Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Экспонаты музея АЗЛК

Автозаводу Ленинского комсомола, как известно, не повезло – в 2002 году он прекратил выпуск автомашин, а, спустя восемь лет, вообще был ликвидирован. Тому много причин, кто хочет – может прочитать них в той же Википедии. Однако, за семьдесят восемь лет своего существования, автозавод успел выпустить много разных моделей машин – а ещё довольно много прототипов, которые, к сожалению, в серийное производство так и не попали. Зато они попали в Музей АЗЛК, открытый в 1980 году. Увы, судьба музея не сильно отличается от судьбы завода – во время первого банкротства АЗЛК, в 1996 году, музей был закрыт. Ныне в его помещении – некий музей восстания машин (вот, например, soullaway в нём побывал). Часть экспонатов – например, раритетные Форд-А и Форд-АА, а, так же, “Понтиак”, подаренный Горбачёву Рейганом, были вывезены из музея судебными приставами, в счёт погашения задолженности завода за электроэнергию. Судебные приставы оценили каждую из этих машин в десять тысяч рублей (по ценам 2002 года). Сотрудники же музея называют суммы в три миллиона… Правда, тут вмешался Юрий Михайлович Лужков, и автомобили были возвращены. Закончилось всё это тем, что в 2009 году вся коллекция музея официально была передана в дар городу Москве, и перевезена в музей “Московский транспорт” – где, ныне, и располагается:

Начинал будущий АЗЛК в 1930 году, как автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодёжи, и первой его продукцией были собираемые из машинокомплектов автомобили Форд-А и Форд-АА. Двумя годами спустя завод начинал собирать уже их отечественные аналоги – Газ-А и Газ-АА:

IMG_5233

Первый собственный легковой автомобиль завода – КИМ-10 (справа), и послевоенный Москвич-400, в девичестве Опель-Кадетт (слева):

IMG_4965

Миллионный Москвич-408, выпущенный 18 мая 1967 года:

IMG_4968

В 1968 году завод, до этого называвшийся МЗМА — Московский завод малолитражных автомобилей – и получил название АЗЛК – Автозавод имени Ленинского комсомола. В 1974 году завод выпустил уже двухмиллионный автомобиль – им стал “Москвич-412”:

IMG_4970

Фургон Москвич-433 и универсал Москвич-427:

IMG_4972

Трёхмиллионным Москвичом 25 августа 1980 года стал Москвич-2140:

IMG_4973

Потом пришло время переднеприводного Москвича-2141. Кстати, в конце 1976 года на АЗЛК полностью сменилось руководство: из-за того, что предыдущие руководители завода старались выдавать максимально возможное количество машин, сходивших с конвейера, в ущерб их качеству, продукция АЗЛК, до этого пользовавшаяся весьма устойчивым спросом в странах Запада, в течении какого-то полугода резко его потеряла. На АЗЛК пришла группа управленцев с ЗИЛа, которые всерьёз рассматривали возможность закупки западной модели для производства её на АЗЛК – как это было, до этого, на ВАЗе. И это несмотря на то, что у завода было множество своих экспериментальных моделей. Например, Москвич 3-5-6 1973 года, с кузовом седан:

IMG_4980

Смотрится посовременнее выпускавшегося ещё целых пятнадцать лет Москвича-2140:

IMG_5205

Хотя для конца семидесятых эти машины уже не соответствовали современным реалиям (а 2140, значит, соответствовал?..), поэтому в разработку пошло семейство автомобилей Москвич-С. Вот этот, напоминающий в профиль СААБ-900, называется Москвич С-1 “Меридиан” (таблички мешают, увы):

IMG_4982

Кузов у него не хэтчбек – с поднимающейся целиком задней дверью со стеклом – а фастбэк – видите, где крышка багажника?

IMG_5203

А вот Москвич С-3 был уже полноценным хэтчбеком:

IMG_4984

И задняя дверь у него была полноценная (хотя у конкретно этого экземпляра – тоже половинчатая, как и у предыдущего):

IMG_5193

Я уже говорил, что освещение в музее просто кошмарное? С потолка свисают лампы уличного освещения, дающие зеленоватый цвет, а по углам висят лампы дневного цвета – но не везде, отчего некоторые места находятся в тени. Всё это создаёт просто какую-то какофонию цвета. В результате чего, стоящие в залах автомобили выглядят совершенно не такими, какими они действительно есть. Вот этот автомобиль, например – чисто белый. Белый!!!:

IMG_4986

Это Москвич-2144 “Истра” 1991 года – так тогда представляли автомобиль недалёкого будущего, а, конкретнее, 2000 года: дюралевый кузов, дизель, работающий на рапсовом масле, открывающиеся вверх боковые двери, прибор ночного видения с выведением информации на лобовое стекло:

IMG_5195

Полноприводный седан Москвич-2143 “Яуза” 1990 года:

IMG_4988

Минивэн Москвич-2139 “Арбат” 1988 года. Запусти АЗЛК его в серию – а, особенно, грузовую версию – спросом бы он пользовался огромным, как мне кажется. Хотя во внешности  прослеживаются черты минивэна Понтиак-ТрансСпорт первого поколения – Понтиак появился годом позже, в 1989:

IMG_5013

А, если бы завод довёл до конвейера вот эту машину, появившуюся в том же 1988 году – то несколькими годами позже ГАЗ вряд ли бы снял сливки с потребителей со своей “Газелью”:

IMG_5011

Это Москвич-3733, который планировали выпускать в кооперации с Братиславским автозаводом:

IMG_5186

Вроде как, у него было имя собственное “Тонник” – из-за заявленной грузоподъёмности в одну тонну, но это не точно. Но увы, осилили всего три образца. Все три целы, один в Братиславе, один в Московском музее индустриальной культуры, а третий – вот здесь.

Ну и, конечно, так и не пошедший в серию внедорожник Москвич-416:

IMG_4977

Появился он в конце пятидесятых, и, попади в серию – неизвестно, появилась бы “Нива”. А, если бы появилась – они прекрасно составляли конкуренцию друг другу: комфортабельный ВАЗовский внедорожник, и более утилитарный и простой “четыреста шестнадцатый”:

IMG_5208

Но в серию, как мы знаем, пошёл Москвич-2141:

IMG_4975

На его базе тоже много экспериментальных машин было сделано. Пикап Москвич-2344:

IMG_5017

Электромобиль Москвич-2335 Е1:

IMG_4993

Ну, и поделки из “сорок первого”, типа всех этих “Князей Владимиров”, “Юриев Долгоруких” и “Дуэтов”:

IMG_5001

Ещё один “Дуэт” (меня не оставляет стойкое ощущение, что дизайнеры, его создававшие, воодушевлялись Кадиллаком-Эльдорадо 1986 модельного года):

IMG_5197

Хотя старые модели смотрятся куда лучше:

IMG_5003

Или вот:

IMG_5079

Вот такие дела. За качество фотографий извиняюсь – как снимать в таких условиях – я, честное слово, не знаю 🙂

Источник

Mission News Theme от Compete Themes.