Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Городские электробусы среднего и большого класса. Часть2

Юрий Петров.

Как выкачать деньги из водорода?

Принятые в 2016 году в Нидерландах соглашения с пассажироперевозчиками предполагают, что после 2025 года каждый новый автобус будет без выбросов, а с 2030 года в автобусных парках не должно остаться ни одного автобуса с ДВС. Так Евросоюз на внедрение водорода в транспортную отрасль готово выделить провинциям и министерству до 7,5 млн евро*, на каждые 3,75 млн местных ассигнований. Всего будет освоено 18,75 млн евро.


* В рамках проекта FCHJU HighVLOCity, JIVE2 и исследовательской и инновационной программы Horizon 2020.

Водоробус Van Hool A330 Hydrogen Fuel Cell Bus 2019 года

Водоробус Van Hool A330 Hydrogen Fuel Cell Bus 2019 года

По соглашению Министерства инфраструктуры и водного хозяйства Нидерландов (I & W) и трёх провинций Нидерландов в течение 2020–2021 гг. будут закуплены 50 новых автобусов Van Hool A330 Hydrogen и VanHool Urbino 12 Hydrogen на топливных элементах. Первые из 20 автобусов уже заказаны и в этом году начнут обслуживать пассажиров в Гронингене и Дренте. Дополнительно 10 машин будут пущены для обслуживания города Эммен. В прошлом году Кёльн и Вупперталь закупили 40 водородных автобусов. Эти 26-местные машины на 75 и 78 пассажиров оснащены силовым модулем FCvelocity-HD85 от Ballard Power Systems и тяговым электродвигателем Siemens PEM мощностью 210 кВт.

Голландская Keolis Nederland BV на конец 2019-го имела парк из 259 электробусов BYD (всего BYD в 10 европейских странах продала свыше 1200 электробусов), но сейчас взоры направлены на водород и для Велювеа и Апельдорна закуплены польские водоробусы Solbus Solcity 12 Waterbus.

Опыт эксплуатации 8 водоробусов Solbus Solcity 12 Waterbus в 2019 году показал пробег 400 км на одной заправке, а у VanHool Urbino 12 Hydrogen он составил 300 км при меньших затратах на обслуживание и заправку. Solaris не стала дожидаться хороших новостей и также принимает заказы на водоробус Urbino 12 Hydrogen.

Solbus Solcity 12 LNG на станции заправки водородом в Южной Голландии

Solbus Solcity 12 LNG на станции заправки водородом в Южной Голландии

Solaris Urbino 12 Hydrogen

Solaris Urbino 12 Hydrogen

Параллельно с запуском магистральных тягачей Yuan Cheng (Ян Чэн) серии М100, работающих на метиловом спирте, китайский концерн Geely New Power Commercial Vehicles намерен в 2021 году запустить собственную линейку электроприводных автобусов: водородного Yuan Cheng F12 Hydrogen FCB и аккумуляторного Yuan Cheng С11 ECB.

Городской 80-местный автобус Yuan Cheng F12 будет доступен в версиях 10,5 и 12 метров и станет первым водоробусом концерна GCV. На заправку баллонов требуется около 10 минут. Значения расхода водорода определены на дорожных тестах, которые не выбиваются из референтных и показывают значение 7,5 кг на 100 км пути при пробеге 500 км. Параллельно на его базе будет создан аккумуляторный городской автобус. А вот пригородный Yuan Cheng C11, наоборот сначала будет представлен в версии электробуса и только потом обретёт гидрогенную версию.

Городской водоробус Yuan Cheng F12 HFCB

Городской водоробус Yuan Cheng F12 HFCB

Пригородный электробус Yuan Cheng С11 ECB

Пригородный электробус Yuan Cheng С11 ECB

Так, например, уже делает португальская компания Grupo Salvador Caetano, S.G.P.S., S.A., которая в Брюсселе на Busworld 2019 представила двух близнецов: электробус Caetano eCity Gold и водоробус Caetano H2City Gold.

Тут есть одна пикантная тонкость. В России существует два ТУ на марки водорода (А, Б и В, а также 4.0, 5.0, 5.5 и 6.0) и три сорта (высший, первый и второй). Цены за 1 кг в РФ варьируются от 630 до 1200 рублей, т.е. «на сотню» пробега будет потрачено 4800–9000 рублей, тогда как дизельный двигатель при расходе 34–36 л/100 км потребует раскошелиться на 1600–1900 рублей. Вот и вся арифметика!

В зависимости от поставок электробусы Caetano eCity Gold отличаются не только расположением АКБ, но и деталями передней панели

В зависимости от поставок электробусы Caetano eCity Gold отличаются не только расположением АКБ, но и деталями передней панели

В зависимости от поставок электробусы Caetano eCity Gold отличаются не только расположением АКБ, но и деталями передней панели

Водоробус Caetano H2City Gold

Водоробус Caetano H2City Gold

Экспортный потенциал

Производителям приходится рассматривать возможность экспортных поставок и тут законодатели ЕС обещают хорошие перспективы и сладкий куш. В ноябре 2019-гo правительство Великобритании ввело запрет на производство транспорта с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года, а уже в январе этого года сроки были сдвинуты на 2032-й. На этом фоне белорусский «БКМ Холдинг» подписал на выставке Coach and Bus UK соглашение с компанией CAD CAM Automotive и Wave Industries об организации совместного сборочного производства электробусов в Великобритании.

Электробус Deltabus Mark E в Брюсселе был представлен как стартап австрийского г. Терниц, хотя машина собрана в Собинском районе Владимирской обл. на заводе «Бакулин Моторс Групп», где создан Volgabus CR12E.

Электробус Vitovt Electro T420 завода «Белкомунмаш» для Ноттингема (Англия)

Электробус Vitovt Electro T420 завода «Белкомунмаш» для Ноттингема (Англия)

Deltabus Mark E компании «Бакулин Моторс Групп»

Deltabus Mark E компании «Бакулин Моторс Групп»

В проект развития новой промплощадки БМГ уже вложила 2,5 млрд рублей и совместно с австрийским продуцентом завод готов обеспечить выпуск не менее 300 машин в год. Под Владимиром может быть налажено производство литий-металл-полимерных АКБ ёмкостью 378 кВт·ч. Брюссельский вариант с 33 посадочными местами рассчитан на перевозку 87 пассажиров. При часовом расходе электроэнергии 1,0–1,3 кВт·ч/км электромотор мощностью 200 кВт обеспечивает пробег до 300 км после 4-часовой зарядки. После доводки компания намерена испытать машину в Израиле, а затем в Европе.

Кстати, к ребрендингу для продвижения электробусов прибегла Anadolu Isuzu, которую продают под маркой AOS. Городской 11,99-метровый Citivolt 12 BEV с компонентами Siemens оснащён батареями 351 кВт·ч, тогда как 7,9-метровые модели АКБ на 200 или 250 кВт·ч.

Электробус AOS Citivolt 12 BEV представляет собой Anadolu Isuzu

Электробус AOS Citivolt 12 BEV представляет собой Anadolu Isuzu

Электробус e-Trofit, переоборудованный из дизельного Mercedes-Benz Citaro. Надо только в моторном отсеке заменить дизель блоками АКБ

Электробус e-Trofit, переоборудованный из дизельного Mercedes-Benz Citaro. Надо только в моторном отсеке заменить дизель блоками АКБ

Электробус e-Trofit, переоборудованный из дизельного Mercedes-Benz Citaro. Надо только в моторном отсеке заменить дизель блоками АКБ

Электробус e-Trofit, переоборудованный из дизельного Mercedes-Benz Citaro. Надо только в моторном отсеке заменить дизель блоками АКБ

Предвидя высокий спрос на электробусы стартап e-Trofit GmbH из Ингольштадта наладил партнёрство с ZF Friedrichshafen AG по переоборудованию дизельных Mercedes-Benz Citaro I поколения на электротягу. Представленные в октябре варианты доступны в ФРГ с марта этого года уже под эмблемой e-Trofit.

Yutong U12 ZK6126BEVG1

Yutong U12 ZK6126BEVG1

Новинка 2019 года – CRRC Sun Bus King TEG6125BEV продаётся как Ikarus-CRRC CityPioneer 12

Новинка 2019 года – CRRC Sun Bus King TEG6125BEV продаётся как Ikarus-CRRC CityPioneer 12

Нужно ещё учесть экспорт КНР, чья промышленность прошла пик производства автобусов и электробусов в 2018 году (см. «Пигмеи города Зеро (ч. 2)»). Свою локализацию CRRC освоила в Венгрии, Yutong в Пакистане, а Xiameng King Long и Higer продают машины уже под европейскими брендами. Новые китайские электробусы (включая и междугородные версии) начали оснащать функцией автоматизированного движения ECO-Chip 3.0, системами V2X, общающимися с другими ТС и дорожной инфраструктурой посредством сети 5G. Беспилотное управление уже реализовано в опытных NTU-LTA-Volvo-SMRT Volvo 7900 Electric и Irizar IeBus 12.

Автономный электробус Irizar IeBus 12

Автономный электробус Irizar IeBus 12

Южнокорейский Hyundai Motor Co. пока только осваивается в этом секторе, поскольку местный рынок защищён протекционистским законодательством, но из-за опасения опоздать начала сотрудничество с иностранными поставщиками электронных компонентов с целью масштабирования производства.

Опытный 11-метровый электробус Hyundai Elec City (ELECITY FCEV) используется национальным полицейским управлением Сеула

Опытный 11-метровый электробус Hyundai Elec City (ELECITY FCEV) используется национальным полицейским управлением Сеула

King Long PEV12

King Long PEV12