Александр Трохачёв.
Сегодня Göppel Bus GmbH в транспортном сообществе на слуху. А все потому, что в 2006 году немецкая фирма возродила в Аугсбурге промышленный выпуск пассажирских прицепов. На минувшем Busworld в Кортрейке она показала автопоезд Midi Train и тягачи к автопоезду Maxi Train, которые отражают хорошо забытую старую философию перевозки горожан, освоенную еще в XIX веке (подробнее см. «Люди в прицепе»).
Старая идея на новый лад
Главная идея использования пассажирских прицепов заключалась в обеспечении максимальной загрузки автобусных двигателей. Кроме того, это было оправдано с точки зрения эксплуатации подвижного состава: в отличие от двух автобусов аналогичной вместимости поломок было меньше, поскольку у прицепа нет мотора. К тому же налицо экономия на зарплате, ведь второй водитель не требуется. В настоящее время при применении автобусных прицепов на первый план выступают как экономия на зарплате и расходах на приобретение подвижного состава, так и соображения по борьбе с пробками. Прицеп позволяет гибко реагировать на увеличение или уменьшение потока пассажиров. Например, в самые загруженные промежутки времени целесообразно использовать весь автопоезд, а после часа пик прицеп можно оставить на автостанции.
В отличие от такого автопоезда расцепить привычную «гармошку» или многозвенный сочлененный автобус, перевозящий 50% времени воздух, просто нереально. А управляемость лайнера с прицепом даже лучше, чем у машины с полуприцепом. Благодаря электронике бортовой компьютер задает угол поворота задних колес, которые следуют строго по колее передних. Это уменьшает радиус разворота и оптимизирует управляемость всего состава.
Не Германией единой…
В настоящее время только в Германии эксплуатируют 19 длинных и 8 средних сцепок на дюжине линий широко известных транспортных компаний в Потсдаме, Берлине, Хертене, Фюрстенвальде, Камене. В феврале 2010 года две сцепки Maxi поступили в Люксембург. А началось всё с Йохана Рагера, который был назначен руководителем нового проекта.
В октябре 2004 года фирма Göppel подписала контракт с компанией MAN на постройку первого пассажирского 135-местного поезда на базе MAN Lion’s City A21 (NL313). Изделие с индексом TM1109 («ГП» № 4, 2006 г.) получило фирменное обозначение Maxi Train и было построено на заводе в Зальцгиттере по заказу транспортной компании Reutlinger Stadtverkehrs GmbH. Тягач, вытянутый на 9415 мм при колесной базе в 6065 мм, находился в составе автопоезда габаритной длиной 22 870 мм. С собственной массой 7 т и снаряженной 14,4 т он мог перевозить фактически до сотни человек: 34 сидя и 54 стоя. Но при всей исключительности и уникальности данный состав был не единственным.
Швейцарская фирма Hess по заказу Scania строит самые большие из современных автобусных поездов с прицепом габаритной длиной 23 270 мм. За основу была взята модель автобуса OmniLink L94 UB, а максимальная вместимость при 65 посадочных местах составила 190 человек. И состав не стал опытным: он до сей поры эксплуатируется в Бранденбурге. А в Гамбурге на маршруте № 256 можно встретить пример иного рода: Mercedes-Benz Sprinter 316 CDI с прицепом Hess / Zbinden длиной 12,4 м рассчитан на перевозку 44 пассажиров.
Впрочем, конкуренты есть и за пределами Германии. Недавно почтовое ведомство Австрии ÖBB Postbus GmbH заказало и получило в свое распоряжение три автобусных поезда с прицепами APM 5.6 / 13 от компании Hess. Тягачами в них выступают турецкие автобусы TemSA Safari 10 габаритной длиной 10,66 м и TemSA Safari 12 длиной 12 м (две единицы). Поезда рассчитаны на 38 сидящих пассажиров и 49 стоящих.
Опросы пассажиров автобусных поездов показали, что 57% опрошенных дают им оценку «очень хорошо», 24% – «хорошо», 17% поставили отметку «удовлетворительно» и только 2% остались неудовлетворенными от поездки. Другой опрос показал, что 87% респондентов сказали вводу в эксплуатацию пассажирских прицепов «да». Эксплуатируют автобусные поезда Hess-Scania и в столице Таллина. Американская ElDorado поставляет автобусные поезда Transmark RE TRE20 в Сингапур, Японию, Канаду и Австралию, что лишний раз показывает актуальность поднятой темы.
Справка
Göppel Bus GmbH образована в результате слияния Neoplan Omnibus GmbH из Эренхайна и предприятия Markus Göppel GmbH & Cо. из Аугсбурга. Оно расположено в Нобитце/ Эренхайне. В головном филиале в Эренхайне трудится около 120 сотрудников и еще 22 заняты в филиале в Аугсбурге. Под маркой Göppel выпускают автобусы, прицепы, транспортные средства специального назначения длиной от 8 до 12 м. Фирма производит на автобусных шасси передвижные библиотеки и радиовещательные станции, автолавки и автобусы для перевозки заключенных. Кроме того, по лицензии Kiel и Vögel фирма занимается производством автобусных кресел для междугородных лайнеров MAN, выпускаемых в Германии. В 2008 году общий оборот компании составил 20,8 млн. евро.
Train означает «поезд»
Компания Göppel небольшая, сегодня здесь трудится полторы сотни человек. Но по масштабу деятельности ее размах довольно внушителен: созданные ее специалистами пассажирские автобусные поезда десятками курсируют по всей Германии. Лозунг «Традиции и прогресс» как нельзя лучше отражает философию фирмы: она образовалась путем слияния двух независимых компаний, основанных в 1923-м и 1898-м годах.
Под брендом Göppel выпускают несколько видов пассажирской техники, от 19-местных автобусов Mini4travel S на шасси Mercedes-Benz Sprinter до автобусных поездов на платформе MAN Lion’s City с прицепами суммарной вместимостью 190 человек. Особый интерес ряда европейских транспортных компаний вызывают средние городские автобусы MAN Lion’s City М A35 длиной 8610, 9575, 9775 и 10 490 мм. Не обделена вниманием и модель MAN Lion’s City А22. И все-таки наибольшую известность в среде перевозчиков компании принесли ее автобусные поезда Midi Train и Maxi Train, способные брать на борт до 150 и до 190 человек соответственно. На прицепах смонтированы одна салонная и 4 внешних видеокамеры, дисковые тормозные механизмы и электронная двухконтурная система с ABS, EBS и ESP.