Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Cекретный автомобиль-амфибия

На выставке ретро-техники можно увидеть неизвестные чудеса советского автопрома.

Кому – масленица, кому – женский день, а у любителей старой техники нынче свой праздник. В Сокольниках открылась очередная выставка ретромобилей. На сей раз организаторы решили «угостить» посетителей несколькими эксклюзивными «блюдами». В числе них, например, машины из кремлевского Гаража особого назначения. Ретроспектива кортежей «первых лиц» СССР и России – бронированных лимузинов и сопровождающих их спец-мотоциклов Почетного эскорта из разных эпох – от Сталина до Путина. А еще уникальная разработка уральских машиностроителей 1960-х – плавающий вездеход-«гармошка».

Москвичам показали секретный автомобиль-амфибию

фото: Александр Добровольский

Делать в международный женский день подарок еще и для мужчин стало уже традиционной «фишкой» устроителей этой экспозиции. Вот уже много лет кряду выставка ретро-техники, пользующаяся повышенным интересом среди мужской части населения столицы, проходит именно в период «восьмимартовских» праздников.

 

Устроители выставки не изменили и еще одной традиции: у каждой экспозиции обязательно есть свой «гвоздь программы», а то и несколько сразу. Вот и нынешняя заинтриговала несколькими проанонсированными премьерами и сенсациями. Корреспондент «МК» поспешил познакомиться с ними поближе, оказавшись в числе самых первых посетителей.

Настоящим украшением нынешней выставки стали чудом сохранившиеся и отреставрированные уникальные машины советского производства.

Одна из них называется «Арго». Необычный вездеход-амфибию спроектировала полвека назад группа специалистов Челябинского тракторного завода. Проект этот тогда был строго засекречен. В итоге получилась очень необычная восьмиколесная машина, состоящая из двух изготовленных из алюминия шарнирно сочлененных герметичных секций с эффектными «жабрами» в стиле фильма «Человек-амфибия». Оригинально решен привод вездехода: вращение от вала двигателя передается к колесам не системой валов и шестеренок через коробку передач, а при помощи потока специальной жидкости, силу и направление которого регулирует гидронасос. Компактные гидромоторы, превращающие силу потока в механическую работу, установлены в ступицах каждого из восьми колес «Арго»

Сразу два авто-«уникума» демонстрируют творчество конструкторов сгинувшего ныне Московского завода малолитражных автомобилей. В 1960-е – 70-е гг. там создали фактически предтечу столь знаменитого на весь мир легкового внедорожника «Нива». Столичные конструкторы спроектировали и выпустили в нескольких пробных экземплярах полноприводные автомобили «Москвич-415» и «Москвич-416». В серию эти легковушки так и не пошли, однако энтузиастам удалось отыскать останки опытных образцов. Один из них – «Москвич-415С» образца 1973 года, представлен на нынешней выставке, хотя и не в полностью комплектном виде: реставрация машины еще не завершена.

Другой «эксклюзив» от МЗМА – Москвич-408 «Турист» (1963 г.). Это первый советский родстер, спорт-кар класса «Гран туризмо». Его собирались выпускать серийно, однако потом эту затею «похоронили». Сохранился лишь один из двух опытных образцов, который теперь полностью восстановлен.

Весьма редкий экземпляр советской «легковой машины для избранных» представлен в том же зале. Довоенный «сталинский» лимузин ЗИС-101 знаком всем довольно хорошо. Однако не многие знают, что в то же время была разработана и конструкция такой машины с открытым кузовом (предполагалось, что такие авто будут использоваться для обслуживания клиентов элитных черноморских санаториев). Фаэтон, получивший обозначение ЗИС-102, выпустили на заводе лишь в количестве девяти штук. Одна из этих редчайших машин сохранилась, и представлена на выставке.

Очень ценятся среди любителей старой отечественной колесной техники автомобили КИМ-10. Это были фактически первые советские малолитражки, которые планировалось выпускать в массовом порядке для обеспечения граждан собственными «колесами». Выпуск таких машин начали было на московском заводе в предвоенные годы, однако этот проект был срочно свернут. «Виновником» оказался сам товарищ Сталин, которому при личном показе в мае 1941-го новинки автопрома миниатюрная легковушка категорически не понравилась. Дело в том, что в качестве прототипа для КИМ был выбран американский «Форд Префект» с двухдверным кузовом. Понятно, что при таком варианте посадка и высадка пассажиров с заднего сиденья затруднена. А «вождь народов», как нарочно, решил попробовать забраться именно на заднее сиденье. Ветераны завода вспоминали недовольную реплику Иосифа Виссарионовича после такого эксперимента, обращенную к главному конструктору. С трудом выбравшись из малолитражки «отец народов» проворчал: «Я понимаю, что буржуи и не думают о своем народе. Но вы же советский автоконструктор и должны были подумать о советском народе. Или я в вас ошибался?» В итоге «опальный» автомобиль сняли с производства, а уже после окончания войны на заводе стали собирать похожие внешне, но все-таки четырехдверные Москвич-400 и 401. А легковушек КИМ-10, которых успели выпустить совсем немного, до нашего времени уцелело буквально несколько штук. И три из них представлены на нынешней выставке. Причем один КИМ и вовсе уникальный – с кузовом фаэтон. Такого больше нигде не найти.

Еще один редкий автомобиль сталинских времен, представленный на выставке – ЗИС-110 такси. В скудные послевоенные времена по прихоти «вождя народов» было срочно отремонтировано и покрыто асфальтом Симферопольское шоссе. Иосиф Виссарионович объявил, что по нему «советские люди поедут отдыхать на юг». Мысль, конечно, парадоксальная, учитывая, что в разрушенной войной стране с машинами для граждан была большая напряженка. Однако, чтобы угодить «хозяину», решили пустить из Мосвы до Крыма не только междугородние автобусы, но и такси! В этой роли должны были выступать специально оборудованные лимузины ЗИС-110, покрашенные в коричнево-бежевый цвет и с «шашечками» на борту. Они доставляли пассажиров (подобное удовольствие могли позволить себе лишь весьма состоятельные люди) с остановкой на ночлег в единственном тогда на всю страну мотеле. Потом «таксические» ЗИС-110 стали использоваться в небольших количествах и для обслуживания поездок граждан по Москве.

Если уж говорить об эксклюзиве, представленном на выставке, то нельзя не упомянуть несколько уникальных «авторских» двухколесных машин, демонстрируемых на одном из стендов. Эти агрегаты собраны, что называется, в соответствии с полетом дизайнерской фантазии и существуют каждый лишь в единственном экземпляре.

Например, мотоцикл «Юрий Гагарин» – этакая космическая конструкция. Многие его элементы сделаны из алюминия, на на заднем крыле воспроизведен даже автограф первого космонавта.

А рядом красуется «Машина времени». Это мотоцикл-посвящение сделан в честь знаменитой у нас рок-группы. Верхняя несущая конструкция рамы выполнена в виде легендарной некогда бас-гитары «Орфей». Конечно, этот мотоциклетный «музыкальный инструмент» изготовлен из прочного металла, однако на него авторы «мото-фантазии» установили настоящие звукосниматели от электрогитары, а гриф украсили подлинными порожками, колками и даже отделкой из красного дерева – как на фирменных гитарах рокеров 1970-х – 80-х.

Большое внимание посетителей привлекает площадка, где демонстрируются правительственные кортежи разных лет. Всего таких комплектов из лимузина или кабриолета для «первого лица» и мотоциклов Почетного эскорта представлено четыре. Самый ранний вариант относится к 1953 году, а самый поздний – уже из времен нынешних.

В залах можно увидеть и военную технику. Причем наиболее «пожилой» из демонстрируемых образцов относится к 1930-м годам. Это так называемый самодвижущийся механизм Игнатьева. По-другому его еще называют танком-роботом. Известный советский изобретатель в довоенные годы создал дистанционно управляемую конструкцию, которая «посредством крюка и троса может зацепить неприятельскую пушку или самолет и тащить в то место, откуда был выслан». Серийное производство таких агрегатов организовано тогда не было, но уцелевший механизм Игнатьева, хранящийся в фондах Политехнического музея, считается прообразом современных боевых роботов.

Внимательные посетители выставки могут сделать для себя удивительное открытие. Оказывается, столь привычное нам сейчас слово «Рамблер» обозначает не только поисковую систему для компьютера, но и марку автомобилей. Правда, сейчас это уже весьма далекая история. Автомобили «Рамблер» выпускались американской фирмой на рубеже 19-го и 20-го столетий, а потом после перерыва с 1950 по 1983 гг. Большой популярностью эти авто не пользовались, и количество их по сравнению с моделями ведущих фирм было не велико. Тем ценнее такие легковушки для коллекционеров старой техники. Один из «Рамблеров», выпущенный в 1959 году, демонстрируется на стенде.

Помимо автомобилей нынешняя выставка богата еще и другой старой техникой. – Ведь организаторы решили нынче провести настоящий Фестиваль технических музеев страны. В залах демонстрируются старинные фотоаппараты, граммофоны, велосипеды, настольные лампы и арифмометры. Выставлены также макеты некоторых космических станций и даже прототип российского марсохода.

Источник

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *