Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Краны-манипуляторы в России

За последние годы в России стремительно набирают популярность краноманипуляторные установки (КМУ). Очевидно, что такое транспортное средство заменяет работу двух единиц техники – грузового автомобиля и подъемного крана. Расходы на строительство и ремонт оборудования должны быть меньше, чем на горючего, запасных частей и т. д.

Реалии рынка

В настоящее время в России происходит активный рост рынка гидроманипуляторов различных типов и назначений. Положительные динамические характеристики продемонстрировали отечественные и зарубежные производители. Уже в 2011 году рынок вернулся к докризисному уровню 2007 года, когда общая мощность, включающая в себя отечественное производство, а также импорт нового и бывшего в эксплуатации оборудования, превысила 13000 единиц. В 2012-2013 годах рынок превзошел объем в 14000 единиц. Ну, а дальше – снова затяжной кризис, из которого рынок начал едва-едва выходить.

КМУ Fassi 175 на шасси Isuzu FVR 34  “Русавтогид” )

В период относительной стабильности в отечественной экономике треть рынка занимали отечественные производители. На сегодняшний день наиболее крупные российские предприятия, выпускающие гидроманипуляторы, входят в состав австрийского холдинга PALFINGER. В подчинении российского подразделения “ПАЛФИНГЕР СНГ” находится завод “ИНМАН” и группа компаний “Подъемные машины” с заводами в Архангельске и Великих Луках, выпускающими гидроманипуляторы под брендами “Велмаш” и “Соломбалец”. Кроме того, отечественные манипуляторы представлены моделями Майкопского машиностроительного завода, Златоустовского машиностроительного завода, Уральского завода спецтехники и алапаевского завода “Стройдормаш”. Совсем недавно выступил в новом для себя амплуа краностроительный холдинг “Кудесник”, освоивший выпуск кранов-манипуляторов на Галичском и Клинцовском автокрановых заводах. ГАКЗ с 2016 года предлагает модель тросовой КМУ “Галичанин”, премьера складной КМУ “Клинцы” состоялась в минувшем году. Еще один новый игрок на рынке КМУ – “Автомеханический завод” из Нижнего Новгорода, освоивший производство многофункциональной краноманипуляторной установки МКМУ, совмещающей в себе кран, бур и автогидроподъемник.

 

Гидроманипулятор для погрузки леса

Сегмент новых гидроманипуляторов иностранного производства в докризисном периоде в объеме трети объема рынка: в 2012 году импорт достиг 4504 единицы . За 1-11 месяцев 2017 года в Россию поставлено 2360 новых КМУ.

После кризиса 2008 года на российском рынке активно набирают силу новый тренд – рост существующих корейских тросовых КМУ. В 2012 году общая доля “корейцев” составила 38%, в то время как в 2007 году они принадлежали лишь около 3%. В 2017 году “корейцы” продолжили наращивать свое присутствие – теперь их общая доля достигла 43%. В первых рядах – Канглим (15%), Соосан (13%) и Донг Янг (8%).

По итогам минувшего года занимают 56% рынка. В лидерах Palfinger – 13% новых импортных КМУ. Существующая доля рынка принадлежит Unic, Fassi, Amco Veba и Hiab.

До второй волны кризиса 1/3 общего объема рынка (с учетом новых импортных установок и КМУ отечественного производства) занимают бывшие в употреблении зарубежные краны-манипуляторы. В 2012 году их было поставлено 4360 единиц. На сегодняшний день объемы поставок б / у значительно снизились: за 1-11 месяцев 2017 года импортировано всего 644 установки. Но, как и прежде, бывший в эксплуатации ИЙ поступает к нам, в основном, из Японии. В прежних годах доля “японцев” составляла порядка 90% в сегменте б / у. Итогом 2017 года стал 81% японских “бэушных” кранов-манипуляторов.

Структура российского рынка новых импортных КМУ за 1-11 мес. 2017 г. (по данным ООО “Айди-маркетинг”)

Две концепции

В связи с активизацией поставок корейских кранов-манипуляторов существенно изменилась структура продаж на российском рынке. Прежде подавляющее большинство ввозимых к нам новых манипуляторов было европейского производства, имеющих шарнирно-сочлененную схему складывания и жесткую подвеску крюка. Впоследствии значительную долю рынка заняли новые КМУ с телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Такая конструктивная схема является традиционной для Японии и Кореи. Основная масса поставляемых в Россию “бэушных” кранов-манипуляторов также имеет тросовую подвеску крюка. В свою очередь, на рост популярности у российских потребителей тросовых моделей откликнулись европейские компании, традиционно выпускающие КМУ складного типа. Тросовые КМУ сейчас есть у PALFINGER и Hiab.

Складной кран-манипулятор можно разместить в заднем свесе, позади кузова

Во многих случаях при выборе крана-манипулятора возникает вопрос о том, чтобы остановить свой выбор – на складной или тросовой? У каждого из двух типов кранов – складские и телескопические тросовые – есть свои плюсы и минусы. Нет: все зависит от конкретных задач и условий эксплуатации.

Приобретенная тросовая КМУ клиент получает максимум крана: значительная часть реализована за последние годы в России. Тросовые манипуляторы оказались свободными, что позволяет работать ниже уровня земли (в ямах, колодцах и т.п.). Также возможны работы за препятствиями – за забором, стеной и т.п.

Установка КМУ на седельный тягач также находит применение 

Это не является обязательным, в отличие от складского, высокого профессионализма оператора. Благодаря этой возможности имеется возможность точно позиционировать груз, обеспечивая плавность подъема и опускания, чего нет у складных КМУ.

Рост транспортных средств из Японии, включая грузовые автомобили из Японии, оснащенные тросовыми манипуляторами, которые формируют привычные условия для автомобиля с тросовыми КМУ. Как часто клиент выбирает грузовик с манипулятором, так и тот самый вариант кажется наиболее предпочтительным. В последние годы рынок недорогих тросовых месторождений КМУ также имеет относительно невысокую стоимость, чем у складского манипулятора аналогичной грузоподъемности. Складной манипулятор также можно оснастить.

Компактная складная КМУ, смонтированная внутри фургона автомобиля технической службы

Есть у тросовых кранов, по сравнению со складными, и свои минусы.

Во-первых, это более высокая собственная масса, отнимающая часть полезной грузоподъемности базового автомобиля. Во-вторых, по сравнению со складными (в особенности, Z-образными) КМУ их компактность в сложенном состоянии оставляет желать лучшего – если стрела крана находится над грузовой платформой, она ограничивает габариты перевозимого груза. Кроме того, тросовые КМУ, в отличие от складных, имеют ограниченные возможности по использованию сменного рабочего оборудования. Еще один недостаток тросовых КМУ – невозможность перемещения груза внутрь помещений на большой высоте (например, в окно строящегося здания). Зато с такой операцией прекрасно справятся складные манипуляторы.

Тросовая КМУ – это максимум крана: большой вылет стрелы; возможность работы ниже уровня земли и за препятствиями; точное позиционирование груза и плавность подъема / опускания (на фото: КМУ Kanglim 1256 на шасси Isuzu FVR 34  “Русавтогид” )  

У тросовых и складских кранов-манипуляторов есть предпочтения, обусловленные региональными особенностями. Тросовые КМУ популярны в азиатских странах. На это имеется ряд причин. Складские манипуляторы могут иметь различные типы конфигурации внутренней и внешней стрелы, которые могут быть оснащены различными манипуляторами, которые можно выбрать индивидуально под конкретные задачи клиента. Таким образом, складские манипуляторы являются более предпочтительными: клиент выбирает себе установку в оптимальной конфигурации. Как правило, более высокая. Для азиатских стран, наоборот, характерна низкая стоимость рабочей силы. Задача же для манипулятора, как правило, неопределенная: кран приобретается на все случаи жизни. Операция довольно низкая, происходит частая смена персонала. Россия занимает промежуточное положение, в нас продают как тросовые, так и складские КМУ.

Кран-манипулятор “съедает” часть пространства над грузовой платформой. При перевозке габаритного груза это может стать помехой

На российском рынке получили распространение различные марки отечественных и зарубежных складских манипуляторов. Среди них – отечественные краны-манипуляторы “ИНМАН”, PALFINGER ИНМАН, АНТ, “Синегорец”; гидроманипуляторы для леса и лома “Велмаш”, “Атлант”, “Майман”; гидроманипуляторы для лома “Соломбалец”. Зарубежные КМУ – PALFINGER , Fassi , Amco Veba , Hiab , Effer , Ferrari , P М, HYVA и др. Гидроманипуляторы для леса – PALFINGER Epsilon , Hiab Loglift, Hiab Jonsered; гидроманипуляторы для лома – PALFINGER Epsilon Хиаб Джонсеред.

Кроме того, отечественные тросовые модели – PALFINGER INMAN, “ИНМАН”, а также специальный многофункциональный кран-манипулятор серии МКМ-200 алапаевского завода “Стройдормаш”; зарубежные – Unic , Tadano , Hiab , Kanglim , Soosan , DongYang , Horyong, HKTC, Taurus, CS Machinery и др.

Вариант применения КМУ на тракторе

Больше, чем кран

Идея расширения функциональных возможностей строительной техники, повышение ее универсальности давно оправдала свою жизнеспособность. Эта тенденция продолжает развиваться, что подтверждает необходимость новых разработок в области различного строительного оборудования. Краны-манипуляторы не стали исключением, поскольку использование сменных рабочих органов значительно расширяет спектр применения грузоподъемного оборудования.

Многофункциональная краноманипуляторная установка МКМУ производства ООО “Автомеханический завод” может работать как кран, бур и автогидроподъемник

Как правило, услуги набора сменного навесного оборудования. Также навески можно приобрести и у сторонних изготовителей. Как правило, это все для людей на высоту. У складских КМУ спектр различных видов оборудования – кроме люльки и бруса выпускаются различные типы шасси для сыпучих грузов и металлолома, всевозможные захваты для штучных изделий, палетные вилы и т.д.

Складная КМУ, оснащенная грейфером

Распределительное оборудование, оборудование для складских помещений, оборудование для складских помещений, оборудование для монтажа и монтажа, монтаж светильников, монтаж светильников, монтаж светильников, монтаж светильников, монтаж рекламных щитов и т.п. Напряженность до 1000 В. В зависимости от модели КМУ люлька устанавливается на фланец на крановой стреле или через специальный адаптер. Люльки различаются вместимостью и грузоподъемностью.

Модификация складного крана-манипулятора, предназначенная для эвакуации автомобилей

Гидравлический бур – еще один популярный вид сменного рабочего оборудования. Он может использоваться на тросовых и складских кранах-манипуляторах. Оборудование для кухни и радиотехнических сетей, под свайные фундаменты, столы для огненных и дорожных знаков, для посадки деревьев, а также для завинчивания свай. В случае установки складного устройства и системы, необходимо установить простое и необходимое время для монтажа-демонтажа. Оборудование оснащено приводом с высокой мощностью (крутящий момент), а также удлинителем.

КМУ складского типа, опционально укомплектованная лебедкой и тросовой подвеской крюка

Складские принадлежности одного из самых распространенных типов – это грейферы. Они бывают разными.

Для работы с сыпучими материалами применяются двухчелюстные ковшовые грейферы. В качестве мини-экскаваторов можно использовать как сырец, так и сырые материалы. Основная характеристика – объем ковша.

Тросовая КМУ Horyong HRS 216, оборудованная буровым оборудованием и монтажной люлькой, полностью обеспечивающая потребности энергетиков ( “Русавтогид” )

Захваты для перемещения леса – отдельный класс грейферов. Они осуществляют механическую загрузку при транспортировке длинномерных материалов – погрузочно-разгрузочные работы, перегрузка и штабелирование лесоматериалов. Данное оборудование позволяет эффективно работать не только с бревнами, но и с захватом других изделий, например, труб. Грейферы для леса различаются в пределах поперечного сечения рабочего органа (площадь захвата).

Тросовая КМУ с люлькой

Захват для труб, применяемый на КМУ

Грейферы для лома – одна из разновидностей специальных захватов, предназначенных для механизации работ по погрузке-разгрузке металлического вторсырья. Несмотря на то, что все механизмы основаны на многолепестковых конструкциях, существуют различные варианты устройств, а также существует множество вариантов, позволяющих использовать данные грейферы для грузовиков с разными сигналами.

Еще одна разновидность грейферов – вильчатые. Их используют для погрузки и выгрузки силовых, сенажа, соломистых органических удобрений, спрессованных рулонов сена.

 

Вильчатый грейфер, устанавливаемый на КМУ

Для работы с палетированными грузами на стандартных поддонах используются вилочные захваты (палетные вилы). Некоторые виды производственного оборудования являются автоматическими и регулируемыми. Для погрузки штабелей из кирпича, а также одиночных бетонных изделий, бордюрного камня предусмотрены специальные захваты.

Кран-манипулятор с палетными вилами

Ломовоз, оснащенный гидроманипулятором с многолепестковым грейфером 

Помимо перечисленного ряда компаний предлагает и другое навесное оборудование. Например, устройство для разгрузки мусорных контейнеров, ротаторы для точного позиционирования любых грузов, системы эвакуации автомобилей, гидравлический захват, предназначение для укладки труб и установки столбов, экскаваторный ковер и т.д.

автор Владимир Новоселов

фото автора и компаний-производителей

Автор статьи выражает признательность за помощь в предоставлении статистической информации

ООО “Айди-маркетинг” ( www.id-marketing.ru )