Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Имитация полного привода — система ESP

Система стабилизации курсовой устойчивости (ESP) сегодня в качестве полезной опции присутствует во многих модификациях автомобиля.

Система ESP, как имитация полного привода

Ассистент стал продуктом эволюционного развития антиблокировочной системы тормозов. Оба помощника стали для водителя незаменимыми элементами активной безопасности автомобиля, без которых сегодня на дороге уже нельзя обойтись.

Система ESP, как имитация полного привода 2

Системы ESP — назначение и принцип действия

Система ESP, как имитация полного привода 3

Назначение системы нельзя назвать с позиции одной функции. Задействование ESP возможно в различных ситуациях — от предотвращения заноса до противодействия пробуксовке в трудных дорожных условиях.

Система ESP, как имитация полного привода 4

Система динамической стабилизации получила свое развитие от антиблокировочной системы торможения. В режиме постоянного времени контролируется угловая скорость вращения каждого из колес, и собираемая информация анализируется по ряду алгоритмов. На основании этих сведений принимается решение о необходимости автоматического регулирования скорости вращения.

Пример работы системы ESP отображается в таких ситуациях:

  • при «сносе» передней оси на большой радиус в повороте, подтормаживается заднее колесо, возвращая машину на траекторию;
  • в начальной стадии заноса, тормоза «обхватывают» переднее колесо, создавая момент вращения в противоположную сторону.

С наработкой опыта, обучить синхронной работе электронный блок управления, несколько датчиков и тормозную систему, не сложно. Этим и воспользовались производителей автомобилей, заменяя полный привод установкой нескольких режимов движения при управлении автомобиля водителем.

Как ESP может заменить полный привод

Опытный водитель подтвердит истину, что машину с полным приводом труднее ввести в занос, но и сложнее потом восстановить равновесие. Система ESP, напротив, больше направлена на поддержание равновесия на автомобиле с моноприводом, но не сможет заменить передачу крутящего момента на все колеса.

Пример удачной работы системы курсовой устойчивости не сложно представить, если рассмотреть раскисший от весенних дождей затяжной подъем с глинистой почвой на сельской улице.

Такой участок лучше «штурмовать» без изменения передачи (на «механике») с постоянным уровнем подачи топлива. Еще одним условием является достаточная тяговитость мотора, что важно в конце подъема, где темп движения уже потерян.

Основной причиной снижения скорости является глинистое покрытие, когда одно из колес периодически пробуксовывает. Вот здесь ESP распознает схожую фазу начала «заноса», подтормаживая буксующее колесо.

До этого, с целью ликвидации пробуксовки, частично снижали энергетическую отдачу мотора. «Задушенный» мотор в экстремальной ситуации не мог показать все свои способности, чтобы помочь водителю вытянуть машину. Теперь настройки компании скорректировали. Проходимость машины даже на одной оси значительно увеличилась.

Сравнительный пример двух комплектаций автомобиля

Примером удачной настройки электронных ассистентов водителястала Lada Xray. В первоначальном варианте машина имела несколько модификаций с установленной системой ESP:

  • без клавиши отключения электронного «помощника»;
  • с кнопкой «ESP Off».

Не всегда корректная работа электроники не давала проявить себя 122-сильному двигателю. Отключение системы позволяло использовать пробуксовку колес, что позволяло преодолевать небольшие участки весенне-осенних распутных дорог.

Сегодня Cross-версия Lada XRAY наделена тумблером задачи ездовых режимов, где помимо варианта поездки «Sport», есть режимы «Песок» и «Зимний». При таких настройках не отключается работа ESP, но допускается возможность легкой пробуксовки. Это дает возможность полнее использовать резервы двигателя.

Аналогичные варианты предлагают и другие разработчики, где выбирать приходится между приводом на все колеса и моно приводом с ESP. При этом полный привод часто остается только подключаемым в сложных условиях.

Источник