Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Масштабные модели грузовиков Foden

Дмитрий Лисин.

В Великобритании, на родине своеобразного юмора, футбола, Шерлока Холмса, группы «Битлз» и многого другого, зародилось коллекционирование масштабных моделей автомобилей как хобби. Многие поговаривают, что им увлекался Уинстон Черчилль. Я отношусь к этому как к красивой «байке», пока не появятся достоверные доказательства. Однако бесспорен факт, что компания Meccano (с 1901 по 1979 год её основная фабрика располагалась в Ливерпуле на улице Бриннс Роад), под руководством создателя Фрэнка Хорнби с 1931 года под названием «Modelled Miniatures», а с 1934 как «Dinky», неустанно расширяла ассортимент производимых из ЦАМа (сплав металла, состоящего из Цинка, Алюминия и Меди) die-cast копий автомобилей в масштабе 1:43 или близком к нему. С тех пор сформировалась огромная армия коллекционеров продукции, произведённой Meccano, в наши дни только увеличивающаяся.

Все эти годы коллекционеры без устали пытаются разыскать и заполучить в свои коллекции наиболее редкие экземпляры масштабных моделей компании Meccano. Тем временем предприимчивые люди организовали бизнес в сети Интернет по продаже моделей Dinky стремясь увеличить прибыль, а попутно помочь коллегам сформировать их коллекции и немного просветить вновь прибывших нюансами многолетней истории компании.

Meccano Биннс Роад, 1927 г.

Meccano Биннс Роад, 1927 г.

Фрэнк Хорнби – создатель Меккано

Фрэнк Хорнби – создатель Меккано

Наследие Фодена

Сегодня интернет-торговля антикварными масштабными моделями Dinky составляет несколько десятков миллионов фунтов стерлингов в год, цены неуклонно растут, а доступных раритетов всё меньше. И если подворачивается хорошая возможность, то лучше её не упускать! Как несколько лет назад это сделал аноним, купивший за рекордную сумму в 12 000 фунтов стерлингов прекрасно сохранённую копию восьмиколёсного грузовика Foden в масштабе, близком к 1:43 (номер 505 в каталоге) Dinky от 1947 года.

Foden DG 1949

Foden DG 1949

Foden DG 1949

Самый часто задаваемый в подобной ситуации вопрос: почему так дорого? Что ж, давайте разберёмся. Возможно, дело в прототипе? Компания Foden – один из старших производителей коммерческих автомобилей в Великобритании. Ярчайший представитель британского консервативного подхода к стилю и конструкции своих автомобилей. Несмотря на то, что коллектив Foden изготавливал свою продукцию скромными партиями практически вручную, она широко распространена и хорошо узнаваема в общем потоке. Простота управления машинами, их надёжность, прочность и ремонтопригодность снискали уважение у водителей всего мира, которым посчастливилось крутить «баранку» этих грузовиков. Появившись на свет в 1856 году как производитель сельскохозяйственной техники, компания постепенно превратилась в мощный автозавод, производящий грузовики и автобусы. В 1980 году путём многочисленных слияний она вошла в группу компаний Paccar. А история Foden завершилась в 2006 году, когда из стен завода вышел последний грузовик. Сегодня наследие Foden так или иначе присутствует в конструкциях и возможностях грузовых автомобилей DAF.

Грузовики Foden DG 6 и DG в порту Ливерпуля

Грузовики Foden DG 6 и DG в порту Ливерпуля

Foden DG, 1945 г.

Foden DG, 1945 г.

Спасительный грузовой сегмент

То, что решили скопировать специалисты компании Meccano, перед окончанием Второй мировой войны, запуская в производство новую серию Dinky Supertoys редкостью точно не являлось. Восьмиколёсные грузовики Foden серии DG6 1945 года выпуска трудились тут же в Ливерпуле, перевозя экспортные грузы со всей страны в доки одного из крупнейших портов Великобритании и вывозя из них поступивший в основном из США импорт.

Возникает резонный вопрос, для чего копировать вполне обычные грузовики? Дело в том, что по окончании войны правительство Великобритании, восстанавливая свои силы после нацистских бомбардировок, усиленно боролась с дефицитом продовольственных товаров, сырья, строительных материалов, наращивала импорт товаров преимущественно из США. Всё оплачивалось долларами и их приходилось зарабатывать. Всё что могло приносить деньги, в том числе и товары из ассортимента компании Meccano, шло прежде всего на экспорт, а не на внутренний рынок. Для того чтобы увеличить этот экспорт в Канаду, США, европейские страны, Южную Америку, Ближний Восток расширялся и ассортимент. В ход шли самые разные схемы сотрудничества. Например, в Чили или ЮАР из Великобритании поступали отливки масштабных моделей, там их обрабатывали, окрашивали, упаковывали в коробки собственного дизайна и реализовывали на внутреннем рынке.

Сотрудник Meccano – производство Dinky Supertoys

Сотрудник Meccano – производство Dinky Supertoys

В Meccano, продолжая выпуск масштабных моделей в основном легковых и небольших коммерческих автомобилей, разработанных ещё до войны, в августе 1947 года решили предложить потребителям ещё и копии более крупных дизельных грузовиков. Дав серии соответствующее название – Dinky Supertoys, тем самым подчеркивая крупный размер, входящих в неё масштабных моделей. Хитрость специалистов Meccano заключалась в том, что имея копии унифицированных кабин и шасси одних из самых распространённых грузовиков Великобритании Foden, Guy и других они значительно могли увеличить ассортимент, а следственно, и сбыт в том числе экспортный, просто варьируя их грузовыми надстройками.

По современным понятиям – это игрушка, но очень дорогая

По современным понятиям – это игрушка, но очень дорогая

По современным понятиям – это игрушка, но очень дорогая

На старте серии выпустили сразу модель восьмиколёсного Foden DG6 и копию четырёхтонного Guy с бортовым и плоскими кузовами. Кабина и шасси грузовиков отливались из ЦАМа единой деталью, все кузова, также отлитые единой деталью из сплава, крепились к шасси с помощью небольших винтиков. Кроме цистерн они вначале изготавливались из жести и крепились к шасси, а в последующие годы и вовсе стали пластиковыми.

Масштабные модели автомобилей Foden серии Dinky Supertoys, выпущенные компанией Meccano с 1947 по 1951 год
Название модели Номер в каталоге Год начала производства
Foden DG 6 с бортовым кузовом 501 1947
Foden DG 6 с плоским кузовом 502 1947
Foden DG 6 с плоским кузовом и задним бортом 503 1947
Foden DG 6 танкер 504 1948
Foden DG 6 с плоским кузовом и цепями 505 1951

Страница из первого каталога, изданного в США в 1952 году. Кабины уже от Foden FG

Страница из первого каталога, изданного в США в 1952 году. Кабины уже от Foden FG

Страница из каталога 1957 года, видно, у каких моделей кабины от Foden DG6 и Foden FG

Страница из каталога 1957 года, видно, у каких моделей кабины от Foden DG6 и Foden FG

Никакой имитации стекла в кабине и никаких декоративных мелочей, приближающих масштабную модель к её прототипу! Размеры масштабных моделей Foden новой серии по отношению к их прототипам были просчитаны в футах и дюймах, но в целом был близок к 48 масштабу.

14-тонный танкер Foden DG 6 (номер в каталоге 504)

14-тонный танкер Foden DG 6 (номер в каталоге 504)

14-тонный танкер Foden FG (номер в каталоге 904)

14-тонный танкер Foden FG (номер в каталоге 904)

Как создать новую модель?

Интересную модель Meccano выпустила в 1951 году. Это был год, когда армии Великобритании, США и их союзников вели войну в Корее. Из-за трудностей с поставками ЦАМа в страну компания три года не выпускала новинки. И даже в этой сложной ситуации специалисты с Бриннс Роад нашли выход. Они придумали изящную конверсию Foden DG 6 с плоским кузовом (номер 502 в каталоге), добавив к нему шесть небольших столбиков, объединённых единой цепью. Они создали новую модель – Foden DG 6 с плоским кузовом и цепями, присвоив ей номер в каталоге 505.

Слева копия Foden FG (номер в каталоге 905), справа копия Foden DG 6 (номер в каталоге 505)

Слева копия Foden FG (номер в каталоге 905), справа копия Foden DG 6 (номер в каталоге 505)

Разумеется, сотрудники фабрики экономили на сплаве ЦАМ в момент его дефицита. Продажу новой модели начали в Канаде по цене $1,8, чуть позже в США уже по $3, и только в октябре 1951 года Foden DG 6 с плоским кузовом и цепями стал доступен в Великобритании по цене 9 шиллингов и 11 пенсов, т.е. на один пенс меньше 10 шиллингов (до 1971 года в Великобритании в 1 фунте стерлингов было 240 пенсов или 20 шиллингов, т. е. один шиллинг равнялся 12 пенсам).

Копия 323 страницы журнала Meccano за август 1947 года, анонсирующего выпуск серии Dinky Supertoys

Копия 323 страницы журнала Meccano за август 1947 года, анонсирующего выпуск серии Dinky Supertoys

В марте 1952 года специалисты Meccano ещё раз обновили ассортимент и начали выпуск моделей с каталожными номерами 901–905 с новыми кабинами, от прототипа Foden FG. Поэтому в отличие от своих предшественников, моделей с каталожными номерами 501–504, копия Foden DG6 с плоским кузовом и цепями продержалась в выпуске всего около года!

Масштабные модели грузовиков Foden, которыми завершилась серия Dinky Supertoys
Название модели Номер в каталоге Год начала производства
Foden с кабиной DG 6 и кабиной FG с бортовым кузовом 901 1957
Foden с кабиной DG 6 и кабиной FG с плоским кузовом 902 1960
Foden с кабиной DG 6 и кабиной FG с плоским кузовом и задним бортом 903 1960
Foden FG танкер 904 1953
Foden FG с плоским кузовом и цепями 905 1964

Различные грузовики Guys серии Dinky Supertoys

Различные грузовики Guys серии Dinky Supertoys

Модели Foden с кабинами FG

Модели Foden с кабинами FG

Помимо новой кабины последующие модели серии Dinky Supertoys получили новые колёса с более проработанными дисками и другим типом протектора. Оси колёс к раме стали крепить иначе, чем на ранних вариантах этих моделей. Все эти нововведения и сделали первые Foden DG 6 с каталожным номером 505 1951 года в родной коробке раритетом. Что интересно, эти раритеты проще найти за пределами Великобритании: в Северной и Южной Америках, Азии, Ближнем Востоке и даже Южно-Африканской Республике. Вот вам и самые рыбные места.

Бортовой грузовик Foden DG 6 (номер в каталоге 501)

Бортовой грузовик Foden DG 6 (номер в каталоге 501)

Бортовой грузовик Foden FG (номер в каталоге 901)

Бортовой грузовик Foden FG (номер в каталоге 901)

Постепенно серия «Dinky Supertoys» стала разрастаться, появились копии грузовиков Guy с различными настройками, Leyland и Bedford. Номера масштабных моделей Foden в каталогах изменились, как изменился и дизайн коробок.

Надеюсь, эта информация поможет коллекционерам увереннее атрибутировать масштабные модели грузовиков Foden серии Dinky Supertoys. Не пропустите раритет, если вам представится возможность ПОДЕРЖАТЬ ЕГО В РУКАХ!

Карьерный самосвал Foden из поздней серии Dinky Supertoys (номер в каталоге 959)

Карьерный самосвал Foden из поздней серии Dinky Supertoys (номер в каталоге 959)

«За деньги счастья не купишь, но я лучше буду оплакивать этот факт в салоне автомобиля «Ягуар», чем в автобусe».

Франсуаза Саган