Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Первый большегруз СССР — характеристики и история

Речь пойдет о легендарном грузовичке МАЗ-200. Его выпуск запустили 10.01.1951 г. на автозаводе в Минске. Но при рождении, оказывается, звали его ЯАЗ-200, а выпускать его начал Ярославский автозавод еще в 1947-м. Далее на его базе создали ЯАЗ-205 с аналогичным двигателем. По факту именно его и признают первым МАЗом.

Как все начиналось

А началось все на фронте, в 1943-м. Уже тогда было понятно, что без мощного тягача придти к победе будет сложно. В итоге данную проблему передали на решение конструкторам Ярославского автозавода.

Первый прообраз авто назвали ОП-200. Опытный образец создавали на современном оборудовании, поставляемом с Запада. Нашли свое применение и зарубежные схемы, чертежи, детали.

Характеристики ОП-200

Прообраз собирали около полугода. Испытания его начались в 1944-м, а в середине 1945-го авто представили правительству как ЯАЗ-200. Его основные особенности:

  • внешний вид (кабина) позаимствован у американского грузового авто MACK L (1940 г. в.);
  • двигатель (2-тактный дизель, 4-цилиндров, 110 л. с., 2000 об/мин., 4650 куб. см) спроектирован автозаводом по образцу «4-71» (30-е гг.);
  • тяжелые диски сделаны наподобие как у Mercedes L4500.

На тот момент авто имело хороший разгон и управляемость. Его утвердили, а использовали до начала 80-х 20 века. За этот период выпустили около 230 тыс. единиц.

Правда, с 1945-го, в послевоенное время завод не мог обеспечивать Союз тяжелой техникой должным образом полностью. Поставки из-за рубежа прекратились. Не хватало материала для кабины. Поэтому стальную кабину заменили на деревянную.

Позднее авто не раз упрощали. Причем не только на автозаводе, но и водители. Некоторые «мастера» даже проделывали в моторном отсеке отверстие, чтобы тепло шло внутрь кабины и согревало зимой.

Из истории МАЗа

Ярославский автозавод выпускал 200-ю версию грузовика до 1952 г. Но, не успевая за потребностями всей страны, в итоге передал свои наработки Минскому автозаводу. Минск оказался более подготовленным к тому, чтобы продолжить производство МАЗ-200.

Кстати, еще в 1942-м оккупанты организовали, построили у деревни Красное Урочище (7 км от центра Минска) крупный завод для обслуживания танков, авто Вермахта. 30 павильонов, предназначенных для ремонта авто, принадлежало Даймлер-Бенц. Здесь работало больше 5 000 человек, среди которых — военнопленные, местное население. Так что наши грузовики было где собирать.

МАЗ-200

Кабина грузовика рассчитана на троих. Сидение водителя регулировалось. На приборной панели — манометр, амперметр. Отдельный тахометр — тоже существенное преимущество двухсотки.

Свет фар переключался ножной педалью. У авто было 2 фары спереди и двухсекционный фонарь сзади. Минск установил указатели поворота. У двухсотки в разное время были разные двигатели: сначала 04А (120 л.с.), потом — 206 (165 л.с.), с начала 60-х — новый ЯМЗ-236 (180 л.с.).

Механику дополняли «сухим» сцеплением. Основная передача имела 2 ступени. Привод — на задний мост, подвеска — полуэллиптическая с подрессорниками сзади. Колесную базу позаимствовали у немецких авто. Причем поначалу оригинальные шины заменяли покрышками от троллейбуса.

Первая своя версия появилась в 1951-м г. Это был высокобортный МАЗ-200Г. Затем последовал тягач для автопоезда МАЗ-200В с улучшенным двигателем ЯАЗ-204Б (130 л. с.).

Кстати, узнать подробнее историю МАЗа вы можете, посетив с экскурсией Минский автозавод.

Источник