Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Карьерный самосвал «Тонар-7501»

Горняк без ограничений

Карьерный самосвал «Тонар-7501».

Леонид Круглов, Любовь Ильина

Внедорожные самосвалы появились в производственной программе МЗ «ТОНАР» пять лет назад и буквально с первых поставок стали открытием для российского рынка технологического транспорта. Основная область их применения – горнодобывающая промышленность, связанная с добычей полезных ископаемых открытым способом.

Здесь они работают на перевозке сыпучих грузов различных фракций на технологических дорогах. Условия эксплуатации более чем спартанские: большое количество подъёмов и спусков, экстремальные погодные условия и практически непрерывная однообразная работа при небольших плечах. «Карьерники» незаменимы при проведении вскрышных работ, на транспортировке скальной породы из забоя до ГОКа, но должны обладать колоссальным запасом прочности. На них не распространяются весовые и габаритные ограничения, поскольку они в редких случаях выходят на дороги общего пользования.

При стабильной и острой потребности в технологических самосвалах в России их никто не выпускал, и чаще всего горняки использовали дорожные самосвалы с колёсной формулой 8х4 в версии mining европейских автомобильных компаний.

Имея 10-летний опыт сотрудничества с горняками в разработке прицепов и полуприцепов для транспортировки породы, руды, угля и других полезных ископаемых , несколько лет назад руководство МЗ «ТОНАР» приняло решение о выпуске технологического самосвала внедорожного габарита. Первенцем стал 45-тонный «Тонар-4525-0000010». Для российской автомобильной промышленности это был новый класс техники – в России до тех пор их никто и никогда не выпускал. Пессимисты утверждали, что компания, никогда не занимавшаяся всерьёз выпуском таких специфических автомобилей, не добьётся успеха.

Используя опыт, накопленный при создании семейства «Тонар-4525», в Губино уже через три года разработали мощный седельный тягач «Тонар-45252» с двухзвенным самосвальным автопоездом «Тонар-95405» для транспортировки горной породы. Запаса мощности 760-сильной рядной «шестёрки» Cummins QSK19 C600 рабочим объёмом 18,9 л достаточно для работы в составе 28-метрового автопоезда полной массой 187 т! Для эксплуатации таких автопоездов нужны специально подготовленные технологические дороги, исключающие большие подъёмы, спуски и имеющие оптимальный радиус поворота.

У некоторых вызывал недоумение ретроградный дизайн автомобиля. Нарочито крупный моторный отсек, мощная полированная облицовка радиатора из нержавеющей стали, брутальная кабина, панель приборов из полированной стали, бросающиеся в глаза головки болтов на панелях – всё было непривычно, не имело ничего общего со стилем белорусских или японских карьерных самосвалов. Но именно дизайн красноречиво говорил о назначении автомобиля. Секрет непривычного внешнего образа самосвала был достаточно прост – руководство МЗ «ТОНАР» привлекло к сотрудничеству австралийских конструкторов. Специфика эксплуатации на длинных (до 100 км) плечах заставила разработать максимально простые и надёжные конструкции, обеспечивающие абсолютной надёжностью всех узлов и агрегатов. В результате все внешние элементы автомобиля получились максимально простыми, экономичными в изготовлении и прочными, а ремонт или замена их в результате аварии сводится к замене нескольких деталей на болтовых соединениях.

Технологические автопоезда работают на плече свыше 20 км, обычно на прямой дороге, а технологические самосвалы – на плече до 15–30 км, но в более сложных дорожных условиях. Всё это связано с экономическими показателями, в частности, удельный расход топлива автопоезда составляет 30 г/т∙км, а у самосвала – в 2 раза больше.

Прошлогодние самосвалы «Тонар-45251» стали предметом жарких споров и обсуждений. Но уже через полгода скептические прогнозы не оправдались: спрос на карьерные самосвалы серии «4525» постоянно растёт, а следом растёт и объём их выпуска. Самосвалов этого семейства выпущено более 60 единиц и основная масса работает в Кемеровской области на перевозке угля. В феврале этого года была выпущена экспортная версия для кубинского металлургического завода «Антильяна де Асеро им. Хосе Марти».

В этом году на базе «Тонар-45251» спроектировали карьерный самосвал «Тонар-7501» грузоподъёмностью 60 т, а полная масса гиганта приближается к 88 т!

Самосвал второго поколения объединил все новинки и разработки, которые были опробованы на самосвалах первого поколения и тягаче для «Алроса»: подвеску, автоматическую КП, рулевое управление и т.д.

В качестве силового агрегата на новом самосвале использовали 6-цилиндровый 15-литровый турбодизель Cummins QSX15 мощностью 540 л.с. (при 2100 об/мин) и максимальным крутящим моментом 2344 Н∙м при 1400 об/мин. Удельный расход топлива по скоростной характеристике при максимальной мощности не превышает 210 г/кВт∙ч. Гидромеханическая коробка передач Allison 4700 c гидротрансформатором и ретардером уже хорошо зарекомендовала себя на тягаче «Тонар-45252». Вместимости 700 л топливного бака достаточно для работы в течение полной смены.

Передняя подвеска пневморессорная, усиленная, задняя – балансирная на резиновых упругих элементах. Такая схема подвески позволяет надёжно работать в условиях особо больших осевых нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передаётся через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ведущую ось составляет 35 т, при этом основные детали подвески имеют трёхкратный запас прочности.

Балка переднего моста Hande – 17,5 т, средний и задний мост Hande – 35 т. Карданный вал открытого типа с игольчатыми подшипниками. В трансмиссии применены межколёсные и межосевые блокировки; передаточное отношение главной передачи – 14,298. Шины бескамерные, пневматические 16.00R25, самые крупные из всех, которые применялись на МЗ «ТОНАР»,

На «Тонар-7501» применена система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklub на 24 точки смазки, которая повышает долговечность таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги, серьги рессор, опоры подвесок и кабин и т.д.

Цельнометаллический кузов с задней разгрузкой и гидравлической системой подъёма кузова оснащён системой подогрева выхлопными газами для предотвращения примерзания груза. Днище и стены изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2С. Возможно два исполнения кузова: 48-кубометровый (с шапкой 2:1 – 60 м3) с задним откидным бортом с верхней осью вращения и ковшового типа для транспортировки 27 кубометров (с шапкой 2:1 – 37 м3) скальной породы.

Источник  http://www.gruzovikpress.ru/

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *