Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

История. Первые русские автогонки

Автомобильные гонки в начале XX века были уделом только самых отважных людей. Одним из них был большой энтузиаст автомобилей, граф Александр Александрович Мордвинов, родившийся 7 декабря 1887 года.

Когда графу исполнилось 25 лет, за его апартаментами на улице Глинки в Санкт-Петербурге уже было зарегистрировано целых пять автомобилей. Под № 224 в автомобильном реестре числился 21-cильный дубль-фаэтон Lorraine-Dietrich. № 225 носил 16-сильный лимузин Turcat-Mery. Лимузин «Руссо-Балт» на 18 сил носил номер 226. Было и еще два автомобиля: 21-сильный дубль-фаэтон Panhard-Levassor и 24-сильный Turcat-Méry Type MJ Torpedo.

Гаражу графа позавидовал бы любой аристократ тех времен. Однако граф оказался отнюдь не потребителем, а, напротив, — большим энтузиастом. Он всячески поддерживал любые проявления в России автомобилизма и автоспорта и содействовал их развитию.
В годы Первой мировой войны Мордвинов воевал солдатом во Французском иностранном легионе, поскольку проводил во Франции значительную часть своей жизни. Но в конце 1914 года вернулся в Россию, откуда, получив поручение от Главного Военно-технического управления российской армии содействовать «постановке в России производства специальной стали для ковки валов для авиадвигателей и разработки типа 300-сильного двигателя», снова отбыл во Францию.
В 1918 году Мордвинов служил в авиационном подразделении все того же Иностранного легиона. Остался жить в Париже, где в 1950 году и скончался.

Отец советского автодизайна

7 декабря в день его рождения мы вспоминаем также и Юрия Ароновича Долматовского — писателя, художника, выдающегося журналиста и основоположника советской школы автодизайна.

Первым местом работы Долматовского в качестве конструктора автомобилей стал НАТИ (Научный автотракторный институт). Потом перешел в НИАТ (тогда «НИИ городского движения»). Затем в НАМИ, где вместе с А. И. Пельтцером и Г. П. Петровым в 1936 году разработал проект малолитражного автомобиля «ПДП» — прообраза будущих советских малолитражек.