Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Автобусные прицепы

Александр Трохачёв.

Сегодня Göppel Bus GmbH в транспортном сообществе на слуху. А все потому, что в 2006 году немецкая фирма возродила в Аугсбурге промышленный выпуск пассажирских прицепов. На минувшем Busworld в Кортрейке она показала автопоезд Midi Train и тягачи к автопоезду Maxi Train, которые отражают хорошо забытую старую философию перевозки горожан, освоенную еще в XIX веке (подробнее см. «Люди в прицепе»).

Старая идея на новый лад

Главная идея использования пассажирских прицепов заключалась в обеспечении максимальной загрузки автобусных двигателей. Кроме того, это было оправдано с точки зрения эксплуатации подвижного состава: в отличие от двух автобусов аналогичной вместимости поломок было меньше, поскольку у прицепа нет мотора. К тому же налицо экономия на зарплате, ведь второй водитель не требуется. В настоящее время при применении автобусных прицепов на первый план выступают как экономия на зарплате и расходах на приобретение подвижного состава, так и соображения по борьбе с пробками. Прицеп позволяет гибко реагировать на увеличение или уменьшение потока пассажиров. Например, в самые загруженные промежутки времени целесообразно использовать весь автопоезд, а после часа пик прицеп можно оставить на автостанции.

В отличие от такого автопоезда расцепить привычную «гармошку» или многозвенный сочлененный автобус, перевозящий 50% времени воздух, просто нереально. А управляемость лайнера с прицепом даже лучше, чем у машины с полуприцепом. Благодаря электронике бортовой компьютер задает угол поворота задних колес, которые следуют строго по колее передних. Это уменьшает радиус разворота и оптимизирует управляемость всего состава.

Прицеп Göppel G10 Midi Train повторяет стиль тягача даже в деталях

Прицеп Göppel G10 Midi Train повторяет стиль тягача даже в деталях

Не Германией единой…

В настоящее время только в Германии эксплуатируют 19 длинных и 8 средних сцепок на дюжине линий широко известных транспортных компаний в Потсдаме, Берлине, Хертене, Фюрстенвальде, Камене. В феврале 2010 года две сцепки Maxi поступили в Люксембург. А началось всё с Йохана Рагера, который был назначен руководителем нового проекта.

В октябре 2004 года фирма Göppel подписала контракт с компанией MAN на постройку первого пассажирского 135-местного поезда на базе MAN Lion’s City A21 (NL313). Изделие с индексом TM1109 («ГП» № 4, 2006 г.) получило фирменное обозначение Maxi Train и было построено на заводе в Зальцгиттере по заказу транспортной компании Reutlinger Stadtverkehrs GmbH. Тягач, вытянутый на 9415 мм при колесной базе в 6065 мм, находился в составе автопоезда габаритной длиной 22  870 мм. С собственной массой 7 т и снаряженной 14,4 т он мог перевозить фактически до сотни человек: 34 сидя и 54 стоя. Но при всей исключительности и уникальности данный состав был не единственным.

Автобусы-тягачи оснащены сцепным устройством типа RO 430

Автобусы-тягачи оснащены сцепным устройством типа RO 430

Швейцарская фирма Hess по заказу Scania строит самые большие из современных автобусных поездов с прицепом габаритной длиной 23  270 мм. За основу была взята модель автобуса OmniLink L94 UB, а максимальная вместимость при 65 посадочных местах составила 190 человек. И состав не стал опытным: он до сей поры эксплуатируется в Бранденбурге. А в Гамбурге на маршруте № 256 можно встретить пример иного рода: Mercedes-Benz Sprinter 316 CDI с прицепом Hess / Zbinden длиной 12,4 м рассчитан на перевозку 44 пассажиров.

Самый большой прицеп – 2-дверный Göppel G11 Maxi Train

Самый большой прицеп – 2-дверный Göppel G11 Maxi Train

Впрочем, конкуренты есть и за пределами Германии. Недавно почтовое ведомство Австрии ÖBB Postbus GmbH заказало и получило в свое распоряжение три автобусных поезда с прицепами APM 5.6 / 13 от компании Hess. Тягачами в них выступают турецкие автобусы TemSA Safari 10 габаритной длиной 10,66 м и TemSA Safari 12 длиной 12 м (две единицы). Поезда рассчитаны на 38 сидящих пассажиров и 49 стоящих.

Опросы пассажиров автобусных поездов показали, что 57% опрошенных дают им оценку «очень хорошо», 24% – «хорошо», 17% поставили отметку «удовлетворительно» и только 2% остались неудовлетворенными от поездки. Другой опрос показал, что 87% респондентов сказали вводу в эксплуатацию пассажирских прицепов «да». Эксплуатируют автобусные поезда Hess-Scania и в столице Таллина. Американская ElDorado поставляет автобусные поезда Transmark RE TRE20 в Сингапур, Японию, Канаду и Австралию, что лишний раз показывает актуальность поднятой темы.

В перспективе компания готова выпускать автопоезда на базе  65–76-местных MAN Lion’s City M А66 NM223

В перспективе компания готова выпускать автопоезда на базе 65–76-местных MAN Lion’s City M А66 NM223

Справка

Göppel Bus GmbH образована в результате слияния Neoplan Omnibus GmbH из Эренхайна и предприятия Markus Göppel GmbH & Cо. из Аугсбурга. Оно расположено в Нобитце/ Эренхайне. В головном филиале в Эренхайне трудится около 120 сотрудников и еще 22 заняты в филиале в Аугсбурге. Под маркой Göppel выпускают автобусы, прицепы, транспортные средства специального назначения длиной от 8 до 12 м. Фирма производит на автобусных шасси передвижные библиотеки и радиовещательные станции, автолавки и автобусы для перевозки заключенных. Кроме того, по лицензии Kiel и Vögel фирма занимается производством автобусных кресел для междугородных лайнеров MAN, выпускаемых в Германии. В 2008 году общий оборот компании составил 20,8 млн. евро.

Место водителя осталось таким же, как на серийных автобусах

Место водителя осталось таким же, как на серийных автобусах

Train означает «поезд»

Компания Göppel небольшая, сегодня здесь трудится полторы сотни человек. Но по масштабу деятельности ее размах довольно внушителен: созданные ее специалистами пассажирские автобусные поезда десятками курсируют по всей Германии. Лозунг «Традиции и прогресс» как нельзя лучше отражает философию фирмы: она образовалась путем слияния двух независимых компаний, основанных в 1923-м и 1898-м годах.

Под брендом Göppel выпускают несколько видов пассажирской техники, от 19-местных автобусов Mini4travel S на шасси Mercedes-Benz Sprinter до автобусных поездов на платформе MAN Lion’s City с прицепами суммарной вместимостью 190 человек. Особый интерес ряда европейских транспортных компаний вызывают средние городские автобусы MAN Lion’s City М A35 длиной 8610, 9575, 9775 и 10  490 мм. Не обделена вниманием и модель MAN Lion’s City А22. И все-таки наибольшую известность в среде перевозчиков компании принесли ее автобусные поезда Midi Train и Maxi Train, способные брать на борт до 150 и до 190 человек соответственно. На прицепах смонтированы одна салонная и 4 внешних видеокамеры, дисковые тормозные механизмы и электронная двухконтурная система с ABS, EBS и ESP.

Салон пригородного прицепа Göppel G11 Midi Train

Салон пригородного прицепа Göppel G11 Midi Train

Источник