Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

BYD захватывает мир коммерческого транспорта на батарейках

Максим Чернявский.

В наше время практически каждый крупный производитель грузовиков или автобусов либо впопыхах достраивает, либо уже создал свой электрический или гибридный аналог дизельного транспортного средства — к новостям об этом все привыкли. А одной из самых активных на поле электрификации своей гаммы выглядит малоизвестная у нас китайская фирма BYD.

Как и принято в Китае, ее название — аббревиатура, но, в отличие от многих, задуманная «на экспорт», как и продукция. Расшифровывается она как Build Your Dreams («строй свои мечты»). Фирма основана в 1995 году и начинала как производитель литий-ионных аккумуляторов. Первые филиалы открылись в Гонконге и США в 1999 году, через год BYD стал поставщиком батарей для Motorola, через два — для Nokia.Электробусы BYD для рынков Европы и США построены на общих агрегатах, но в разных кузовахЭлектробусы BYD для рынков Европы и США построены на общих агрегатах, но в разных кузовахЭлектробусы BYD для рынков Европы и США построены на общих агрегатах, но в разных кузовах

В 2003-м BYD превратился в автопроизводителя, выкупив целиком фирму Xian Qinchuan Auto вместе с заводом. Сначала в программе были только легковушки, и на сегодня электромобили этой марки лидируют в Китае: в 2019 году их там было продано больше 220 тысяч.

Фирма развивалась агрессивно, нанимая специалистов лучших компаний и открывая филиалы и СП по всему миру. В 2010 году образовала совместное предприятие с Даймлером. Примерно с той же поры ее начали упрекать в плагиате, и несколько мировых марок даже судились с BYD, правда безуспешно.

А в 2010 году в программе появился первый электробус. Теперь этот вид транспорта уже обычен в Китае, и, помимо комплектных машин, BYD поставляет компоненты для десятка других производителей. Будучи специалистом в разработке электрических компонентов, BYD предлагает различные типовые схемы и варианты для электротранспорта, включая системы с медленной и быстрой зарядкой.Уже серийный электрический BYD 8R явно скопирован с канонического мусоровоза на шасси Peterbilt 320Уже серийный электрический BYD 8R явно скопирован с канонического мусоровоза на шасси Peterbilt 320Уже серийный электрический BYD 8R явно скопирован с канонического мусоровоза на шасси Peterbilt 320

С тех же пор электробусы BYD начали поставляться на экспорт. Сначала речь шла о штучных поставках, теперь они продаются уже партиями в сотни машин. Причем география поставок широка и включает десятки стран, от Аргентины до Японии. Их покупает и насыщенная собственными фирмами Европа: только в этом году электробусы BYD приобрели парки разных городов Германии, Испании, Дании, Нидерландов и Норвегии. В программе у китайцев сейчас шесть моделей электроавтобусов серии К длиной от 7 до 18 метров, включая двухэтажный и сочлененный.

Особое внимание BYD уделяет североамериканскому рынку. С 2011 года здесь действует свой филиал, и на рынке электробусов фирма занимает второе место, уступая только местной марке Proterra.

Но, в отличие от Европы, в Штатах BYD активничает и в грузовой нише, предлагая несколько семейств — от развозных фургонов до трехосных шасси. Недавно мы писали о планах Hino вывести водородный тягач на американский рынок.Есть свой близнец и у терминального трактора BYD, тоже местной марки CapacityЕсть свой близнец и у терминального трактора BYD, тоже местной марки CapacityЕсть свой близнец и у терминального трактора BYD, тоже местной марки Capacity

Оказывается, помимо водородного, разрабатывается и электрический автомобиль Hino для США. Причем в сотрудничестве с той самой BYD, с которой материнская Toyota 21 октября 2020 года заключила соглашение о создании СП.

Правда, не все идет так гладко, как хотелось бы китайцам. Продолжаются небезосновательные упреки в копировании. И, что важнее, иногда клиенты жалуются на качество сборки. Так, один из автобусных операторов Лос-Анджелеса даже собирался подавать на BYD в суд, но дело удалось решить досудебно. Однако в условиях ужесточения конкуренции в нынешние времена стремительный взлет может неожиданно обернуться падением.

Источник