БУДУЩЕЕ,
о котором так долго твердили.
Концепт автономного грузовика Einride T-Pod.
В утопиях 100-летней давности человека на производстве должны были вытеснить умные машины. Буквально сразу же отыскался и подходящий термин «робот», который был удачно заимствован из пьесы Карела Чапека. Большевикам больше всех приглянулась идея будущего прекраснодушия. В последней итерации идеологи марксизма-ленинизма предрекали наступление коммунизма при повальном вытеснении человека роботом во всех сферах и смыслах.
Одно дело – четвёртый сон Веры Павловны, где «в светлом и прекрасном» мире царит благоденствие. Другое дело – вопрос морали: на какую зарплату будет есть, пить и жить пролетарий, если всю работу взвалить на механические плечи и искусственный разум?
Это 30 лет назад считалось, что восстание машин принесёт человечеству новую войну, сейчас мы уже подозреваем, что грядущая эпоха научно-технического прогресса грозит стать бесцветной и безвкусной как дистиллированная вода. Одно из детищ XXI века под именем T-Pod успешно прошло первые тесты. Первые 200 серийных беспилотных электрогрузовиков обещают выпустить на улицы уже в 2020 году, что знаменует начало революции дорожного движения. После этого, наверное, будут уволены и все гаишники, зато количество нетрезвых водителей будет стремиться к нулю.
Вкалывают роботы, а не человек
Управление роботизированным транспортом в таких закрытых системах, как морские порты, уже сейчас способен осуществлять один диспетчер. Автоматизация дошла до горного дела, но оставались вопросы по внедрению роботизированных систем в серийную эксплуатацию на обычных дорогах. Проблема долгое время упиралась в несовершенство датчиков и алгоритмов управления. Радары неожиданно оставались слепыми в ненастье, лидары не могли прогнозировать действия других участников движения, системы распознавания вели себя неадекватно с точки зрения человека, лишь только незначительно менялись условия работы или освещение. Отдельная задача состояла в том, чтобы научить перестраиваться машину в рядах, на въездах и съездах с трасс.
Первые опыты с платонингом (см. «ГП» № 9, 2017 г.) показали эффективность автопоездов, которые способны двигаться в составе конвоя в полуавтоматическом режиме: ведущий тягач контролируется водителем, а остальные ведомые идут в полностью автоматическом режиме. И это было только прологом. С развитием самообучающихся навигационных систем препоны с ориентацией машины преодолены. И теперь шведский стартап Einride должен доказать, что человек на автомагистрали – лишний элемент и заслуживает лучшей доли, нежели вращать баранку.
Деньги решают не всё
В спорте есть максима: кто не успевает проиграть до финала, тот и становится чемпионом. В бизнесе, по мнению авторов учебников, выигрывает не сытый, а голодный. Но чудес не бывает: финансисты допускают безбедное существование стартапов только на раннем старте. Но чем больше первопроходцев, желающих встать на свежие финансовые потоки, тем меньше инвестиций можно привлечь, поэтому особое значение приобретает положительная репутация и умение собирать команду.
Название компании Einride AB переводится с шведского как одинокий гонщик. В самом же названии машины зашифровано имя скандинавского бога Тора – бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.
Основали компанию два года назад в Стокгольме шведы Роберт Фальк (Robert Falck) и Филипп Лилья (Filip Lilja). Фальк со своими четырьмя степенями инженерного и экономического образования к тому моменту уже имел богатый багаж. За его плечами работа представителя университета Chalmers tekniska högskola в Кремниевой долине, основание ночных клубов Keyflow, создание сценариев игр для охотников и теперь изобретательство. В трудовой деятельности нужно особо отметить деятельность проект-менеджера и директора производства Volvo Powertrain в компании Volvo Trucks. В одном из интервью он отмечал, что работал над расширением автомобильного направления в России.
Два года назад в стартапе было задействовано 10 человек, которые в складчину собрали 6 миллионов шведских крон для выпуска первого прототипа. Теперь штат увеличен до 30 за счёт привлечённых специалистов. На пост технологического менеджера был приглашён ветеран компании Scania Пар Дегерман (Pär Degerman). Председателем правления был избран 56-летний Карл-Хенрик Леннарт Нильссон (Carl-Henric Lennart Nilsson), который занимает такую же должность в киностудии Boffins Broadcast AB, так что с идеями и продвижением проблем нет!
Всего к началу 2018-го компания агрегировала 22 миллиона шведских крон от 100 различных инвесторов при посредничестве бизнес-ангела – финансовой компании Helhjärtad Finans AB, в которой Нильссон постоянный партнёр.
Когда зодчие зевают
Обычно модальность грузовика проявляется уже в его стайлинге – желательно, чтобы он обладал маскулинностью, но необязательно брутальной. Но T-Pod – это стайлинг биллборда, бордюра, но уж никак не транспортного средства!
Ваятель, творивший эту пустую афишную тумбу, в своей студии должен был каждый вечер засыпать с мухами от скуки. Плоские формы отвадят будущих дизайнеров от эстетики – проблема этой машины в том, что в ней нет и никогда не будет водителя, а значит, не нужно окружающим демонстрировать своё альтер эго или скрытые комплексы. И если представить, что скоро все автомобили на свете будут управляться искусственным интеллектом, то человечество сталкивается с этической проблемой ездить в безликих ларцах: для роботов понятия эстетики не существует, а потому машина может выглядеть как холодильник. Впрочем, это пока касается концепта.
Мотивация к дизайну лишь слегка проскальзывает в боковых радиаторах охлаждения систем управления и дополнена широким чёрным мазком на фронтальной части с оформленной мордой козла, который согласно легенде с грохотом носил бога Тора в колеснице по белу свету.
В стремлении создать лаконичный фургон, который не нуждается в водителе, Роберт Фальк опередил всех, заявив, что его концепт-трак после всех тестирований будет запущен в серию и готов выйти на дорогу. Стоит ли тогда ждать появления разъярённых луддитов среди дальнобойщиков, которые будут крушить на трассах конкурентов – безжизненных и беспринципных роботомобилей? Вряд ли. В Европе и США транспортная отрасль уже два с половиной десятилетия испытывает дефицит в шофёрах, а налоговые и социальные расходы на водителей в логистических компаниях уже превышают 25%, что сказывается на стоимости доставки.
Секретная матчасть
Выбор в пользу развозного фургона, а не дальнобойного тягача объясняется тем, что одиночный автомобиль более предсказуем на дороге, устойчив в поведении в сложных дорожных условиях и требует меньше обслуживания.
На первых снимках машина выглядела внушительно и до нового года разработчики скрывали её характеристики. Было известно, что применён электропривод, а кузов рассчитан на 15 европаллет. Двойная ошиновка на 2 и 3 осях свидетельствовала, что транспортное средство будет весить как минимум 20 т, что позже и подтвердилось.
Но в поисках денег на стартап пришлось обнародовать потенциал новинки.
Габаритные размеры – первое, что невозможно скрыть. T-Pod оказался компактнее всех аналогичных среднетоннажников – 7,0х2,5х3,6 мм. При вместимости в 15 европаллет этот рекордный показатель был достигнут за счёт отсутствия кабины водителя. Опосредованно была заявлена грузоподъёмность в 12 т. Но конструкторы стойко молчали о характеристиках АКБ, заряде батарей и особенностях электропривода, что, скорее, объяснялось неопределённостью в выборе будущего поставщика, нежели говорило о сырости концепции. Понятно, что у машины за океаном есть серьёзный конкурент в виде Tesla.
Но важнее всего было ковать железо, пока оно горячо, и добиться разрешения на выезд машины на дорогу. Вот тут и появляется главный заказчик.
Товаропроводящий партнёр
Генеральный директор шведского подразделения сетевых супермаркетов Lidl Sverige Йоханнес Фибер (Johannes Fieber) немало поспособствовал разработке Einride. И это был не случайный выбор: «Пищевая промышленность больше всех использует автотранспорт, что ведёт к большим выбросам, – говорит Фибер. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы используете ископаемые виды топлива. В течение 2016–2017 финансового года мы полностью переключились на альтернативные виды топлива, такие как электричество, газ, биодизель или дизельное топливо марки Swan, что снизило загрязнение на 25%».
Интерес Lidl к беспилотным электромобилям позволит снизить налоги. 1 июля 2017 года в Швеции вступившее в силу изменение законодательства. Согласно ему Транспортное агентство уполномочено выдавать разрешения на беспилотные транспортные средства для эксплуатации на дорогах общего пользования. Первой такую лицензию получила Volvo Cars на проверку своих беспилотников в Гётеборге. Einride и Lidl вели диалог с транспортным агентством ещё в 2016-м. В ноябре 2017-го инспектор Патрик Сведар вручил долгожданную лицензию на движение между Гётеборгом и Хельсигборгом.
Помимо беспилотного движения в грузовиках T-Pod будет использоваться способ удалённого управления оператором на опасных участках дорог.
Премьерное ралли
В начале ноября генеральный директор компании Роберт Фальк лично представил T-Pod на выставке Logistics and Transport Expo 2017 в Гётеборге. Затем прошли презентации в Стокгольме и Мальме, а также участие в премьере заключительного документального фильма Альберта Гора «Неудобная правда: Истина власти» из сиквела, в котором рассматривается влияние международной политики на экологию и изменение климата. Сейчас на долю автотранспорта в Швеции приходится около 30% выбросов парниковых газов и, как полагает Фальк, к 2035 году на беспилотные электромобили будет приходиться 40% перевозок. А в 2045 году дизельные грузовики примкнут в музеях к паровозам и, как сказал Фальк в интервью Göteborgs-Posten, 95% времени машина будет двигаться в полностью автономном режиме.
В декабре презентационное ралли вернуло T-Pod в Гётеборг на конференции Kvalitetsmassan и Learning Labs 2017. Публика всякий раз была в недоумении при виде этого белого шкафа на шести колёсах. На один из показов машина привезла настоящий сыр, после чего у T-Pod не было отбоя от горячих сторонников. Стало понятно, что машина готова возить не только легковесный деликатный товар.
После этого ралли Einride отправила грузовик в турне по Соединенным Штатам. Американская презентация началась с Вашингтона (округ Колумбия), где фургон был представлен на 97-й ежегодной конференции TRB. После этого T-Pod отправился в Детройт на североамериканский международный автосалон NAIAS 2018, где «Дойче Велле» (Deutsche Welle) провела прямую трансляцию, включив в обзор T-Pod и интервью с Фальком.
Подтекст на перспективу
Отметим, ни на одной из презентаций Einride ещё не было озвучено ни одной характеристики!
Прояснение с начинкой состоялось только в Сан-Франциско на конференции NVIDIA по технологиям GPU (GTC). Только здесь было официально объявлено, что на машине для питания автономных систем будет использована платформа NVIDIA Drive и аккумуляторы с отдачей нагрузки 200 кВт∙ч. Эта же информация была подтверждена в центре Nordic Innovation House в Кремниевой долине, где машина на одном заряде батарей прошла 200 км. Калифорния была выбрана не зря, поскольку Роберта Фалька здесь уже знают по его представительству университета Чалмерса. По результатам весеннего тестирования на трассе AstaZero под Буросом (западная Швеция) с полной загрузкой машина при минусовых температурах показала пробег чуть более 160 км. Дистанционно управляемый грузовик самостоятельно припарковался.
В III квартале Einride намерена выпустить пять T-Pod для магазинов Lidl, но пока неизвестно, кто возьмётся за их выпуск. Интерес к новинке проявил логистический оператор DB Schenker, который планирует использовать один T-Pod в Швеции, с возможностью распространить свой опыт по всему миру.
В мае Einride примет участие в Исполнительном форуме, организованном торговой палатой SACC-USA, в честь 200-летия дипломатических отношений между Швецией и США. Патронаж на самом высоком уровне позволяет судить, что стартап Einride ещё далёк от окончательного завершения, а мечту большевиков готовы воплощать в жизнь далеко не коммунисты и далеко не в России…
Ваш комментарий будет первым