Даниил Минаев.
Увы, несколько лет подряд одна и та же история. Ближе к весне, когда появляются данные об итогах деятельности крупных автомобильных концернов на российском рынке, позитива в них немного. В лучшем случае производителям удаётся удержать продажи или получить мизерный рост за счёт единовременной крупной сделки. А так всё больше стагнация, падение, отсюда и сокращение модельного ряда на национальном рынке…
Но ситуация меняется, если взглянуть на итоги деятельности компании в мировом масштабе. Здесь для россиянина становятся интересными не столько сухие цифры объёмов продаж, сколько новые идеи, тренды и направления, модификации и версии, вроде как и знакомых, но по-другому сконфигурированных автомобилей. Вот некоторые выдержки из глобального отчёта грузового подразделения концерна Daimler AG – Daimler Trucks – за 2019 год. Это своеобразная проекция, слепок, который демонстрирует глобальное течение бизнеса грузовиков глазами крупнейшего мирового производителя в современном ритме…
Не безоблачные прогнозы
2019 год стал третьим по успешности финансовым годом в истории бизнес-подразделения несмотря на спад (минус 11% в сравнении с 2018 г.). Однако выручка в 40,2 млрд евро превысила уровень предыдущего года (38,3 млрд). Рентабельность продаж в 2019 году составила 6,1% (на 1,1% меньше, чем в 2018 г.).
Спрос, который в начале года в Северной Америке, Европе и Японии держался на высоком уровне, к концу 2019 года снизился. В целом, после рекордного 2018 года в 2019 году продажи «Даймлер Тракс» упали на 5%, до 488 500 (в сравнении с 517 300) единиц.
В 2020 году, по прогнозам «Даймлер Тракс», на ключевых рынках сбыта грузовых автомобилей компанией ожидаются неблагоприятные экономические условия. В североамериканском регионе, как предполагает компания, рынок грузовиков большой грузоподъёмности значительно снизится. В стабильно слабой общей экономической обстановке региона «ЕС30» (ЕС, Соединённое Королевство, Швейцария и Норвегия) спрос на большегрузные автомобили, как ожидается, упадет. В Бразилии после заметного оживлёния прошлых лет продажи тяжёлых грузовиков скорее всего не поднимутся выше уровня предыдущего года. В Японии концерн ожидает значительный спад спроса на тяжёлые грузовики.
Расходы сокращают все, и не только в России
Ещё в ноябре 2019 года в рамках «Дня рынка капиталов» (Capital Market Day), компания «Даймлер Тракс» высказалась о намерении сократить расходы. В центре внимания – европейская система ведения бизнеса. Программа «STREAM 2» направлена на сокращение расходов на персонал на 300 млн евро к 2022 году. Меры, реализуемые «Даймлер АГ», были согласованы с представителями работников в соответствующих коллективных договорах, действующих для всех сотрудников компании в Германии. Помимо этого к 2022 году расходы должны сократиться на 250 млн евро за счёт оптимизации компонентной базы и совершенствования технологий, которые, как следствие, позволяют развивать унификацию. В качестве примера можно привести новый блок очистки отработавших газов (речь идёт о сажевом фильтре с учётом оригинального перевода текста из немецкого источника. – Прим. ред.) – чрезвычайно затратном компоненте современных грузовиков, который стал более мощным и при этом более доступным.
Наша справка
Сборочное производство Daimler AG в Набережных Челнах стартовало 30 сентября 2010 года, само предприятие начало работать в 2009 году. Первым автомобилем, собранным на совместном предприятии ОАО «КамАЗ» и Daimler AG был Mercedes-Benz Actros 1841 LS. За эти годы в разные периоды времени здесь рождались Atego, Axor, Actros-MP3, Unimog, Fuso Canter, всего не менее 30 модификаций.
На пути к углеродно-нейтральной продукции
«Даймлер Тракс» систематически осуществляет преобразование своей бизнес-модели, готовя её к углеродно-нейтральному, в локальном масштабе, будущему. Это ядро устойчивой корпоративной стратегии. В 2020 и 2021 годах и грузовое, и автобусное подразделения «Даймлер» совместно инвестируют в научно-исследовательскую деятельность около 1,7 млрд евро в год. Таким образом, посыл «Даймлер Тракс» ясен: компания хочет возглавить трансформацию отрасли, в том числе осуществляя в будущем внушительные инвестиции в новые технологии. Цель – запустить на дороги CO2-нейтральные грузовики (концепция tank-to-wheel – «от бака до колеса») с электрической трансмиссией, продолжить автоматизацию и объединение грузовиков и автобусов в общую информационную сеть.
К 2039 году на трёх рынках – в Северной Америке, Европе и Японии – «Даймлер Тракс» планирует предлагать новые «углеродно-нейтральные» (термин с официального перевода) автомобили. К 2022 году цель компании на этих основных рынках сбыта – запустить серийное производство автомобилей с электрической трансмиссией. Во второй половине 20-х годов «Даймлер Тракс» планирует расширить портфель серийной продукции, включив в него электрические грузовики на топливных элементах, которые будут эксплуатироваться на жидком водороде. Конечная цель – транспорт с нулевой эмиссией на дорогах к 2050 году. Помимо этого к 2022 году все европейские заводы грузового и автобусного подразделений «Даймлер» будут производить транспортные средства углеродно-нейтральным методом и получать энергию из возобновляемых источников.
Инновационная продукция с намёком на будущее
В начале 2019 года состоялась мировая премьера новой модели Freightliner Cascadia, представленной в рамках Consumer Electronic Show (CES) в Лас-Вегасе; это серийный грузовик с функцией полуавтономного вождения с уровнем 2 по SAE (SAE – общество автомобильных инженеров, США. –Прим. ред.), получивший множество одобрительных отзывов, включая награду «Лучшая транспортная технология». В этом же году новая модель Cascadia была выпущена в Австралии и Новой Зеландии.
Новое поколение грузовиков Actros запущено в Бразилии: там он дебютировал в октябре 2019 на форуме Fenatran, крупнейшей промышленной выставке коммерческого транспорта Латинской Америки. Грузовик большой грузоподъёмности был специально доработан для латиноамериканского рынка. В этой машине реализованы технологии, доступные по всему миру, такие как MirrorCam.
На важном для компании рынке Индии в связи с новым экологическим стандартом «Бхарат этап VI» (BS VI) «Даймлер Тракс» полностью обновил линейку продукции своего бренда BharatBenz (см. «ГП» № 11, 2014 г., с. 28), которую они представили в январе 2020 г. Имея в своем портфолио 13 новых грузовиков большой и средней грузоподъёмности, «БхаратБенц» выполняет условия нового индийского стандарта BS VI, основывающегося на технологиях Euro 6. В то же время во многих отношениях клиентам предлагаются новые стандарты, к примеру, новые автомобили оснащены бортовой системой обслуживания в режиме реального времени Truckonnect и более комфортными кабинами, чем у местных конкурентов. На японском рынке клиентам с октября 2019 года доступен большегрузный автомобиль Mitsubishi-Fuso Super Great с функцией полуавтономного вождения (уровень 2 по SAE).
Вспомним про электротягу
Подразделение E-Mobility, работая в составе грузового и автобусного подразделений «Даймлер» запускает глобальную инициативу по зарядке электрических грузовиков (eTruck Charging Initiative), чтобы обеспечить грузовики, работающие на электрических аккумуляторах, необходимой зарядной инфраструктурой. Изначально инициатива будет направлена на установку зарядных станций в грузовых парках клиентов. В рамках этой акции подразделение E-Mobility соберет воедино основных действующих лиц: пользователей электрических грузовиков, операторов электросетей, поставщиков электроэнергии, производителей зарядного оборудования и провайдеров зарядного ПО.
На данный момент инициатива направлена на США и Европу. За ними последует Япония. С 2018 г. E-Mobility объединяет мировое ноу-хау грузового и автобусного подразделений «Даймлер» в сфере электрических средств передвижения и определяет, какой будет стратегия различных брендов и сегментов для электрических компонентов и продуктов. Как и в случае со всемирной платформенной стратегией для обычных автомобилей, подразделением E-Mobility разрабатывается электрическая архитектура.
Автономность всё ближе
В сентябре 2019 года «Даймлер Тракс» совместно с Torc Robotics, американской дочерней компанией, начали разработку и испытания на дорогах общего пользования грузовиков с уровнем автономности 4 по SAE. Первые маршруты проходили по автомагистралям на юго-западе Вирджинии (США), вблизи головного офиса компании-разработчика программного обеспечения.
В начале 2019 года на Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе «Даймлер Тракс» объявили об инвестициях в развитие в последующие годы высоко автоматизированных грузовиков в размере свыше 500 млн евро (около $570 млн). В июне 2019 года в «Даймлер Тракс» для этих целей было создано подразделение автономных технологий (Autonomous Technology Group). Совместно со своим озвученным дочерним предприятием «Торк Роботикс» концерн объединяет мировой опыт в создании систем автономного вождения.
Mercedes-Benz eActros
При допустимой полной массе 26,0 т электрический грузовик экологически чист и работает бесшумно. По нагрузке и производительности он равен грузовику с ДВС. Электрический привод осуществляется на задний мост, электродвигатели, непосредственно примыкают к ступицам колёс, т. е. – это моторколёса. Их максимальная мощность составляет 2х125 кВт, а крутящий момент – 2х500 Н·м.
Аккумуляторная платформа имеет модульную конструкцию. Базовое устройство представляет собой аккумуляторную батарею, состоящую из литий-ионных аккумуляторов, общей мощностью 212 кВт/ч, этого хватает на 200 км – вполне достаточно для городской доставки.