Он появился из плеяды самых дотошных коллекционеров масштабных моделей старой школы. Увлечённый коллекционированием, с годами он становился всё более избирательным, скрупулезно подбиравшим каждую модель и изучавшим специальную литературу. Он не заметил, как стал настоящим экспертом в своей области, а вечное недовольство качеством нарастающего вала автомобильных копий превратило его в мастера. Стремясь к совершенству, он стал делать интересные для себя модели самостоятельно. Многим коллекционерам он известен как основатель мастерской «BY.VOLK».
Александр Вовк родился в Белоруссии, в семье военных. Это наложило отпечаток на всю его жизнь. Вместе с родителями ему часто приходилось переезжать с места на место. Поэтому с раннего детства ему многое удалось увидеть, например, различную технику. Сначала ему просто нравились машины. Он, как губка, впитывал всё по этой теме и слёту узнавал модель автомобиля на улице. Много читал, а когда родители дарили ему очередную масштабную модель, был просто в восторге.
Просто хобби
В Минск Александр переехал в 1983 году. К тому времени он окончил школу и увлёкся грузовыми автомобилями, особенно нравились брутальные американские машины. Безусловно, эта заинтересованность повлияла и на выбор дальнейшей профессии – Александр поступил в Минский автомеханический техникум по специальности «автомобилестроение». Окончив его, стал трудиться на одном из автогигантов СССР – Минском автомобильном заводе в ГСКБ по прицепному составу.
Своим хобби – коллекционированием масштабных моделей – он занимался всегда, и с годами эта страсть росла. Только теперь его коллекция всё больше формировалась из копий автомобилей, так или иначе связанных с его жизнью и профес-сиональной деятельностью.
Кстати, впервые он опробовал управление грузовыми автомобилями ГАЗ-66, «Урал» и КАМАЗ, проходя службу в Вооружённых Силах СССР. А первую модель – копию грузового автомобиля «Опель-Блиц» – Александр Вовк создал под влиянием своего старшего друга и коллеги по хобби Александра Быковского. Модель получилась достаточно правдоподобной, первыми с ней познакомились коллекционеры и посетители минского клуба. Один из предприимчивых коллег выкупил весь её небольшой тираж в пять экземпляров, и дальнейшие следы этих моделей затерялись в Чехии.
Окончательный выбор
Первый успех позволил Александру поверить в свои силы и сконцентрировать усилия на создании копий автомобилей в масштабе 1:43, а общение в минском клубе коллекционеров позволило найти единомышленников.
В 1997 году молодой мастер самостоятельно вручную изготовил форму для мелкосерийного производства покрышек к масштабным моделям Минского завода колёсных тягачей «МЗКТ-Тополь» и «МЗКТ-Пионер», что очень обрадовало его коллег Дмитрия Ефремова и Дмитрия Тихановича, уже приступивших к созданию копий этих необычных многоосных автомобилей. К трио увлечённых людей чуть позже присоединился А. Якубовский.
В 2000 году Александр Вовк трудился уже в должности ведущего инженера в отделе дизайна МАЗа. Параллельно основной работе он набирался опыта и в создании масштабных моделей. Чему способствовало сотрудничество с мастерскими «A-masters» и «AD-Modum», а также с известным мастером Юрием Сиротко.
Александру удалось создать небольшие серии копий автомобилей МАЗ-5337, МАЗ-53362, МАЗ-6317, МАЗ-5316, «Урал-Полярник», МЗКТ-74173, МЗКТ-6525, МЗКТ-6515, КС-7726 (Кузов специальный производства «Купава»), МАЗ-5551, «Магирус», МАЗ-6303, МАЗ МВУ-30, МАЗ-6430-93892К, МЗКТ-74135 , МАЗ-МАН 651668 и другие.
Отдав МАЗу 19 лет своей жизни, Александр всё же сделал окончательный выбор, полностью сосредоточившись на создании масштабных моделей. Покинув МАЗ, он стал индивидуальным предпринимателем и создал мастерскую, чьи модели с 2006 года стали маркировать брендом «BY.Volk». Первая часть названия указывает на страну – Белоруссия, вторая – на фамилию её создателя.
В последующие несколько лет Александр Вовк с коллегами реализовал несколько очень серьёзных проектов. Например, создал копии автомобилей МАЗ-6422, седельных тягачей Scania T, МАЗ-5440А9, Volvo FM, Volvo FMX и МАЗ-55513, самосвалов IVECO, МАЗ-543405, МАЗ-6516 и другие.
Мастер-класс
Как и многие мастера, создающие копии автомобилей, прежде, чем приступить к изготовлению модели, Александр аккумулирует максимально подробную информацию о прототипе. В этом ему помогают коллеги, собственный архив, сеть Интернет, библиотека МАЗа и даже реальные автомобили, встречающиеся в Минске и его окрестностях. Создав необходимые чертежи, определив степень детализации и перечень подвижных элементов будущей копии автомобиля, Александр начинает работу над мастер-моделями, всех её комплектующих, за исключением покрышек, колёсных дисков и фототравленых деталей.
Мастер-модели создаются вручную из полистирола, реже из металла или, в последние годы, с помощью 3D-прототипирования. Затем с мастер-модели, применяя силикон, снимается матрица, и на её основе из полиуретана тиражируются необходимые детали, количество которых в одной модели может быть 80 и более штук. Обработанные детали, окрашиваются, и с использованием клея собирается готовая масштабная модель.
Колёсные диски и резину Александр закупает у украинской мастерской «МАЭСТРО», находящейся в Харькове, а фототравленые детали у артели «Петроград» из Санкт-Петербурга.
По такому же пути Александр идёт при комплектации новинки от своей мастерской элементами светотехники и декалей. Что-то создаётся самостоятельно, а что-то заказывается у специализированных мастеров в России или в других странах.
Создание раритетов
Все масштабные модели мастерской «BY.VOLK» изготовляются по заказу частных коллекционеров и выпускаются небольшими партиями, поэтому это достаточно редкие экземпляры, и их порой бывает очень трудно приобрести, разве только на вторичном рынке, когда кто-то из коллег решит продать свой экземпляр из коллекции. Но иногда на форумах в сети Интернет, объединяющих коллекционеров, можно встретить коллективный заказ на ту или иную модель от мастерской «BY.VOLK» и успеть войти в общее число пайщиков. Что позволяет, набравшись терпения, через некоторое время получить интересующую копию. Помимо заказов от коллекционеров в мастерскую поступают заказы от автозаводов. В этом случае изготовляют определённое количество одинаковых моделей и передают заказчику.
В сентябре 2014 года мастерская разделилась. Бывшие коллеги Александра сосредоточились на изготовлении копий многоосных автомобилей МЗКТ, БелАЗ и создали собственную мастерскую. Александр Вовк и его напарник Александр Балванович продолжают работать под брендом «BY.VOLK», создавая в основном копии автомобилей МАЗ и иностранных производителей.
Помимо изготовления масштабных моделей, Александр, как по-настоящему увлечённый моделист, иногда в качестве разнообразия собирает и дорабатывает «киты» (наборы для сборки) от других производителей, как это было, например, в случае с копией автомобиля «Яровит GLOROS A5504D», созданного в Санкт-Петербурге. Ему это просто нравится.
Мастерская «BY.VOLK» – это достойный пример производителя небольших партий моделей в масштабе 1:43 с прекрасной детализацией. Её создатели молоды, профессиональны, полны творческих замыслов и идей, а потому, безусловно, имеют большой потенциал для развития. Мы будем следить за этим творческим коллективом и обязательно расскажем о его новых проектах.