Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

BMC Tugra — лучший из грузовых «турок»

Федор Лапшин.

После рассказа о грузовом транспорте на дорогах Турции читатели попросили подробно рассазать о новой серии BMC Tugra. Спрашивали — отвечаем: я подробно знакомился с этими машинами еще на выставке IAA 2018 в Ганновере, где они были представлены.

Итак, BMC расшифровывается как British Motor Corporation, но это отголосок былых времен: в момент основания компании в 1964 году 26% ее акций принадлежали британцам, но в 1989 году турки выкупили компанию. Сейчас 51% акций принадлежит турецким предпринимателям, а 49% — кому бы вы думали? — оборонному комитету Вооруженных сил Катара. Действительно, военная продукция составляет немалую долю производственной программы (здесь делают даже танки Altay, названные по фамилии генерала). Немало и гражданских машин — автобусов и грузовиков.

Tugra в переводе — «печать хана» или султана. Необычные не только название, но и облик, причем кабина собственная: ее создало небольшое турецко-бельгийско-китайское (вот это смесь!) ателье DesignUM. Среди его разработок — модная кофемолка, детская мебель, аэродромный автобус BMC… И Tugra. Правда, на сайте DesignUM написано, что информация об этой модели должна скоро появиться — хотя машине уже три с лишним года!

Невооруженным глазом видно, где дизайнеры черпали вдохновение: в профиль Tugra напоминает Сканию (причем давно снятую с производства, четвертой серии), а передняя панель в кабине похожа на таковую у машин IVECO Stralis! Громоздкая консоль уголком, ручник почти на том же месте… Только пластик заметно проще.

А вот двигатели наиболее мощных машин оригинальные ивековские: это Cursor 11 Евро-6 мощностью 460 л.с. На менее тяжелых шасси с кабинами стоит Cummins 6.7 (от 290 л.с.). Коробки передач — ZF: у грузовиков «механика», у тягачей «робот» TraXon. Передние оси турецкого производства, задние — Meritor, правда, с большим для тягачей передаточным числом, 3,08. Хотя у современных «европейцев» и даже у КАМАЗа К5 оно равно двум с копейками, что обеспечивает низкие обороты и экономичность!

Аккумуляторы у тягачей расположены сзади

Комплектация (как минимум выставочных экземпляров) неплохая: есть кондиционер, холодильник, круиз-контроль, даже системы автоторможения и контроля полосы. По заказу — второй бак, трансмиссионный тормоз-интардер, подогрев водительского сиденья, электроподъемник кабины и информационно-диспетчерская система. Но вот громоздкая и не очень аккуратно выполненная система очистки выхлопных газов удивила: так делают кое-где в Китае, но никак не в Европе!С европейской точки зрения система очистки выхлопа выглядит, мягко скажем, непривычноС европейской точки зрения система очистки выхлопа выглядит, мягко скажем, непривычноС европейской точки зрения система очистки выхлопа выглядит, мягко скажем, непривычноС европейской точки зрения система очистки выхлопа выглядит, мягко скажем, непривычно

К тому же создать машины — полдела, надо еще их продавать. Объемы реализации модели Tugra в самой Турции неизвестны, но за два дня на дорогах вокруг Стамбула мне не встретилось ни одной такой машины, да и прежняя модель BMC Professional попадается нечасто. Турецкий грузовой парк обновляется медленно: лишь 15% машин — в возрасте до пяти лет, а вот 51% — от 11 лет и старше.

Интересно, что на интернет-площадках нашлось несколько объявлений о продаже машин Tugra в Европе: в Нидерландах предлагают новые самосвалы и бетономешалки (за бетономешалку просят относительно немного, 99 тысяч евро), а в Испании — даже тягачи (всего 86 тысяч евро). И то и другое — через небольших продавцов. Но чтобы всерьез выходить на рынки других стран, прежде всего европейских, нужна мощная сервисно-сбытовая сеть: дилеры, официальные сервисы, финансирование, маркетинг…

Ford F-Max тоже выпускается в Турции, но он гораздо более «европейский» по конструкции и, в отличие от BMC, активно предлагается в европейских странах

Но то, что может турецкий Ford (его новая модель F-Max была представлена в Германии тогда же, в 2018 году, а теперь официально продается и во Франции, и в Германии, не говоря о Восточной Европе и России), другим местным компаниям пока не под силу. Или просто не нужно.

Источник