Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Паровые автомобили

Живее всех живых: паровые автомобили тогда и сейчас.

Тяжело себе это представить, но когда-то бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания не было даже и в проекте, электродвигатели считались утопией, а балом правили паровые установки

Сейчас они остались лишь объектом интереса фанатов викторианской эпохи и книг в жанре стимпанк. Тем интереснее о них писать.

О постройке паровых машин задумывались еще древние греки. Создание первого подобного «концепта» приписывают Герону Александрийскому, жившему еще в I веке до нашей эры. Но первым действительно полезным устройством стал паровой насос Томаса Севери, запатентованный в 1698 году. Этот аппарат был весьма «сырым», имел малую мощность и работал прерывисто. Но проект Севери стал основой для всех последующих разработок. Например, для паровой машины Ньюкомена, сконструированной в 1712 году и широко применявшейся для откачки воды из шахт. Именно этот аппарат считают первым полноценным паровым двигателем.

Фото: cs.wikisource.org

А что же автомобили? В 1769 году француз Николя Жозеф Кюньо создал «Огненную телегу» — что-то вроде гибрида паровой телеги и дрезины. Ее предполагалось использовать в качестве артиллерийского тягача, но из-за политических дрязг проект был положен под сукно. Историки пишут, что телега Кюньо вполне себе неплохо ехала, хотя и очень недолго — одной заправки котла хватало примерно на 12 минут. В 2010 году студенты двух парижских вузов — Гранд Эколь и Высшей школы искусств и ремёсел воссоздали прототип машины. Дух Кюньо может быть доволен — потомки увидели, что сконструированный им автомобиль действительно может ехать.

XIX век стал золотым для паровых двигателей. В 1801 году Ричард Тревитик создал первую модель паровоза, и уже в 1825 году была построена первая железная дорога общего пользования. Параллельно инженеры всего мира создавали проекты машин для обычных дорог. Паровые повозки стали настолько популярными в Британии, что местное правительство даже издало специальные правила движения подобных аппаратов. В них регламентировалась скорость экипажей, прописывался запрет пугать лошадей свистками и требовалось, чтобы перед каждым паровым дилижансом шел человек с флагом и предупреждал о приближении монстра на колесах.

Фото: radiostudent.si

Хотя уже в 1885 году Готлиб Даймлер запатентовал первую повозку с бензиновым двигателем, эпоха паровых автомобилей продолжалась. Грузовики фирмы Sentinel вообще производились до середины 1930-х годов — ведь в то время уголь был куда дешевле, чем нефть, да и доверие к старым добрым паровикам в народе было куда больше, чем к машинам на бензине. И лишь когда в 1934 министр транспорта Оливер Стэнли снизил пошлины на экспортные нефтепродукты, параллельно увеличив налог на паровые машины, двигатель на пару окончательно стал историей.

Фото: ttnotes.com

Впрочем, такие автомобили не ушли в прошлое бесповоротно. Их и сегодня строят, на них ездят (и не только 12 минут), и даже рекорды скорости устанавливают! В 2009 году Чарльз Барнетт на паровом болиде «Inspiration» разогнался до скорости в 241 километр в час. Машину приводили в движение две турбины, в которые под давлением 40 бар подавался пар из 12 бойлерных установок. Таким образом Барнетт побил рекорд скорости, который составлял 205,5 километра в час и держался более сотни лет — аж с 1906 года.

Фото: nationalmotormuseum.org.uk

Фанаты паровых машин проводят свои слеты. Самый известный из них, Great Dorset Steam Fair, проходит в британском графстве Дорсет с 1969 года. Он длится 5 дней и собирает более 200 000 зрителей. Ну а где еще на такое посмотришь? Паровые грузовики, тракторы и комбайны, кареты, паровое черт-знает-что-и-сбоку-бантик — фанаты викторианской эпохи не нарадуются. Завершается ярмарка гонкой-парадом, на которую выезжают все машины, независимо от конструкции и возможностей. В 2013 году был установлен рекорд по численности участников этого парада — 103 дымящих и пыхтящих машины!

Пар греет сердца автофанатов по всему миру. По приколу, из любопытства или из любви к искусству они делают все новые и новые машины. Кто-то просто берет и ставит паровую установку на старенький фургончик, а кто-то собирает своего ретро-монстра с нуля, как, например, британец Том Киммел. Энтузиаст при помощи умелых рук, старых запчастей, сварочного аппарата и британского хладнокровия делает уникальные паровые багги. Эх, Том, где же ты был, когда Джордж Миллер снимал «Безумного Макса»? С твоими конструкциями это было бы еще эпичнее.

Фото: modernsteampower.files.wordpress.com

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *