Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как Советский грузовик ГАЗ-66 оказался лучше «Мерседеса»

Грузовик ГАЗ-66 — настоящий советский вездеход, который использовался для самых разных целей.

На создание грузового автомобиля ГАЗ-66 выдающегося советского конструктора Александра Просвирнина вдохновил немецкий грузовик серии Unimog марки Mercedes-Benz. Правда, в итоге отечественная машина не только не стала копией немецкого собрата, но и превзошла его по ряду параметров.

Первые образцы автомобиля ГАЗ-66 были выпущены в 1962 году, а вот массовый выпуск грузовиков начался в 1964 году. Уже тогда советская машина серьезно отличалась внешне от немецкого Унимога.

Советский автомобиль получился больше по размерам и грузоподъемности. Если немецкий грузовик изначально создавался в первую очередь для работ на ниве сельского хозяйства, то советский ГАЗ сразу задумывался как вездеход, причем не только для перевоза грузов, но и для других целей.

Базовая модель грузовика ГАЗ-66 могла перевозить грузы массой до 2 тонн. На автомобиль был установлен восьмицилиндровый четырёхтактный двигатель ЗМЗ-66-06 с жидкостным охлаждением мощностью 120 л.с. К слову, у того же Унимога середины 50-х годов мощность двигателя составляла только 82 л.с, и даже в усовершенствованной версии начала 70-х годов она не превысила 110 л.с.

Битва легенд: советский грузовик ГАЗ-66 оказался круче немецкого «Мерседеса»
Немецкий Unimog
autoevolution.com

Благодаря грамотной работе инженеров, ГАЗ-66 стал грузовиком, который легко преодолевал грязь, пески, снег и топи. При этом для столь массивного и неповоротливого на вид автомобиля, он обладал очень высокой плавностью хода.

Повышенного уровня проходимости удалось достичь за счет внедрения системы регулирования давления в шинах. Работа механизма была основана на использовании специально разработанных колесных дисков особой конструкции и компрессора с приводом от двигателя. Кроме того, легко преодолевать бездорожье грузовику позволял большой дорожный просвет, а также самоблокирующиеся дифференциалы переднего и заднего мостов.

Важной технической особенностью автомобиля ГАЗ-66 является сбалансированное расположение центра тяжести. За счет компактности и расположения кабины над двигателем инженерам удалось добиться практически равной нагрузки на переднюю и заднюю ось машины. В результате, грузовик активно использовали на военной службе и особенно в десантных войсках, так как он мог приземляться сразу на все колеса.

Битва легенд: советский грузовик ГАЗ-66 оказался круче немецкого «Мерседеса»
dnpmag.com

На базе основной модели ГАЗ-66 было сконструировано несколько разновидностей грузового автомобиля, предназначенных для разных целей. По этому параметру советский автомобиль тоже сильно обогнал немецкого товарища.

Так, в 60-е годы были выпущены варианты грузовика с лебедкой, с экранированным электрооборудованием и даже авиадесантная модель с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла.

Позже, в 90-е годы, серия грузовиков ГАЗ-66 была в очередной раз дополнена новыми модификациями. С конвейера начали выходить грузовики с безнаддувным дизелем ГАЗ-544, с турбодизелем ГАЗ-5441, а также модификация предназначенная для работы в сфере сельского хозяйства с двойными шинами заднего моста, деревянной платформой типа ГАЗ-53 и повышенной до 3,5 тонн грузоподъёмностью.

Битва легенд: советский грузовик ГАЗ-66 оказался круче немецкого «Мерседеса»
dnpmag.com

Стоит отметить, что в 1967 году на Международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге грузовик ГАЗ-66 был удостоен Золотой медали, так что можно сказать, что и сами немцы по достоинству оценили разработку советских инженеров.

В СССР и России грузовик ГАЗ-66 выходил с конвейеров Горьковского автомобильного завода ровно 35 лет – с 1964 по 1999 годы. Всего за это время был выпущен почти миллион автомобилей данной серии. Впрочем, машины ГАЗ-66 и сейчас можно встретить на российских дорогах – они до сих пор в хорошем рабочем состоянии и исправно несут службу.