За окном — осенний дождь, а, казалось бы, только вчера стояли жаркие дни! Итак… …Живописный берег, гладь воды, синее-синее небо и зеленая трава. Экспертная группа Авторевю принимает солнечные ванны на крыше автомобиля с номерами АР—ТЕСТ и умиротворенно созерцает проплывающий мимо теплоход… Идут испытания. На этот раз мы испытывали «дом на колесах» — кемпер на базе Газели, разработанный столичной фирмой Мотохата и построенный фирмой Вика при Курганском автобусном заводе.
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ: ГРУЗИМ БУТЕРБРОДЫ
Нашей основной задачей на этот раз была оценка степени комфорта, с которой можно «оттянуться» на природе, имея в распоряжении подобный мобильный дом. Метод испытаний, выбранный нами, был давно апробирован — пикник на берегу водоема…
Радость столь ответственной и напряженной работы омрачила лишь закостенелая привычка испытателей — везде влезать со своей измерительной аппаратурой. Конечно, с носителем жилого модуля, «полуторкой» Газель, мы были прекрасно знакомы и не надеялись получить принципиально новые результаты, но все же… Поэтому мы подключили к топливной системе машины электронный топливомер: чем черт не шутит, вдруг узнаем что-нибудь новенькое?
На следующее утро холодильник машины загрузили изрядной долей бутербродов и «шипучки», в специальный бак залили 95 литров питьевой воды, и мы отправились по традиционному маршруту: 70км по городу, около 190 км — по шоссе. Но при этом сделали маленький крюк — а именно, заехали на берег канала Москва—Волга…
А пока Газель-Мотохата колесит по улицам Москвы, расскажем, что это за автомобиль и для чего он предназначен.
ЧТО ТАКОЕ МОТОХАТА?
У многих еще бытует мнение, что кемпер — это всего лишь ящик с кроватями, установленный на шасси небольшого грузовичка. Это неудивительно: до недавних пор подобных автомобилей в нашей стране не было (если, конечно, не считать самоделки и единичные образцы, привезенные из-за границы).
В отличие от нашей страны за рубежом «кемперный» туризм развит великолепно. Только в Германии существует несколько десятков фирм, которые строят подобные «хаты»! Причем это мобильные дома в полном смысле слова: они обладают всем необходимым для более-менее автономного существования. Наивно было бы думать, что столь сложные сооружения дешевы. Конечно же, нет. Кто же покупает кемперы?
Оказывается, практически никто: эти машины в основном берут в аренду. Провел отпуск на колесах — и отдал автомобиль обратно на фирму. Логичный вопрос: неужели в нашей стране тоже можно арендовать кемпер? Пока, увы, нет. Но рано или поздно это время придет; к тому же, не исключено, есть люди и организации, уже сегодня способные купить подобный «дом на колесах»…
Поэтому российско-швейцарская фирма Мотохата решила «начать с нуля» и выйти на российский рынок со своей оригинальной моделью. Ставка изначально делалась на отечественное шасси и зарубежное оборудование. Поясним, почему. Во-первых, путешественник, сломавшийся где-нибудь в Тмутаракани, имеет сто шансов против одного, что запчасти к Газели найдутся, — a Ford или Volkswagen придется долго и печально тащить на буксире до ближайшего крупного города… Зарубежная оснастка (плита, туалет и т. д.) тоже была выбрана неспроста:
Он был первым!
Этот рисунок был опубликован в февральском номере журнала «Техника — молодежи» за 1972 год… Никак, автомобиль построен на базе полноприводного «уазика»? Без сомнения, «мобильный дом» Safari, который построила итальянская фирма Area, — самый первый фирменный кемпер на отечественном шасси!
Сегодня, спустя четверть века после постройки, кемпер выглядит вполне современно (да и УАЗ, кстати, не сильно изменился…). Здесь в жилом модуле могли спать три человека, а альков над кабиной служил багажной полкой. Водяных бака — два: 20-литровый («технический») рядом с туалетом и 80-литровый («питьевой») под полом. Такой запас питьевой воды был предусмотрен не случайно: на Safari итальянцы прошли 30 тысяч километров по Африке!
1. Кухня; 2. Холодильник; 3. Туалет и душ; 4. Шкаф для одежды; 5. Водяной бак; 6. Люк; 7. Диван-кровать; 8. Стол; 9. Книжный шкаф (не показан); 10. Багажное отделение
заднего вида немного удлинили, да на вентилятор двигателя во избежание перегрева поставили «газовский» диффузор нового образца (дело в том, что мы испытывали первый образец Мотохаты, построенный больше года назад). Плюс к тому — 80-литровый топливный бак вместо стандартного, это связано с особенностями компоновки.
Кузов Мотохаты построен по типичной «автобусной» технологии: трубы квадратного сечения очень аккуратно обшиты дюралюминием. Изоляция кузова — 40-миллиметровый пенопласт; внутренние панели оклеены «самолетной» моющейся пленкой. Несмотря на то, что кузов и кабина соединены проходом, кузов закреплен на раме отдельно; альков, нависающий над крышей кабины, не лежит на ней, как кажется на первый взгляд, а укреплен на продольных консолях кузова.
Маленькая деталь: по словам главного конструктора Вики Владимира Колотыгина, отклонение по месту установки кабины Газели при заводской сборке достигает 10 мм (!) — поэтому кузов ставили на раму трижды, подгоняя посадочные размеры. А «воронку» — декоративное соединение алькова с крышей кабины — приходится подгонять на каждую Газель индивидуально…
Сам кузов, по данным Вики, весит 460 кг, а полная масса с оборудованием, заправленными баками и четырьмя седоками на борту — 3200 кг: еще остается некоторый запас до номинальной грузоподъемности 3500 кг.
Что касается «начинки», то в Мотохату закладывалась максимально возможная автономность, не столь актуальная для западноевропейских кемперов. Но эргономические стандарты остались европейскими: без этого не добиться комфорта и безопасности.
Мотохата уже оснащала Уралы и ГАЗ-66 для путешествий иностранцев по Горному Алтаю, и потому прекрасно знает, что, скажем, туалет Thetford существенно отличается по надежности от «самолетного» туалета ИЛ.
Итак, инициатором и автором проекта выступила Мотохата. Экстерьер и интерьер спроектировал дизайнер Михаил Блох, а исполнителем заказа стала фирма Вика при КАвЗе.
НЕМНОГО О КОНСТРУКЦИИ
Шасси практически не подверглось изменениям;
Справа по ходу машины — кухонный блок, слева — «купе»
Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю*
Условия испытаний:
Пробег перед началом теста 11700 км
Загрузка 4 человека
Температура воздуха +20° С, без осадков Протяженность городского маршрута 70 км
Протяженность магистрального маршрута 187 км
» Испытания проводились с помощью профессионального измерительного комплекса НАМИ
При желании «купе» трансформируется в еще одну кровать
Здесь объединены приборы и выключатели электросистемы салона, датчик уровня воды в баках, управление насосом и т. д.
Пульт управления и таймер отопителя
Холодильник Electrolux (объем холодильного отделения — 92 л, морозильного —12 л)
Гардероб. Есть даже вешалки«плечики»
МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…
«Помнишь, мы испытывали Газель с груженым изотермическим фургоном? — спросил один из нас, проехав на Мотохате с полчаса. — Здесь — те же самые ощущения. Никакой разницы, даже обидно!»
Так и есть: устойчивость, разгонная и тормозная динамика остались типично «газелевскими» (как, впрочем, и знакомые мелочи наподобие дергающейся стрелки тогшивомера).
Самая обычная кухня: газовая плита, мойка с холодной и горячей водой, стол…
..и мусорное ведро
Мы попробовали повысить центр тяжести путем загрузки одного эксперта в кровать над кабиной… Изменения в управляемости и устойчивости мы не заметили — а на предложение спуститься вниз и заняться делом коллега пустился в пространные рассуждения о достоинствах отдыха на верхнем ярусе, явно не желая слезать оттуда.
Но мы бы не советовали будущим путешественникам спать наверху во время движения: в случае экстренного торможения или аварии здесь больше вероятность пострадать.
Принимая во внимание мягкую подвеску Газели, заметим, что в салоне тряски и вибраций еще меньше, чем в кабине. Словом, в «ездовом» плане — Газель как Газель, без особых отклонений.
Отметили мы и то, что все элементы жилого модуля хорошо подогнаны — поэтому при езде они ведут себя «спокойно», не создавая лишнего шума.
ПРИЕХАЛИ! ПОШЛИ КУПАТЬСЯ?
Владельцы и пассажиры Жигулей, припаркованных под деревьями на берегу канала, смотрели на Мотохату с нескрываемым удивлением: экое, мол, чудо приехало! Девушки, которых мы пригласили зайти в наш домик и оценить его прелесть, явно испугались — зато великовозрастные тети, справлявшие на берегу чей-то день рождения, радостной толпой повалили в вагончик, охая и восхищаясь… Да, посмотреть там есть на что!
Во-первых, «купе»: два дивана и стол. Этот стол переворачивается и превращается в широкую лежанку (еще одна двуспальная кровать, как мы упоминали, расположена в алькове — над кабиной).
Во-вторых, шкафы и шкафчики, включая гардероб. Один из нас принялся их считать: 16 закрывающихся емкостей, не учитывая холодильник.
В-третьих, кухонный блок: длинный стол из «нержавейки», плита с двумя конфорками, мойка с холодной и горячей водой. Прямо как в квартире…
Мыться под душем можно и снаружи…
Туалетная бумага хранится в специальном гнезде. Чуть ниже унитаза — индикатор заполнения бака
Чисто, аккуратно и никакого запаха: так вынимают бачок туалета
В-четвертых, блок сантехники: умывальник, душ и биотуалет. Сильно, ничего не скажешь!
КАК ЭТО УСТРОЕНО?
Вдоволь накупавшись, помывшись под душем и устроив обед, мы решили перейти к изучению кемпера. Конечно, можно было бы упомянуть о некоторых мелких недоработках (например, пленка, которой оклеен салон, кое-где пошла пузырями, а пол душа имеет слишком малый уклон — из-за этого вода подолгу стоит там). Но не будем забывать, что это все же первый экземпляр…
Начнем с салона. Поскольку жилой модуль требует немалых энергетических затрат, сюда установили дополнительный аккумулятор емкостью 105 А ч. Есть и наружный разъем, к которому можно подключать сеть 220 В.
Отопление — газовое, германской фирмы Truma. Его работу можно программировать с помощью пульта: например, во время сна система поддерживает температуру + 10°С, встаешь — в машине уже +18°С, ушел гулять — на борту +5°С, а к возвращению Trumatic вновь поднимает температуру до + 18°С. Кстати, все баки машины тоже подогреваются.
На газе работает и двухконфорочная плита. Газ поджигается с помощью пьезоэлемента (никаких спичек!), а при внезапном срыве пламени пьезоэлемент, охлаждаясь, через 4—5 секунд перекрывает подачу газа. Ну-ка, проверим! Мы задули пламя — и точно, через несколько секунд шипение газа прекратилось.
Даже холодильник здесь работает в электрогазовом режиме! (Впрочем, питание возможно и от сети 12 или 220 В.)
Сами газовые баллоны мы обнаружили за дверцей с правой стороны кузова. Это две стандартные емкости, где редуктор может переставляться с одного баллона на другой. По словам разработчиков, «степень автономности по газу» — 10 дней зимой.
С левой стороны машины, за таким же люком, — устройство, которое мы, признаться, видели впервые. Берем за ручку, вынимаем… Ни за что не скажешь, что это — всего лишь бачок туалета! В самом туалете, рядом с унитазом, есть индикатор: как только бачок наполняется, зеленый сектор в окошечке сменяется красным. Достаточно открыть крышечку и слить жидкость в канализацию — причем из бачка потечет не зловоние, а нечто более пристойное. Дело в том, что в бачок изначально заливается 200 г специальной жидкости, разлагающей отходы (баночки с этой жидкостью стоят здесь же, в нише). При экипаже из четырех человек бачок надо опорожнять, заливая новую порцию жидкости, раз в 4—5 дней.
1. Отсек для двух газовых баллонов; 2. Крышка водяного бака; 3. Отверстия для забора воздуха и выброса отработавших газов водяного бойлера и электрогазовой системы холодильника
Что это там течет? Ничего особенного: мы сливаем использованную воду из бака
От разъема 220 В подзаряжаются аккумуляторы и может работать холодильник
Чистая вода, как мы уже упоминали, хранится в 95литровом пластиковом баке, а использованная сливается в 90-литровый бак, расположенный в «корме». Опорожнять его просто: достаточно открыть слив под кузовом.
* * *
Чем закончилась вся эта история? Вернувшись в Москву, мы уселись с таблицей данных и калькулятором, чтобы подсчитать, каковы будут траты будущих путешественников на топливо (напомним, что на нашей машине стоял стандартный мотор ЗМЗ-402, работающий на «девяносто втором» бензине). Ничего ужасного мы не обнаружили: расход около 17,5 л/100 км в городе и около 15,5 л/100 км на трассе — это вполне по-божески. Более того: расход получился меньше «среднестатистического», полученного при испытаниях грузовых Газелей (см. АР № 5, 24, 1995 и № 2, 1996). Это мы объясняем тем, что грузовики Газель были загружены «по максимуму», а Мотохата с пассажирами оказалась более легкой.
По нашим расчетам, если хозяин Мотохаты заправит машину на окраине Москвы и поедет с семейством в Крым, заправляться ему придется где-то под Курском — запаса бензина хватит примерно на 480 км.
* * *
Посетители нынешнего Московского мотор-шоу, завидев Газель-Мотохату, задавали один и тот же вопрос: «Сколько это стоит?» И услышав ответ, уходили разочарованные… Бензиновая Мотохата стоит ровно $52000, вариант с дизелем Peugeot (его устанавливает нижегородское ателье Техносервис) на $7000 дороже.
Время для массовой «атаки» кемперов на российском рынке еще не пришло. Причин тому две: в аренду кемпер пока не возьмешь, да и путешествия по нашим трассам полны неожиданностей… Каков будет спрос на машины подобного класса? Время покажет..
Ф. Лапшин Г. Борисов
Ваш комментарий будет первым