Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

История автопрома СССР

В данной статье речь пойдёт об истории автомобилестроения в СССР.
Какие автомобили выпускались в СССР момент на момент окончания Великой отечествнной войны – в 1945 году?

На Горьковском Заводе имени Молотова выпускался автомобиль ГАЗ-64 в различных модификациях – седан, фаэтон, пикап. Выпускался в основном для военных нужд, как и всё во время войны. На таких автомобилях ездили маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский.

На Заводе имени Сталина в военное время гражданские автомобили не выпускались. Производство ЗиС-101 было прекращено в 1940 году, а выпуск ЗиС-110 начался в 1945. Во время войны на ЗиСе выпускались танки и другая военная техника.

Не выпускались гражданские легковые автомобили и на заводе имени Коммунистического Интернационала молодёжи (КИМ, впоследстевии – МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей, ещё позже – АЗЛК). С началом войны было свёрнуто производство КИМ-10-50 и КИМ-10-51, а производтсво первых Москвичей начнётся только в 1947 году.

Cобственно, советская автомобильная промышленность в эти годы состояло только из этих трёх автозаводов. Остальные появятся намного позже.

ГАЗ-20 Победа

 

 

 

Первые советские послевоенные автомобили – автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 – 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 “Победа”. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то “Победа”, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.

ГАЗ-М-20 Победа становится первым в СССР и одним из первых в мире автомобилей с несущим кузовом. Это был автомобиль понтонного типа – без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

Также в 1950 – 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль – ЗиМ-12 (или ГАЗ-12)

В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели “Москвич”. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937—1940 годах.

Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 – 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди.

В 1956 году Москвич-401 (приемника Москвича-400) сменяет более современный Москвич-402, а через 2 года – Москвич-407; в 1963 – 1965 гг. выпускался также Москвич-403. Они становится одним из наиболее экспортируемых советских автомобилей – причём как в социалистические страны, так и в такие страны, как Финляндия, Норвегия, Франция.

Запорожец ЗАЗ=968МВ 1959 году вступает в строй Запорожский автозавод, и на нём начинают производить первую модель – Запорожец ЗАЗ-965. С 1967 года начинается выпуск его приемника – ЗАЗ-966, но до 1969 года эти две модели выпускаются вместе. 966-й Запорожец имел ряд модификаций – 968968М и в общей сложности продерался на конвейере 25 лет – до 1994 года, став поистине народным автомобилем.

ГАЗ-21

 

 

 

На ГАЗе в 1956 – 1970 годах выпускается первая Волга – ГАЗ-21, одна из тех машин, которая сейчас наиболее прочно ассоциируется с понятием советского ретро-автомобиля. Это был поистине шикарный автомобиль, ездить на котором могло лишь большое начальство. В свободной продаже он практически отсутствовал.

ГАЗ-24В 1968 году на смену ему приходит Волга ГАЗ-24, продержавшаяся на конвейере до 1985 года; в этом году был произведён рестайлинг, и новая модель, получившая индекс ГАЗ-24-10, выпускалась ещё 7 лет. Поскольку в этот момент уже производилась модель 3102, то 24-10 первая из семейства Волга стала доступна с свободной продаже. Хоть она в этот момент и была уже морально устаревшей, но не смотря на это, пользовалась устойчивым спросом.

Также выпускались модификации ГАЗ-2402 (универсал), ГАЗ-2403 (универсал для Скорой помощи) и некоторые другие.

Москвич-412C 1964 года на МЗМА начинается выпуск новой модели – Москвич-408. По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля, при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо увеличился объём салона, возросла вместительность и комфортабельность, существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость и другие технико-эксплуатационные параметры.

В 1967 году вступает в строй Ижевский автозавод, и первой моделью, которая на нём производится, становится Москвич-408 (выпускался в Ижевске в 1966-1967).

В 1967 году на АЗЛК и на Ижевском автозаводе начинается производство автомобилей Москвич-412, который выпускался на АЗЛК до 1976 года, а в Ижевске – вплоть до 1997 года. Также на конвейер встаёт ряд модификаций Москвич-408 и 412 – универсалы Москвич-426 и Москвич-427, фургоны Москвич-433 и Москвич-434 (на АЗЛК), хэтбэк ИЖ-2125 и фургон/пикап ИЖ-2715 (в Ижевске).

В 1970 году в строй вступает Волжский автозавод в городе Тольятти. Первой моделью, вставшая там на производство, становится ВАЗ-2101 “Жигули”, сделанный на основе итальянского автомобиля Fiat-124. На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия. Иностранное происхождение модели вызвало весьма высокие ожидания потенциальных покупателей, которые во многом оправдались.

На основе ВАЗ-2101 создаётся целое семейство машин, называемое “классика”. Семейство имело 2 поколения:

Первое поколение:

ВАЗ-2101 (базовый седан)
ВАЗ-2102 (универсал)
ВАЗ-2103 (седан люкс)
ВАЗ-2106 (рестайлинговая модель)

ВАЗ-2109

 

 

 

 

 

 

Второе поколение:

ВАЗ-2105 (базовый седан)
ВАЗ-2104 (универсал)
ВАЗ-2107 (седан люкс)

В 1984 году на Волжском автозаводе начинается выпуск автомобилей серии “Спутник/Самара” с переднеприводной компановкой – сначала это были трёхдверные хэтчбэки ВАЗ-2108, потом появились также пятидверных хэтчбэк ВАЗ-2109 и седан ВАЗ-21099.

С 1982 года на ГАЗе начинается производство модели Волга ГАЗ-3102. Предназначался для обслуживания исключительно руководства среднего звена партийных и советских государственных учреждений и ведомств, поэтому для продажи населению и в таксомоторные парки не поступал.

Москвич-2141На АЗЛК в 1976 году на смену Москвичу-412 приходит новая модель 2140, по сути являвшася тем же 412, только с некоторыми доработками.

В 1986 году начинается производство принципиально новой модели – Москвич-2141. Москвич-2141 был хэтчбэком с передним приводом.

Источник