Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Автодом команды МАЗ-Спортавто

Андрей Филиппов.

Многодневные ралли-рейды — на экранах спортивные грузовики, взрывая тучи песка и пыли, мчатся к финишу. А задумывались ли вы, где ночуют экипажи? Бывает, конечно, в палатках и спальных мешках. Однако крупные команды возят с собой автокемперы, где экипажи могут полноценно отдохнуть. Так, новую разработку своего автодома недавно представила белорусская заводская команда МАЗ-Спортавто.

Построила этот аппарат по проекту команды компания МАЗ-Купава. Правая сторона кемпера представляет собой четырехсекционные двухстворчатые фальшборты, которые в рабочем положении образуют «веранду» с крышей и огороженным перилами полом. За ними расположены четыре модуля с отдельным входом: три четырехместных купе и кухня. Благодаря использованию практически всей ширины надстройки в спальных отсеках удалось разместить и шкафы для гоночных комбинезонов.

Рога под потолком — вешалка для шлемов

Рога под потолком — вешалка для шлемов

Каждый отсек представляет собой четырехместное купе, почти такое же, как в поездах, только коридор у них на улице

Каждый отсек представляет собой четырехместное купе, почти такое же, как в поездах, только коридор у них на улице

В прикроватной тумбочке несколько отсеков, а в самом низу — автономный отопитель

В прикроватной тумбочке несколько отсеков, а в самом низу — автономный отопитель

Кухня в автодоме также получилась просторной. Принимать пищу здесь одновременно смогут четыре человека. Складные стулья для них закреплены вдоль стенок. На время приготовления еды столешницу можно сложить, полностью освободив пространство кухни. Кстати, здесь есть микроволновка, холодильник и даже стиральная машинка — все как в обычной квартире.

Все оборудование на кухне закреплено, а для холодильника предусмотрена дополнительная фиксация

Все оборудование на кухне закреплено, а для холодильника предусмотрена дополнительная фиксация

Кухня разместилась в отдельном отсеке и готова одновременно принять четырех человек

Кухня разместилась в отдельном отсеке и готова одновременно принять четырех человек

Маршруты гонок не всегда предусматривают наличие цивилизации в шаговой доступности. Поэтому при проектировании автодома учитывался принцип «все свое ношу с собой». Все свободное пространство отдано под закрытые отсеки различного размера и назначения. Шкафы, полочки, ниши и ящики разместились везде, где только можно. Даже стол в транспортном положении образует отдельный закрытый шкафчик, пусть и небольшого размера.

Некоторые из отсеков чисто технические

Некоторые из отсеков чисто технические

По всему периметру кухни развешаны шкафчики для различной утвари

По всему периметру кухни развешаны шкафчики для различной утвари

А это душевая кабина: навешиваем шторку — и можно принимать водные процедуры

Работать вся начинка автодома может как от основного двигателя, так и от автономных генераторов — здесь они особые, малошумные. Предусмотрена и возможность подключиться к внешним источникам электропитания

Автономный генератор разместился в отсеке под кузовом

Новый автодом базируется на шасси МАЗ с колесной формулой 6х4. Еще недавно все технички команды были полноприводными и имели двухрядные кабины. Однако, проанализировав расположение бивуаков на гонках последних лет, приняли решение использовать в качестве носителя дорожный вариант со стандартной кабиной, что позволило водрузить на шасси более внушительную надстройку.

Насколько жизнеспособным окажется такое решение, будет известно уже в январе следующего года: новый автодом вместе со всей командой отправился на Дакар в Саудовскую Аравию.

…что это передвижной отель

…что это передвижной отель

Глядя на этот фургон и не подумаешь…

Глядя на этот фургон и не подумаешь…

У него была длинная кабина и короткий жилой модуль

У него была длинная кабина и короткий жилой модуль

Первый автодом команды выглядел совершенно иначе

Первый автодом команды выглядел совершенно иначе

Такая идея себя быстро исчерпала, и внутреннее пространство перекомпоновали под автодом: два четырехместных купе и мини-кухня (с микроволновкой, холодильником, стиральной машиной и даже душевой кабинкой), которая могла быстро трансформироваться в еще одно спальное место. С одной стороны, это был уже полноценный дом на колесах, способный обеспечить отдых экипажам (особенно если учесть наличие кондиционера). А с другой — ограничение по первоначальным габаритам надстройки заставило максимально плотно скомпоновать все отсеки, что сказалось на удобстве пользования.

Самый первый жилой модуль команды выглядел именно так

Самый первый жилой модуль команды выглядел именно так

А что это за окошко в заднем свесе кузова командной технички?

А что это за окошко в заднем свесе кузова командной технички?
Кстати, еще до постройки первого автодома — отдельная комната для отдыха в одном из отсеков технички, которая была рассчитана всего на четырех человек. Никакой отдельной кухни и тем более душа, однако вытянуть ноги на полноценной полке в любом случае лучше, чем спать в палатке. Кстати, та машина тоже до сих пор в строю и жилой модуль используется по назначению. Только спят в нем не боевые экипажи, а механики команды.