Мы едем на презентацию второго поколения нижегородских полуторок «ГАЗель» в одноименной машине. Автомагистраль, которая ведёт к месту презентации, позволяет ехать 110 км/ч, но машина едва выжимает «сотню». За шумом бензинового мотора еле слышно водителя, а при активном маневрировании авто сильно кренится, заставляя невольно хвататься за окружающие элементы салона, чтобы не сползти с бесформенного и неудобного пассажирского кресла. Но вот мы въезжаем на территорию автотрека NRing, где нас поджидают «ГАЗели» нового поколения, и у меня появляется уникальная возможность сравнить машины двух поколений.
Ни для кого не секрет, что высокая рыночная доля «ГАЗели-Бизнес» в сегменте лёгких коммерческих автомобилей основывается на лояльности и невысокой платёжеспособности российских перевозчиков. А ведь конструктивные особенности, заложенные в нижегородскую полуторку более 20 лет назад, в современных мегаполисах малоэффективны. С другой стороны, у «ГАЗели» сложился широкий круг потребителей, которых устраивает выносливая рамная конструкция, неприхотливый задний мост и не требующая обслуживания передняя балка, но они хотят чуть большего комфорта, лучшей управляемости и экономичности. Кроме того, среди бывших потребителей «ГАЗели» формируется новая потребительская аудитория, в приоритетах которой стоит не банальная ремонтопригодность, а разветвлённая дилерская сеть, не способность выдерживать двукратные перегрузы, а комфорт и технологичность.
Эволюция
На стадии проектирования у конструкторов Горьковского автозавода был велик соблазн сделать машину нового поколения по-настоящему современной: безрамной, переднеприводной с поперечным расположением двигателя. Но на кону стоял не просто имидж завода, а его будущее. Ведь рано или поздно переднеприводная «ГАЗель» сменила бы на посту свою популярную предшественницу «Бизнес» и… столкнулась бы с прямой конкуренцией в лице таких рыночных авторитетов, как Fiat Ducato, Peugeot Boxer, Citroёn Jumper.
Поэтому нижегородцы пошли в том направлении, которое у них лучше всего получалось: создание неприхотливых и выносливых малотоннажников, сочетающих в себе все преимущества рамной конструкции и заднего привода. Учитывалась всесторонняя унификация с существующим поколением машин и конечная стоимость продукта, которая должна была уложиться в 700 000 руб. Так повелось – новое поколение «ГАЗели», получившее приставку Next к имени, отвечает запросам тех перевозчиков, которые «выросли» из прежней «ГАЗели».
Эволюцию конструкции нижегородской полуторки удалось прочувствовать во время ходовых тестов автомобилей «ГАЗель» поколения «Бизнес» и Next на автомобильном спортивном комплексе «Нижегородское кольцо».
Что называется «сел и поехал»
Пересаживаясь из машины прежнего поколения в Next, сразу отмечаешь увеличившуюся в наружных габаритах кабину. Ступенька для входа в салон стала ниже на 85 миллиметров, и за ней появился вместительный бокс с пластиковой крышкой. На ступеньке теперь можно оставить сменную обувь (как это принято у дальнобойщиков), верхнюю одежду повесить на крючки, расположенные на задней стенке кабины, а все лишние мелочи распределить по многочисленным карманам и отсекам, имеющимся в дверях и на передней панели. Удивительно, но разработчики интерьера предусмотрели даже кармашки под полуторалитровые бутылки.
Уверен, что никто из владельцев прежних «ГАЗелей» не жаловался на недостаток внутреннего объёма, а в новом поколении кабина стала не просто объёмной, но и удобной. Простор на водительском месте увеличился во всех направлениях. Сиденье отодвинуто от двери к центру, и водитель больше не будет упираться левым локтем в дверь. За счёт большей длины кабины – увеличилась продольная регулировка сиденья, появился микролифт. Само сиденье внешне хоть и напоминает «волговское», на самом деле разработано с нуля немецкой компанией ISRI (которая является поставщиком сидений для «Мерседеса») и делает посадку по-легковому удобной и неутомительной. Отныне «ГАЗель» уже в заводском исполнении оснащается кондиционером Delphi, бортовым компьютером, круиз-контролем, электростеклоподъёмниками, подушкой безопасности и преднатяжителями ремней безопасности Takata. В дорогих версиях машину можно оборудовать неплохой аудиосистемой, полноценным мультимедиакомплексом с мультирулём и пассажирской подушкой безопасности.
Дизайн интерьера, пожалуй, единственная спорная составляющая в автомобилях поколения Next. С точки зрения эргономики продумано всё грамотно, но вот выглядит передняя панель проще и дешевле, чем в автомобилях поколения «Бизнес». Прежнюю панель приборов разрабатывали при участии компании Magna, она была добротно продумана не только с точки зрения эргономики, но и в плане изящности внешнего вида. Правда, картину портили внутренние дверные панели, пришедшие ещё с первых машин 1994 года выпуска. Дверные карты, соответствующие интерьеру «Бизнес-полуторок», на заводе освоить так и не удалось, из-за того, что это требовало изменения конструкции двери с внедрением внутреннего бруса безопасности.
Интерьер машин поколения Next иной: всем своим видом он указывает на коммерческое предназначение автомобиля и в первую очередь подчинён практичности. Своей архитектурой он напоминает довольно удачный и простой интерьер Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Crafter. Часть комплектующих знакома нам по локализованным российским иномаркам (типа Ford Focus II, Renault Logan), а потому рабочее место водителя не требует привыкания, что называется «сел и поехал».
В гоночном ритме
Проехав первые метры в новой «ГАЗель Next» по заснеженной трассе Нижегородского Кольца, сразу после «Бизнеса», отчётливо чувствуешь возросшую жёсткость подвески. Но это не зубодробительная тряска, а вполне умеренная упругость, позволяющая развивать на бездорожье 60–80 км/ч, не выпадая из сиденья, хотя ни оно, ни кабина не имеют собственного подрессоривания. В этом заслуга новой независимой подвески, имеющей схему, аналогичную «соболевской», но с более мощными пружинами и рычагами.
Ещё одно ощутимое отличие Next от прежней «ГАЗели» на ходу – идеальное следование заданной траектории даже на бездорожье. Прежняя «ГАЗель» не могла похвастать этим даже на ровном шоссе, и водителю на скоростях за 80 км/ч постоянно приходилось отлавливать рыскающую машину. Избавиться от этого эффекта на Next позволил новый реечный рулевой механизм ZF, амортизаторы Mando и независимая передняя подвеска.
Динамичная проходка NRing выявила ещё одну отличительную особенность Next по сравнению с прежними машинами: за счёт расширенной передней колеи и двух стабилизаторов поперечной устойчивости у бортовой машины практически отсутствуют боковые крены и продольная раскачка. Прежняя «ГАЗель» в этой дисциплине не выдерживала никакой критики.
Порадовал и в меру «бойкий» дизельный двигатель Cummins ISF 2,8 (120 л.с.), безальтернативно устанавливаемый на новую «ГАЗель». Он позволяет начинать движение со второй передачи и не досаждает своим шумом даже на высоких оборотах, чего не скажешь об ульяновском бензиновом моторе УМЗ-4216, который является основным для «ГАЗели Бизнес». Бензиновый мотор, уходящий корнями к ГАЗ-21, уже на 2,5 тысячах оборотов создавал в салоне машины неприятную шумовую завесу. Другой бедой ульяновского мотора была предрасположенность к перегреву, чего абсолютно лишён новый дизель Cummins. Свидетельством тому во время презентации являлась машина, которая в течение нескольких часов самым варварским образом выполняла не свойственные грузовику упражнения, по прохождению змейки в режиме скольжения на II передаче при оборотах коленвала, близких к максимальным.
Единственное, чего не хватало для полностью уверенного прохождения трассы «Нижегородского кольца», – это штатной антиблокировочной системы тормозов. Её адаптацией и настройкой заводские специалисты занимаются в настоящее время, а серийно устанавливать ABS на «ГАЗель Next» начнут с середины лета.
Перспективы и реальность
Глобальные изменения в конструкции «ГАЗели», тем не менее, не сделали её стоимость заоблачной и даже позволяют выпускать машины обоих поколений на одном конвейере вперемешку.
Прежняя «ГАЗель» от такого соседства только выиграла: её стали собирать по более высоким стандартам качества Next, кабины обоих поколений сваривают на новой автоматизированной линии сварки с идеальной геометрией. По части комплектующих кабины – возросло число оцинкованных деталей, да и в будущем предполагается, что машины будут глубже унифицироваться. Последнее не должно сказаться на их стоимости, так как ГАЗу принципиально важно сохранять ценовую дифференциацию между поколениями «Бизнес» и Next для их коммерческой успешности.
Приятно порадовали и гарантийные обязательства, которые берёт на себя завод: это 3 года или 150 000 км пробега в зависимости от того, что наступит раньше.
Летом на «ГАЗели Next» появится штатная ABS и новая 6-ступенчатая коробка передач с тросиковым приводом и джойстиком на панели приборов вместо анахроничной «кочерги». Ближе к осени ГАЗ предложит машины на альтернативных дизелю видах топлива, а именно на пропан/ бутановой смеси и метане.
Сейчас специалисты завода думают над появлением под капотом новинки бензинового двигателя. Пока не сообщается, будет ли это отечественный или зарубежный агрегат, хотя Бу Андерссон говорит, что версия с бензиновым мотором будет дешевле дизеля. Может быть, «Группа ГАЗ» разорится на доработку и внедрение в производство экспериментального ульяновского УМЗ-249!
Модель | A21R22 | A21R32 |
---|---|---|
Габаритные размеры, мм | 5630х2068х2135 | 6709х2068х2135 |
Колёсная база, мм | 3145 | 3745 |
Колея спереди/ сзади, мм | 1750/ 1560 | |
Грузоподъёмность, кг | 1440 | 1270 |
Снаряжённая масса, кг | 2060 | 2230 |
Полная масса, кг | 3500 | |
Максимальная скорость, км/ч | 134 | 132 |
Вместимость топливного бака, л | 60 | |
Дорожный просвет, мм | 170 | |
Количество мест | 3 | |
Средний расход топлива, л | 9 | |
Двигатель | Cummins ISF2.8s4129P (Euro 3) | |
Дизельный с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, I-4 | ||
Рабочий объём, cм3 | 2781 | |
Мощность, кВт/л.с. | 88,3/ 120 | |
Крутящий момент, Н∙м | 270 при 1400–3000 мин-1 | |
Шины | 185/75 R16С |
Во время экскурсии по производству журналистам был показан опытный образец Next с 2-рядной кабиной, уникальной особенностью которой является наличие отдельной двери для входа на второй ряд и возможность разложить сиденья так, чтобы получилась 2-местная кровать.
В дальнейшем на основе базовой модели будет создана полная линейка коммерческой техники полной массой от 2,8 до 5 т, в том числе грузопассажирские модификации, каркасные автобусы на 19 мест (см. «Автобус поколения NEXT», «Расступись, табун»), цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, а также более 100 модификаций спецтехники.
Единственный пережиток, от которого не ушла новая «ГАЗель», – переменное сечение рамы, не позволяющее варьировать длину колёсной базы иначе как варварским распилом и вставкой удлиняющего лонжерона. Но создание новой рамы заметно удорожило бы стоимость новинки.
А пока новая «ГАЗель Next», созданная по лекалам потребителей, в полной мере отвечает запросам рынка и при умеренной ценовой политике обещает стать бестселлером в классе LCV.
Ваш комментарий будет первым