Российский рынок газомоторной техники на фоне всеобщего спада если и не переживает подъем, то по крайней мере не стагнирует опережающими темпами. Федеральная программа перевода муниципального транспорта на газовое топливо, сопровождаемая весомыми дотациями на приобретение новой техники, плюс активное расширение сети газозаправочных станций усилиями ООО «Газпром – Газомоторное топливо» гарантируют устойчивый спрос на газомоторную технику в ближайшие годы. И нет ничего удивительного в том, что на рынке работающих на голубом топливе машин не только не уменьшилось количество игроков, но и появились новые имена. В этом обзоре представлены компании, предлагающие сегодня на российском рынке газомоторные автобусы.
Городской автобус ЛиАЗ-5256 на метане
Низкопольный городской ЛиАЗ-5292
Пригородный автобус КАвЗ-4238 CNG
Газовые автобусы Павловского автобусного завода
Старейший игрок в данном сегменте – «Группа ГАЗ», которой принадлежат бренды ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ. ЛиАЗ предлагает уже
ставшую классикой модель 5256 в городском и пригородном вариантах, а также полунизкопольный 5293, низкопольный 5292 и сочлененный 6213 для работы в крупных городах. Все эти автобусы имеют варианты исполнения с газовым
двигателем Cummins мощностью 255 л. с. (кроме 6213 с 280-сильным двигателем MAN) и газовыми баллонами,
установленными в специальном коробе на крыше. В среднем классе «Группа ГАЗ» предлагает два автобуса Курганского завода: полунизкопольный городской КАвЗ-4270 и пригородный КАвЗ-4238. Обе машины оснащены двигателем Cummins мощностью 168 л. с., но у городской газовые баллоны установлены на крыше, а у пригородной – в отдельном
отсеке под полом салона.
И наконец, автобусы малого класса, выпуском которых не первый десяток лет занимается ПАЗ. Завод активно продвигает
свою новую разработку Вектор-4, среди модификаций которой есть и машина с газовым двигателем Isuzu
мощностью 130 л. с. запасом топлива в баллонах, размещенных под полом. Еще одна модель предприятия – ПАЗ-32053 – заводом в газомоторном варианте не предлагается. Однако на автобусах с карбюраторным двигателем предусмотрена возможность конверсии для работы на газовом топливе, причем как на компримированном (метан), так и на сжиженном (пропан-бутан).
Городской автобус НефАЗ-5299
Малый автобус Bravis от СП «КАМАЗ-Марко»
Прямой конкурент «Группы ГАЗ» в сегменте городских автобусов – НЕФАЗ (входит в состав КАМАЗ) – делает ставку на
обновленный НЕФАЗ-5299. Унифицированные по кузову и основным узлам, эти автобусы предлагаются в нескольких вариантах для пригородных и городских перевозок, с низкопольным и полунизкопольным салоном. Для каждой из моделей предусмотрен газомоторный вариант исполнения, двигатели используют трех
моделей: КАМАЗ-820.61, Mercedes–Benz M906 и Yuchai–YC6G260N. В сегменте автобусов малого класса КАМАЗ предлагает автобус Bravis совместного предприятия «КАМАЗ-Марко».
Городская и пригородная модификации этого автобуса в газомоторном исполнении комплектуют двигателями Yuchai–YC4G190N мощностью 180 л. с.
Городской газовый автобус Volgabus СитиРитм
Междугородный газовый Volgabus Sерпанtин
Третий российский производитель автобусов VOLGABUS (ранее «Волжанин»)
единственная компания, предлагающая на рынке отечественный туристический автобус Delta с газовым «сердцем». На машине установлен двигатель Yuchai–YC6MK300N мощностью 221 л. с., а газовые баллоны размещены под полом салона. Не самое удачное решение для «туриста», так как баллоны съедают часть объема багажных
отсеков. Но аналогичная проблема встречается и у газового туристического автобуса ЛИАЗ Круиз (прежде – ГолАЗ), а также у «туристов» из Китая. Размещение газовых баллонов «в подполье», а не на крыше на данных лайнерах объясняется очень высоким уровнем крыши, не позволяющем разместить топливные емкости, не превысив при этом разрешенный дорожный габарит по высоте ТС, ограниченный 4 метрами. Маршрутные автобусы СитиРитм, как городские, так и пригородные, могут комплектоваться двигателями двух моделей. Для серии LE это Yuchai–YC6G260N мощностью 260 л. с., для серии LF – 280-сильный MAN EO836LOH1. Автобусы среднего класса в линейке
VOLGABUS представлены моделью Ритмикс, в качестве основы для которой используется шасси Ashok Leyland индийского
производства. В газовом исполнении двигатель развивает мощность до 183 л. с.
Отдельного упоминания заслуживает новинка 2015 года – междугородный Volgabus-528512 Sерпанtин. По кузову он максимально унифицирован с городским СитиРитм, однако имеет классическую высокопольную
компоновку с багажными отсеками снизу. Они достаточно объемные, несмотря на «городской» кузов, благодаря размещению баллонов с газом на крыше. Двигатель автобуса – все тот же 260-сильный Yuchai YC6G260N. Sерпанtин,
кстати, сразу разрабатывался как газомоторный автобус, а дизель на него можно заказать только в качестве опции.
Автобус первого поколения МАЗ-103965
Автобус второго поколения МАЗ-203965
Белорусский МАЗ, успешно продающий в России автобусы с дизельным двигателем, как ни странно, не предлагал до
последнего времени на нашем рынке газомоторную технику. Сейчас ситуация изменилась, и МАЗ активно осваивает этот сегмент рынка. В 2014 году в России презентовали низкопольный городской МАЗ-203965, а в 2015-м – МАЗ-103965,
имеющий варианты исполнения и для городских, и для пригородных перевозок. Обе модели автобусов комплектуются двигателем Mercedes–Benz OM906 мощностью 279 л. с.
Городской автобус MAN Lion‘s City CNG
Для европейских производителей на российском рынке сейчас не лучшие времена. Подскочивший курс евро сделал и без
того недешевые автобусы из ЕЭС непомерно дорогими. А война санкций и обострение отношений с Турцией (из которой шла львиная доля комплектующих и запчастей) закрыли дорогу для участия в тендерах госструктур. Хотя до кризиса газомоторные автобусы европейских компаний в России пользовались спросом. В частности, немецкий MAN предлагал популярную городскую модель Lion‘s City CNG с 13-литровым газовым двигателем мощностью 310 л. с.
Низкопольный городской автобус IVECO Citelis CNG
А IVECO в 2014 году провел презентацию нового низкопольного городского автобуса Citelis CNG с двигателем Cursor 8 мощностью 290 л. с. Для справки – газомоторные автобусы IVECO пользуются устойчивым спросом не только в Европе, но и в Азии. В частности, городские власти Пекина закупили 1400 автобусов этой марки, а из последних контрактов можно отметить соглашение о поставке 350 Citelis CNG в Астану (Казахстан) к выставке Expo 2017.
Среднеразмерный туристический Golden Dragon 6957CNG
Городской автобус Golden Dragon 6125CNG
Малый городской Golden Dragon 6845CNG
Где европейцам слезы, там китайцам радость. Можно не сомневаться, что производители из Поднебесной не упустят шанс
занять позиции, потерянные европейцами в санкционной борьбе. Яркий тому пример – компания Golden Dragon,
один из ведущих производителей автобусов в Китае. До недавнего времени китайский Дракон продавал в России только дизельные автобусы, но теперь ситуация в корне изменилась. С 2016 года Golden Dragon начинает продажи в России сразу пяти моделей газомоторных автобусов: туристической 6957CNG (длина 9,54 м, 35, 37 или 39 пассажиров), междугородной 6127CNG (длина 12,2 м, 49, 51 или 53 пассажира) и трех городских – 6845CNG, 6105CNG и 6125CNG длиной 8,39, 10,7 и 11,98 м соответственно. Количество мест для сидения варьируется от 18-26 у самой маленькой до 22-34 у самой большой модели в зависимости от компоновки салона.
В качестве силовой установки на всех автобусах установлены двигатели Yuchai (в Китае Yuchai занимает примерно те же позиции, что Cummins в Европе и Америке), 60% выпущенных в Китае газомоторных автобусов укомплектованы именно этими моторами, да и отечественные производители их используют на своих машинах. Так что с обслуживанием и
запасными частями для них проблем никаких – техника в России известна и, можно сказать, популярна.
Газомоторные Golden Dragon комплектуются 6-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом стандарта Евро-5 мощностью 260 л. с. для туристической и городских моделей и 340 л. с. для междугородной. Исключение
– самый маленький городской 6845CNG с 4-цилиндровым 182-сильным агрегатом. Что касается остальных характеристик, то здесь газомоторные «Драконы» ничем не отличаются от своих дизельных собратьев.
Несущий кузов с катафорезной обработкой, дополнительные опции для эксплуатации в условиях холодного климата, несколько вариантов размещения сидений в салоне для каждой модели.
Междугородный автобус King Long XMQ6120C–CNG
Стильный туристический King Long XMQ6129Y-CNG
Естественно, Golden Dragon не единственный китайский автобусостроитель, представленный на российском рынке. King Long предлагает три модели туристических автобусов: 9-метровый XMQ6900-CNG (35 пассажиров), 12-метровый XMQ6120C–CNG (49-53 пассажира) и полутораэтажный 12-метровый XMQ6129Y–CNG (47 пассажиров).
Автобусы комплектуются двигателями Yuchai YC6G260N мощностью 260 л. с., YC6MK340N (340 л. с.) и YC6MK375N (375 л. с.) соответственно.
Характерная деталь всех газомоторных King Long-ов – установленные под полом салона баллоны с запасом газа.
Городской низкопольный Yutong ZK6118HGA-CNG
Полунизкопольный автобус Hengtong CKZ6126HN4
Городские газомоторные автобусы китайского производства в России предлагает ООО «СТОРК» – официальный
дистрибьютор компаний Yutong и Hengtong. Все автобусы оснащены двигателями Yuchai и газовыми баллонами, размещенными в коробах на крыше. Средний городской Yutong ZK6852HG–CNG рассчитан на перевозку 60 человек (из них 22 сидя), пассажировместимость большого низкопольного Yutong ZK6118HGA–CNG 81 человек (из них 25 сидя).
Полунизкопольный Hengtong CKZ6126HN4 оснащается таким же 260-сильным двигателем, но пассажиров на борт берет больше – его салон вмещает 100 человек, из них 26 сидя.
Газомоторный транспорт в России бурно развивается, поэтому в ближайшее время можно ожидать появление на рынке
как новых моделей, так и новых участников. Ближайшая возможность убедиться в правоте (или ошибочности) этих прогнозов представится в конце мая на фестивале «Мир автобусов» в Коломне и осенью – на выставке Busworld Russia.