показалось, стали чуть побольше. Но наиболее ярко новый фронтальный дизайн отражён в изменённой конструкции решётки радиатора, она теперь отлично гармонирует с бампером и широко распростёртыми дефлекторами. Изменила внешний вид и панель стеклоочистителя, выполненная в чёрных тонах, она визуально увеличивает площадь поверхности ветрового стекла. В целом, и правда, новые грузовики внешне отличаются от предыдущих версий.
Понятно, что все эти изменения сделаны отнюдь не ради красоты – фронтальный редизайн призван улучшить аэродинамику и усилить воздушный поток через радиатор, а широко развёрнутые дефлекторы со встроенными воздуховодами служат для оптимизации воздушного потока по бокам. Более открытые стеклоочистители предупреждают повреждение их накапливающимся льдом и снегом зимой.
Автомобиль для города и пригорода
Всматриваясь в длинную линейку выставленных автомобилей, было довольно сложно принять решение: какую машину выбрать для тест-драйва. Да и слово «тест-драйв» здесь не очень подходило. Скорее, это было первое знакомство. В общем, для начала я решил познакомиться с самыми перспективными для Москвы семействами.
Моё внимание привлекли два автомобиля: один бортовой, тентованный TGL полной массой 12 т ; другой – 18-тонный TGМ с фургоном из сендвич-панелей. Признаюсь, не таясь, несмотря на то, что автомобили разной массы и комплектации, разницы в управлении я не заметил никакой. И это при том, что 12-тонный автомобиль оснащён двигателем D0834 (220 л.с.), а 18-тонный – более мощным D0836 (290 л.с.). Оснащённые автоматической коробкой передач MAN TipMatic оба автомобиля двигались легко, бак с 1500 литрами воды в кузове не чувствовался вовсе. Эти семейства ретардером в стандартной комплектации не оснащаются, однако на торце рычага под рулём удобно расположилась кнопка понижения передач, так что тормозами в процессе езды пользоваться почти не пришлось. Ну, разве только на одном из подъёмов.
Дело было так. Поднимаясь на один из затяжных подъёмов, я вдруг задал себе вопрос: а комплектуются ли автомобили MAN системами удержания тормоза при экстренной остановке на склоне? И нажал тормоз. Инструктор, сидевший рядом, тут же протянул руку и предусмотрительно нажал клавишу на панели дополнительных систем автомобиля, при этом сказав: «Ein Sekunde!», что, по всей видимости, означало «у вас одна секунда, чтобы переставить ногу с педали тормоза на педаль акселератора». «Маловато будет», – подумал я и торопиться не стал. Перенос ноги с одной педали на другую занял у меня три секунды. За это время автомобиль даже не скрипнул, немец тоже промолчал. Только мне очень хотелось сказать: «Ну вот, а ты говорил «Ein Sekunde!», но с немецким у меня не очень, поэтому я молча продолжил поездку.
Экологическая составляющая
Надёжные двигатели MAN с рециркуляцией выхлопных газов дополняются технологией управления выбросами MAN AdBlue® для соответствия требованиям стандарта Euro 6. Расход AdBlue® составляет лишь 2 – 2,5% расхода дизельного топлива. Кроме того, у новых TGL и TGM уже в базе используется принцип регенерации HCI (впрыск углеводородов), которая обеспечивает регенерацию сажевого фильтра даже у двигателей, работающих с частичной нагрузкой, например, в развозном транспорте или в коммунальном хозяйстве. Тем самым гарантируется, что нейтрализация выхлопных газов будет работать даже в самых тяжёлых условиях эксплуатации.
Корабль трасс
Не скрою, знакомство с новыми машинами семейства TGS и TGX доставило мне больше удовольствия при вождении. Не потому, что они лучше, просто они сильнее. Причём первая моя поездка состоялась на седельном тягаче TGS 18.440 в сцепке с цистерной. Я уже предвкушал сложности езды по извилистой дороге с жидким грузом за спиной, но первые же метры пути меня разочаровали, машина двигалась слишком легко – цистерна оказалась пустой. Оснащённый автоматической коробкой передач MAN TipMatic автомобиль послушно шёл по трассе. В стандартную комплектацию таких машин уже входит ретардер, но каждая компания выпускает такие устройства со своими особенностями, и некоторое время уходит на привыкание.
Понравилась мне приборная панель. Хорошие материалы и немецкий рационализм – что ещё нужно для комфортного управления автомобилем в дальних поездках. Кстати, этот тягач всё же рассчитан на средние дистанции. Кабина здесь класса LX Coolbox, она достаточно просторная, и пол почти ровный, но в полный рост всё же не встанешь.
Как вы догадываетесь, очередное знакомство у меня состоялось с седельным тягачом семейства TGX с кабиной класса XXL. Здесь было действительно просторно и ввысь, и вширь. На 18-тонной машине, как и на TGS, был установлен 440-сильный двигатель Euro 6. В сцепке у тягача тентованный полуприцеп, который оказался, к моему удовольствию, гружёным 38 тоннами – на этот раз предстояла рабочая поездка с полным комплексом ощущений.
Процедура трогания в седельном тягаче с автоматической коробкой передач всегда сводится к одному – нажатию педали акселератора. Больше в общем-то делать ничего не нужно. Я и не делал. Следил за габаритами, чтобы без привычки не съехать с дороги, и снова давил на педаль. Вспоминались мне в это время некоторые российские машины, в которых сначала что есть духу давишь на педаль, чтобы разогнаться, а потом точно так же, чтобы остановиться. Здесь же ситуация обратная: в машинах MAN я никак не мог почувствовать границу между нажатой педалью акселератора и полностью отжатой. Обратил я на это внимание после того, как очередной раз пытался уменьшить скорость автомобиля ретардером, да он не сработал. Инструктор мне, как школьнику, сделал замечание, что с нажатой педалью акселератора горный тормоз не может работать. Да я и не нажимал, не на весу же ногу держать.
Для семейства TGX компания MAN предлагает два варианта трансмиссии: автоматизированная 12-скоростная коробка передач MAN TipMatic® обеспечивает особенно экономичное движение, так как она автоматически выбирает правильный момент для переключения. При включении моторного тормоза автоматизированная коробка передач выбирает оптимальную передачу для максимального тормозного усилия двигателя. Это сокращает износ рабочего тормоза и бережёт трансмиссию от перегрузок. Но по желанию заказчика на TGX можно установить и 16-ступенчатую механическую КП. Обе коробки могут сочетаться с тормозом-замедлителем. Он обеспечивает лучшее торможение в среднем или верхнем диапазоне скоростей, идеально подходит для скоростей от 40 до 85 км/ч и снижает нагрузку на рабочую тормозную систему.
В общем, как и три предыдущие поездки на автомобилях TGL, TGM и TGS, четвёртая, на TGX, закончилась успешно, и она мне, пожалуй, понравилась больше других. Потому что я почувствовал что хотел: силу, функциональность и динамику автомобиля.
Почти как прежний, но чище
Разработка двигателей стандарта Euro 6 представляет собой совокупность инженерно-технической изобретательности MAN. Большинство ключевых технологий, таких как система впрыска Common Rail, рециркуляция выхлопных газов (EGR), выборочное каталитическое восстановление (SCR1) и сажевый фильтр (DPF/CRT2), успешно используются MAN в серийном производстве уже на протяжении более десяти лет.
Двигатели MAN D2676 практически не производят вредных выбросов и в то же время являются такими же высокоэффективными с точки зрения мощности, надёжности и эффективности, как и двигатели стандарта Euro 5/EEV. Степень потребления топлива находится на уровне уже отлично зарекомендовавшего себя двигателя стандарта Euro 5 с SCR3. Кроме того, удалось значительно снизить потребление реагента AdBlue®: более чем на 50% по сравнению с грузовиками MAN стандарта Euro 5.
Серия двигателей | D0834 | D0836 |
---|---|---|
Рабочий объём, л | 4.6 | 6.9 |
Тип | L4 | L6 |
Мощность, кВт/ л.с. | 162/220 | 213/290 |
При числе оборотов, об/мин | 2300 | 2200 |
Крутящий момент, Н∙м | 850 | 1150 |
При числе оборотов, об/мин | 1300–1800 | 1200–1750 |
Система впрыска | Common Rail | Common Rail |
Серия двигателей | D2676 | |
---|---|---|
Рабочий объём, л | 12.4 | 12.4 |
Тип | L6 | L6 |
Мощность, кВт/ л.с. | 324/440 | 353/480 |
Крутящий момент, Н∙м | 2100 | 2300 |
Система впрыска | Common Rail | Common Rail |
Оснащённость на любой случай
Рамы для грузовиков MAN делаются из высокопрочной мелкозернистой стали. На заводе компании в Мюнхене собирают только шасси. Такова традиция и здоровый рационализм. Автомобили собирают с различной габаритной высотой: стандартная высота, средняя высота с хорошим дорожным просветом и с крайне низким верхним уровнем рамы для перевозки крупногабаритных грузов. Разумеется, создают шасси и с полным приводом. За плечами у MAN 75-летний опыт проектирования и производства полноприводных грузовых автомобилей. Заказчики могут выбирать между подключаемым и постоянным полным приводом.
В случае эпизодической эксплуатации на бездорожье на передние колеса автомобилей MAN устанавливают гидропривод HydroDrive®. Он включается селектором и обеспечивает безопасность при выезде с бездорожья и при движении по наклонным участкам со скользким покрытием. Это устройство отличается малым весом при отличной функциональности.
На машинах применяются малошумные гипоидные мосты с низким коэффициентом трения, они обеспечивают низкую массу порожнего грузовика, высокую грузоподъёмность, широкий диапазон эксплуатации и длительные промежутки до 500 тыс. км пробега между заменой масла.
Чтобы обеспечить автомобили TGX и TGS топливным баком максимального объёма, некоторые элементы рамы переместили. Например, были разработаны новые отдельные баки AdBlue®, в зависимости от комплектации автомобиля, вместимость таких баков может быть от 25 до 80 литров. Зато теперь по желанию клиента на машины семейств TGX и TGS можно установить топливные баки суммарным объёмом до 1500 литров.
Ваш комментарий будет первым