Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Автобус Setra TopClass

Александр Трохачёв.

Если бы этого автобуса не было, конкурентам жилось бы очень вольготно. Но он есть, и название ему – Setra TopClass S 416 HDH. Трехосный 13-метровый лайнер на полсотни пассажиров с уровнем комфорта «4 звезды» хорош как никакой другой «турист» в своем классе. Неспроста и фирменный лозунг компании понятен без перевода: Best in Class. Типичный представитель семейства люксовых автобусов марки Setra он вобрал в себя все лучшее, что фирма накопила за полвека постройки пассажирских машин.

Самый популярный

Опыт изготовления комфортабельных автобусов у компании Setra из г. Ульм (Германия) очень богатый. За полвека на предприятии собрано свыше 90 тыс. пассажирских лайнеров данной марки. Причем эта цифра касается собственно немецкого производства: сборочных предприятий за пределами Германии у компании нет. Кстати, рубеж 90 тыс. автобусов был пройден еще в 2007 году.

Отмечая юбилей, немецкие автобусостроители задались вопросом: какая продукция завода пользуется наибольшим покупательским спросом? Подсчеты показали, что самая востребованная серия – TopClass. Начиная с 2001 года, продажи этой престижной серии по 2007 год включительно составили 4658 единиц. Для сравнения: суммарные продажи междугородных лайнеров серии ComfortClass за тот же период достигли всего 2826 единиц, а реализация пригородных автобусов MultiClass 400 (правда, с 2003 года) составила 1179 единиц. С выходом в свет осенью 2007 года обновленного TopClass 400 лидерство этой серии укрепилось. В настоящее время число произведенных лайнеров TopClass 400 перевалило за 5000 единиц.

Популярность дорогого продукта объясняется его высокими потребительскими свойствами. Техника проста в эксплуатации и обслуживании, с высоким уровнем комфорта и безопасности, стабильно приносит прибыль и даже при высокой стоимости спрос на нее стабилен на вторичном рынке.

Дамы и господа, расслабьтесь!

Читателям «Грузовик Пресс» TopClass 400 хорошо знаком по предыдущим публикациям. Даже нынешний подопечный «турист» модели S 416 HDH подробно описан год назад. И все-таки некоторые штрихи к его портрету лишними не будут, тем более, что внести их я хочу и с точки зрения пассажира, и с точки зрения водителя.

Для пассажира такой автобус – воплощение мечты. Роскошный салон позволяет почувствовать себя на борту сухопутной яхты. По-домашнему ровный ламинированный пол под креслами и устланный мягким ковром центральный проход чем-то напоминают семейный очаг. Прозрачная крыша с тонированным остеклением настраивает на отдых. А мягкие кожаные кресла с анатомическими подушками и ковшеобразными спинками говорят о том, что вы здесь – желанный гость.

Салон у лайнера огромный, но уровень шума в нем невысок. Мотор работает приглушенно, словно он не в кузове установлен, а где-то снаружи. Дребезжащих панелей нет, скрипящих деталей тоже, и это без включения аудиоаппаратуры. Впрочем, музыка и кино сейчас неуместны – хочется отдохнуть. И пока за рулем инструктор, самое время вздремнуть. Опускаю спинку кресла в максимально низкое положение, распрямляю ноги – и вскоре засыпаю.

Подремав несколько минут, начинаю изучать внутреннее пространство. Вообще-то хождение по салону во время движения не приветствуется, но запретить пройти к холодильнику или в туалет никто не может. Продвигаться по салону удобно, даже не пользуясь верхним поручнем. Достаточно держаться за дугообразные ручки в спинках кресел.

Кресла как в частных авиалайнерах с люксовым салоном

Кресла как в частных авиалайнерах с люксовым салоном

По узкому серпантину

Настает моя очередь стать «рулевым обоза». С удовольствием занимаю место за рулем и устраиваюсь поудобнее. Впереди горный серпантин, а там отвлекаться на подгонку кресла и руля будет опасно. Но прежде чем мы взберемся вверх, предстоит проехать несколько деревень и поселков с узкими дорогами. На таких участках наш трехосник все равно что слон в посудной лавке. Не то что развернуться, повернуть толком негде, а потому встречные водители с пониманием жмутся к обочине и пропускают. Культура и взаимоуважение!

На извилистых участках характерной становится смена покрытия: заснеженные участки чередуются с сухими и мокрыми, по которым бегут ручьи. Коэффициент сцепления в таких зонах разный, и приходится постоянно сдерживать себя, чтобы не допускать опасного увеличения скорости. Но страшнее в таких условиях не превысить допустимый рубеж км/ч, а съехать на обочину. Ее, как таковой, здесь нет вообще. А несущая способность узкой полоски грунта за пределами асфальта чрезвычайно низкая.

Панель приборов компактна и информативна

Панель приборов компактна и информативна

Едва преодолеваем пик холма и начинаем спускаться, как инструктор предлагает съехать в стояночный карман. Он заасфальтирован и опасений не вызывает. Но только я останавливаюсь, как мне предлагают сдать задним ходом и повернуть на второстепенную дорогу, перпендикулярную главной. Удовольствия от такой идеи не испытываю, но соблазн проверить маневренность автобуса берет верх. Включаю «реверс» и начинаю осторожно пятиться. Обзор по зеркалам хороший, а о том, что творится в «мертвой зоне», подсказывает монитор видеокамеры. Через минуту маневр окончен…

Теперь главное – не увлекаться скоростью на спуске. Пока встречных машин на трассе нет, возникает соблазн ехать посередине дороги. Но в Германии так не принято, и я четко повторяю геометрию проезжей части у правой кромки асфальта.

Центральная консоль с навигатором, тахографом и DVD-проигрывателем

Центральная консоль с навигатором, тахографом и DVD-проигрывателем

Проезжая через небольшой поселок, в сантиметрах разъезжаюсь с крупногабаритным трактором. К счастью, здесь трактористы – не выпивохи, и ужаса в глазах не возникает. Даже кривизна поворотов не настолько велика, чтобы три оси 13-метрового лайнера не вписались в них с первого захода. А вот за знаками надо следить: неровен час, можно снести кронштейн зеркала или «поймать» угловой стойкой.

Двигатель как на учебном стенде. Доступ к навесному оборудованию – тем же ремням – хороший

Двигатель как на учебном стенде. Доступ к навесному оборудованию – тем же ремням – хороший

К середине дня заруливаю на постоялый двор какого-то сельского ресторанчика. Оказывается, нужный въезд остался чуть позади, и нужно вернуться назад метров на 200. Но как изменить направление движения на 180° на участке, где и легковушке-то маневрировать неуютно? Выход прост: не пятиться задним ходом, а совершить полноценный разворот в несколько приемов. И сделать это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Да, маневренность лайнера достойна уважения!

…Во время обеда немцы предлагают мне выпить бокал красного вина и отдохнуть от руля. Но кто сказал, что я устал?! Благодарю за предложение и отказываюсь – выпить могу и дома. А вот созерцать зарубежные красоты с водительского кресла лучшего «туриста» в своем классе – это вряд ли. Так что через час я снова «в седле». Теперь дорога лежит к дому (т. е. к отелю), а домой и конь бежит резвее…