Эти грузовики резко выделяются в потоке мощным видом и какой-то особенной харизмой. Это – тяжелые эвакуаторы, задача которых не только буксировать неисправные грузовики, но и поднимать их из кюветов после аварий. Машины сложные и дорогие. Рассмотрим их эволюцию.
01. Первые эвакуаторы появились параллельно с эвакуируемыми машинами, в том числе и грузовые. Этот «tow truck»на шасси «бульдога» — Mack‘a AC был мощнейшим для своего времени «девайсом». Для увеличения грузоподъемности ему подкатили третью ось, конечно, неведущую. Надстройка была под стать шасси – с двумя лебедками, системой талей и съемной стрелой.
Фото Марка Редмана
02. Его европейский собрат, MAN Z2 1937 года – типичный немецкий «abschleppwagen», — мощности в 80 л.с. тогда вполне хватало для работы, как и ручной лебедки. Причем, невзирая на зимнее фото, машина была рассчитана на экспорт в южные страны (тентовая крыша была специальной опцией).
03. Этот европейский ветеран занимает свое заслуженное место в фирменном музее Volvo в Гетеборге. Модель LV290 выпуска 1941 года поработала в армии, потом была демобилизована, и трудилась «на гражданке». В ту пору еще не было заметной разницы между американской и европейской школами в надстройках – общемировым решением была тросовая система. Надстройку ему явно обновляли, судя по мощному сцепному устройству, а также ажурным усилениям силовых труб.
04. Революция в европейском строительстве эвакуаторов произошла в семидесятые, когда шведская Bro внедрила Z-образную стрелу, без которой теперь не обходится ни одна машина тяжелого класса. В 1978 году советский «Совинтеравтосервис» получил партию тяжелых эвакуаторов этой марки на шасси КрАЗа-255Б.
05. К восьмидесятым облик европейского эвакуатора сложился полностью, и остается таковым до сих пор – тяжелое шасси, Z-образная стрела на двух гидроцилиндрах, несколько лебедок; и все это закрыто надстройкой со встроенными ящиками. Такая машина серии Masterlift от немецкой Rau демонстрировалась в Москве на выставке «Спецтранспорт-1988».
06. СССР, тем не менее, обходился в основном без спецтранспорта. Этот «полувыставочный» образец был собран к Олимпиаде-80, и окрашен непривычно ярко. Конечно, возможности газового ЗиЛ-130 с манипулятором от мусоровоза были невелики.
07. Небогатым странам третьего мира, впрочем, покупка «навороченных» эвакуаторов тоже была не по карману. Такая конструкция «частичной погрузки», как на этом тунисском Volvo N88, использовалась во время Второй мировой. Ее прелесть в простоте и возможности использования любого подходящего «бортовика». Неудивительно, что подобные машины работают до сих пор.
08. На Ближнем Востоке разработали собственную диковинную конструкцию с использованием закона равновесия Архимеда. «Голь на выдумки хитра» — такой эвакуатор в свободное время используется для загрузки товаров в другие машины.
09. Японцы, как и во всём прочем, в постройке эвакуаторов придерживаются собственной модели развития. На их машины устанавливался типовой кран с укороченной стрелой, — в остальном мире такая схема встречается на военных грузовиках. Такая надстройка, конечно, дешевле специальной, но и перевозка «на весу» гораздо опасней.
Фото Юрия Рогозы
10. Впрочем, военная «тема» используется и в Европе – у самых опасных перевалов Норвегии дежурят демобилизованные полноприводные эвакуаторы, наподобие этого Мерседеса SK.
11. А любимым типовым эвакуатором США остается классический, с тросовым приводом. Это модель Zacklift от старинной марки Holmes 1999 года выпуска.
12. Однако «высшим классом» там уже много лет является ротатор. Основное отличие от прочих – поворотная стрела, что позволяет работать быстрее, и в более стесненных условиях. Главный минус тоже понятен – гораздо более высокая стоимость.
13. В Европе они остаются редкостью, как и у нас. Впрочем, несколько «бэушных» было в свое время ввезено из США, а сейчас налажена и их сборка в России.
14. Отдельно в мире существует и упрощенная версия эвакуатора – временная. Надстройка крепится к седлу любого тягача подходящего веса. Такое решение популярно у крупных транспортных фирм — не нужно покупать специальной машины.
15. Особняком стоят эвакуаторы на короткобазных двухосных шасси. Они необходимы в ряде случаев, например, в парках общественного транспорта крупных городов. А этот Mack MR – один из партии, изготовленной в 1984 году фирмой Weldbuilt специально для обслуживания знаменитого туннеля Линкольна в Нью-Йорке.
16. Современные тяжелые эвакуаторы нынче выпускают сотни фирм во всем мире. Но основных игроков – с десяток, известны они на всех рынках. Этот австрийский Empl Bison на шасси Volvo FH работает в полицейском управлении Дубаи.
Фото Ярослава Ворцеховского
17. А надстройки другого европейского лидера, итальянского Omars, хорошо известны у нас благодаря московской фирме «Спецбуксир», которая их эксплуатирует и собирает.
Опираясь на опыт «Спецбуксира», мы скоро поговорим о специфике этой работы и смежных аспектах.
Ваш комментарий будет первым