Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Что сегодня выпускают на МЗКТ-самый военный автозавод

Самый военный автозавод: что сегодня выпускают на МЗКТ.

МЗКТ — уникальное предприятие. Завод, изначально созданный как «военно-многоосный» филиал МАЗа, в итоге стал самостоятельным. Сейчас здесь выпускается уйма вариантов армейских спецшасси, которые поставляются во многие страны мира. Но главные заказчики — Россия и Белоруссия. В этом материале мы рассмотрим основные семейства армейских шасси Volat.

Самый известный и самый массовый Volat — шасси легендарного 543-го семейства. По продолжительности конвейерной жизни с ним может сравниться разве что УАЗ «буханка». Шасси строили, образно говоря, вокруг ракеты с учетом огромного количества дополнительных специфических требований. Отсюда и «странные» кабины, и в целом необычный внешний вид.

В дальнейшем шасси неоднократно модернизировалось, но заложенная изначально концепция оказалась настолько удачной, что для ряда типов вооружений она полностью актуальна до сих пор. МЗКТ-543 и по сей день выпускается и, судя по всему, производиться будет еще долго.

Снаряженная масса 543-го шасси — 23 тонны, а полная — больше 43 тонн. В момент его создания в СССР не было других мощных дизелей, кроме танковых, поэтому использовали мотор В12. Он же в современной 525-сильной версии применяется и сегодня, хотя для экспорта были варианты и с импортными дизелями — например, Deutz.

543-е семейство в следующем году отметит 60-летие с момента изготовления опытного образца, но уходить на пенсию даже не собирается

543-е семейство в следующем году отметит 60-летие с момента изготовления опытного образца, но уходить на пенсию даже не собирается

РСЗО Смерч уже много десятилетий остается лучшей системой в своем классе

РСЗО Смерч уже много десятилетий остается лучшей системой в своем классе

Зенитный ракетный комплекс С-300ПС также базируется на шасси МЗКТ-543М

Зенитный ракетный комплекс С-300ПС также базируется на шасси МЗКТ-543М

543-е семейство в следующем году отметит 60-летие с момента изготовления опытного образца, но уходить на пенсию даже не собирается

543-е семейство в следующем году отметит 60-летие с момента изготовления опытного образца, но уходить на пенсию даже не собирается

МЗКТ-7930, замена для 543-го, существует давно, но пока обе версии — в параллельном производстве. Опытный образец специального колесного шасси 7930 (8×8) был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1994 году. Он имел  не только очевидные внешние отличия, но и немало конструктивных. До 2000—2500 (против 500) часов увеличили гарантийную наработку двигателя, ресурс стал больше, а расход масла — меньше, периодичность техобслуживания выросла. Снаряженная масса шасси сократилась до 21 тонны, а полная, наоборот, увеличилась до 45. Конвейерный выпуск начали лишь в декабре 2000 года.

Это шасси до недавнего времени поставлялось только в Россию. Именно на МЗКТ-7930 базируется Искандер, а также множество других систем. Но сейчас МЗКТ-7930 поступил и на вооружение белорусской армии в варианте с ракетным комплексом Полонез. Двигатель здесь 500-сильный ЯМЗ-846.

Единственной системой, смонтированной на МЗКТ-7930 и принятой на вооружение белорусской армии, является РСЗО/РК Полонез

Единственной системой, смонтированной на МЗКТ-7930 и принятой на вооружение белорусской армии, является РСЗО/РК Полонез

Шасси семейства МЗКТ-7930 было создано на замену легендарному МАЗ-543, но уже много лет они выпускаются параллельно

Шасси семейства МЗКТ-7930 было создано на замену легендарному МАЗ-543, но уже много лет они выпускаются параллельно

На шасси МЗКТ-7930 базируется ОТРК Искандер

На шасси МЗКТ-7930 базируется ОТРК Искандер

Единственной системой, смонтированной на МЗКТ-7930 и принятой на вооружение белорусской армии, является РСЗО/РК Полонез

Единственной системой, смонтированной на МЗКТ-7930 и принятой на вооружение белорусской армии, является РСЗО/РК Полонез

Шасси семейства МЗКТ-7930 было создано на замену легендарному МАЗ-543, но уже много лет они выпускаются параллельно

Шасси семейства МЗКТ-7930 было создано на замену легендарному МАЗ-543, но уже много лет они выпускаются параллельно

Техника для российских ракетных войск стратегического назначения, безусловно, вершина производственной гаммы. Полные технические характеристики шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16х16 и по сей день не разглашаются, но известно, что в действие шасси приводит тяжелый 12-цилиндровый двигатель ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Снаряженная масса такой «многоножки» — 44 тонны, а грузоподъемность — все 80 тонн!

Шестиосник МЗКТ-792911, вероятно, также предназначен для перспективных комплексов РВСН

Шестиосник МЗКТ-792911, вероятно, также предназначен для перспективных комплексов РВСН

МЗКТ-79221, на котором монтируют ядерный Тополь-М, — «эксклюзив», поставляемый только России

МЗКТ-79221, на котором монтируют ядерный Тополь-М, — «эксклюзив», поставляемый только России

Перспективное пятиосное шасси МЗКТ-79292, судя по всему, предназначено для монтажа перспективного вооружения РВСН

Перспективное пятиосное шасси МЗКТ-79292, судя по всему, предназначено для монтажа перспективного вооружения РВСН

Шестиосник МЗКТ-792911, вероятно, также предназначен для перспективных комплексов РВСН

Шестиосник МЗКТ-792911, вероятно, также предназначен для перспективных комплексов РВСН

МЗКТ-79221, на котором монтируют ядерный Тополь-М, — «эксклюзив», поставляемый только России

МЗКТ-79221, на котором монтируют ядерный Тополь-М, — «эксклюзив», поставляемый только России

Все вышеперечисленные шасси — специальные военные, ширина которых превышает допустимые для дорог общего пользования 2,5 м. Естественно, когда речь шла о ракетном вооружении, никто в СССР такой «сущей мелочью» не заморачивался. Но для гражданских заказчиков беспрепятственный допуск на дороги был важен, и специально для «гражданки» было создано семейство МЗКТ-6527, вписывающееся в дорожный габарит по ширине.И здесь случилась «история наоборот». Если прежде военные шасси приспосабливали под гражданские нужды, то в данном случае изначально сугубо «мирное» шасси стало востребованным у военных. Оружие на МЗКТ-6527, правда, не монтируют, а вот системы связи, радиолокации и командные пункты — да. Служат такие машины в белорусской армии, а также поставляются на экспорт. В семействе — шасси с колесными формулами 6х6 и 8х8. Двигатели используются 400-сильные, модели ЯМЗ-7511.

На МЗКТ-65273-020 смонтирована вышка связи Цитрус

На МЗКТ-65273-020 смонтирована вышка связи Цитрус

МЗКТ-65273 с колесной формулой 6х6 вписывается в дорожный габарит. Монтируют на нем командные пункты «среднего звена»

МЗКТ-65273 с колесной формулой 6х6 вписывается в дорожный габарит. Монтируют на нем командные пункты «среднего звена»

Более длинный МЗКТ-65272 с колесной формулой 8х8 предназначен для монтажа командных пунктов высшего звена

Более длинный МЗКТ-65272 с колесной формулой 8х8 предназначен для монтажа командных пунктов высшего звена

На МЗКТ-65273-020 смонтирована вышка связи Цитрус

На МЗКТ-65273-020 смонтирована вышка связи Цитрус

МЗКТ-65273 с колесной формулой 6х6 вписывается в дорожный габарит. Монтируют на нем командные пункты «среднего звена»

МЗКТ-65273 с колесной формулой 6х6 вписывается в дорожный габарит. Монтируют на нем командные пункты «среднего звена»

Около десяти лет назад на МЗКТ занялись совершенно новой для себя тематикой —  так называемыми корпусными шасси. Корпусное шасси — это, грубо говоря, нечто вроде бронетранспортера, только предназначено оно для монтажа вооружений. В данном случае систем ПВО, прежде монтировавшихся на гусеничной базе. В частности в белорусской армии уже служат комплексы Тор на этих шасси, разработан и колесный вариант комплекса Бук. Двигатель используется 420-сильный, ЯМЗ-7513. Еще у корпусных МЗКТ очень интересная подвеска — независимая, гидропневматическая, регулируемая по высоте.

Один из вариантов ЗРК ПВО малой дальности Тор-М2К

Один из вариантов ЗРК ПВО малой дальности Тор-М2К

Производством корпусных шасси МЗКТ занимается уже больше десяти лет. Монтируют на них системы ПВО

Производством корпусных шасси МЗКТ занимается уже больше десяти лет. Монтируют на них системы ПВО

Один из вариантов ЗРК ПВО малой дальности Тор-М2К

Один из вариантов ЗРК ПВО малой дальности Тор-М2К

Производством корпусных шасси МЗКТ занимается уже больше десяти лет. Монтируют на них системы ПВО

Производством корпусных шасси МЗКТ занимается уже больше десяти лет. Монтируют на них системы ПВО

Благодаря заказу белорусских погранвойск МЗКТ влез в сегмент грузовиков, прежде несвойственных для него массогабаритных параметров. Ну казалось бы, 3200 кг грузоподъемности, всего 6 м длины и колесная формула 4х4 — разве таким может быть Volat? Теперь да. Абсолютно оригинальный грузовичок, по параметрам близкий к ГАЗ-66, отныне тоже выпускается на МЗКТ, точнее на его филиале в Лиде. Двигатель — 215-сильный ЯМЗ-534.

МЗКТ-500200, изначально созданный для белорусских погранвойск на замену ГАЗ-66, освоил военную специальность транспортировщика миномета

В общих чертах мы рассказали только о тех военных Волатах, которые используются армиями России и Белоруссии. А ведь есть еще совершенно отдельные модели и семейства, ориентированные исключительно на экспорт. О них как-нибудь в другой раз.

Источник  https://autoreview.ru/

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *