Газовых грузовиков в России по-прежнему капля в море. По данным Скании, из 3,7 миллиона грузовых машин среднего и тяжелого классов на газе работает всего 68 тысяч, то есть меньше двух процентов. И это при том, что 40% мирового запаса метана сосредоточено именно в России! Тем не менее под бодрые лозунги правительства эта тема понемногу развивается, хотя государственные субсидии действуют только для сугубо отечественных производителей и, если говорить о грузовиках, распространяются лишь на технику для жилищно-коммунального хозяйства.
Как бы то ни было, Scania — самая активная европейская компания в этом секторе. Из примерно тысячи газовых грузовиков, проданных в нашей стране в прошлом году, около шестисот — КАМАЗы, около двухсот — «скамейки» (так называют Скании водители), остальное приходится на прочие марки.
И вот перед нами — линейка газовых машин нового поколения, среди которых есть не только тягачи и развозные грузовики, но и самосвалы, мусоровозы и «мультилифты». Они могут работать, в зависимости от исполнения, или на сжатом метане (CNG), или на новомодном сжиженном и охлажденном до минус 162°С (LNG). Кстати, под Екатеринбургом испытывается пока единственная в нашей стране Scania LNG, но, поскольку таких заправок у нас почти нет, здесь речь пойдет о машинах на традиционном сжатом метане.
Заправочных разъемов два, типа NGV1 и NGV2, а для штуцеров по ГОСТу нужен переходник (на верхнем разъеме)
Поэтому — считаем деньги. Изначально газовая машина, конечно, гораздо дороже. Такой тягач G340 (340 л.с.) стоит 9,9 млн рублей, на два миллиона больше дизельного G380, при этом он тяжелее. Затраты на техобслуживание у газовой машины тоже выше, в том числе за счет довольно частой (раз в 30—40 тысяч километров) замены свечей. Зато сюда не надо заливать мочевину (хотя у нас большинство перевозчиков отключает эту систему), и топливо дешевле примерно в три раза: 15 руб/м³ против 45 рублей за литр солярки. К тому же ресурс двигателя априори больше: ударных нагрузок нет, серы в топливе — тоже, степень сжатия меньше.
Преимущества газового мусоровоза — очень чистый выхлоп и тихий двигатель
Вот только заявленный средний годовой пробег, 180 тысяч километров, смущает: это же очень много! Но чтобы газовая машина отбила вложенные в нее деньги, ее надо гонять в хвост и в гриву: обещано, что при такой эксплуатации и среднем расходе метана 38 м³/100 км против 33 л/100 км солярки метановый тягач будет выгоднее дизельного на 81 тысячу рублей в месяц — и первоначальная разница в цене нивелируется за два с половиной года.
Есть и другая сторона проблемы: поскольку запаса газа в баллонах хватает примерно на 470 км, а «сжатых» заправок (АГНКС) по всей стране лишь около 400, клиенты должны очень четко планировать маршруты своих машин.
В гамме CNG есть различные модели, включая экзотический самосвал с задней тележкой тридем (на переднем плане)
Но если все рассчитано верно, сканиевцы обещают, что метановые машины выгоднее дизельных. Скажем, тягач CNG новой серии, который с февраля таскает рефрижератор с молочной продукцией по маршруту Москва — Питер, экономит 6,8 руб/км по сравнению с дизельными аналогами. А одиннадцать его собратьев, которые развозят солярку по Самарской и Ульяновской областям, экономят по 8,8 руб/км при ежегодном пробеге аж 260 тысяч километров на машину. Сейчас этот перевозчик хочет взять еще шесть газовых «скамеек», увеличить пробег до безумных 300 тысяч километров в год, открыть свою заправку, где метан обойдется в 10 руб/м³ вместо 17 руб/м³, — и получить годовую экономию на автопарк аж 57 млн рублей.
В общем, техника интересная, но специфичная — и требующая тщательной калькуляции. Между тем сканиевцы собираются за этот год продать у нас уже 300 газовых машин, а еще совместно с Макдоналдсом запустить по Москве тягачи на сжиженном метане, благо заправка им есть на съезде к Домодедово и у перевозчика имеется опыт эксплуатации таких машин в Германии. Кстати, в самой Германии Скании начали переводить на сжиженный пропан-бутан и уверяют, что это тоже выгодно… КАМАЗ, в свою очередь, рекламирует газодизельный тягач, который, если в баллонах закончится газ, сможет ехать на одной солярке. А какой путь более перспективный — будущее покажет.
Кстати…
Тем временем дилер «Скания Сервис» отпраздновал 20-летие на своей головной станции в подмосковном Голицыно. На празднике были и газовые машины, а украшением мероприятия стал старый капотник T143 (разумеется, дизельный, V8), в свое время завезенный из Бельгии. У него нет номерных знаков, но они и не нужны: ветеран не выезжает с территори сервиса.