Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

MAN возил пассажиров в салоне, батареи в прицепе

Петр Грибачев.

Несколько лет назад по российским выставкам коммерческого транспорта возили электробус Пионер, построенный фирмой «Транспортные системы». Его отличие от себе подобных состояло в том, что батареи размещались в специальном прицепе, который сделан в едином стиле с самим автобусом. Идею преподнесли как новую, но в гамме компании MAN подобная экспериментальная техника была еще в 70-х годах прошлого века — и те машины даже возили пассажиров.

Первый прототип электробуса MAN был построен еще в 1970 году. За основу взяли обычный городской автобус MAN 750 HO. Привычного дизеля в заднем свесе не было. В движение аппарат приводил электромотор Bosch мощностью 80 кВт, который получал энергию именно от свинцово-кислотных батарей Varta, размещенных в одноосном прицепе. Его масса вместе с аккумуляторами составляла полторы тонны.

Было заявлено, что проехать на «одном прицепе» электробус мог до полусотни километров. Это означало, что на коротком маршруте номер семь по улицам немецкого города Кобленц, где он и испытывался, аппарат мог непрерывно работать от двух до трех часов, перевозя до 99 пассажиров. А во время «пересменки» прицеп просто заменяли полностью заряженным. При этом перевозчикам очень нравилось, что подзаряжать батареи можно ночью — по дешевым тарифам.

Проект электробуса хоть и был недешевым, зато неплохо себя зарекомендовал. По крайней мере, во время Олимпиады в Мюнхене в 1972 году два подобных электробуса вместе с еще восемью газовыми автобусами MAN возили спортсменов — от Олимпийской деревни до мест проведения соревнований.

А в 1974 году появился усовершенствованный вариант электробуса с прицепом, построенный на основе более современного автобуса MAN SL. Его аккумуляторов хватало уже на 80 заявленных километров пробега. Впервые эта машина появилась на улицах города Мёнхенгладбах, позже аналоги можно было встретить и на улицах других немецких городов.

Включая первые прототипы, всего было построено 22 электробуса MAN с прицепами, а их эксплуатация завершилась в 1988 году. Почему?

Ответ очевиден: топливо тогда не было столь дорогим, а технологии — развитыми, как сегодня, да и голоса разнообразных экологических организаций звучали куда тише. И поэтому тратить большие деньги на развитие электрических проектов не было никакого смысла.

Источник