Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Первый советский минивэн и его создатель

Наверняка многие еще помнят микроавтобус РАФ-977, выпускавшийся в советский период. Дизайн этого ТС разработан выдающимся дизайнером Светланой Мирзоян.

Биографические сведения

Мирзоян Светлана Вагаршаковна появилась на свет в 1936 году. Она является выпускницей Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной. Ее дипломная работа была связана с автомобильной темой. Светлана Мирзоян считалась одной из самых талантливых и перспективных студенток.

Выпускникам кафедры дизайна вуза, где она обучалась, доверили работу не только над «Волгой» (она же – «ГАЗ-21), но также над несколькими моделями «БелАЗов» и автобусов «ЛиАЗ». К примеру, создателем «ПАЗа» был Марк Демидовцев. С ним Мирзоян училась на одном курсе. Еще один ее однокурсник является автором проекта «Нива». А Олег Фролов и еще несколько дизайнеров посвятили немало времени работе в КБ Алексеева, разрабатывая суда с подводными крыльями.

Технические особенности модели

По окончании вуза Мирзоян по распределению попала в Ригу. Там на заводе РАФ она проработала вплоть до 1963 года. При ее непосредственном участии создавался микроавтобус РАФ-977 (он же – «Латвия»), а потом и автопоезд на его основе. Последний позволял перевозить авиапассажиров в крупных советских аэропортах, а еще посетителей московского ВДНХ.

Нельзя не признать, что для того времени автобус получился весьма приличным. Некоторые считают его клоном «Фольксваген Type 2 T1». Но они ошибаются. У Type 2 была рамочная конструкция, движок располагался сзади. В РАФ-977 кузов был несущим, а мотор установлен спереди. Эта модель стала предтечей классов минивэнов. Хотя движок и другие узлы 977-я действительно получила от ГАЗ-21.

В качестве основы выступала 21-я «Волга», поэтому, в отличие от задней подвески, передняя являлась независимой. Модель оснащалась мотором ЗМЗ-21, рассчитанным на 2,4 л и выдающим 75 «лошадки». Он трудился в тандеме с 3-ступенчатой КПП. Предельная скорость РАФ-977 составляла 115 км/ч. Сам микроавтобус имел длину в 4,9 м.

В 1960-м «Латвию» отправили на автовыставку в Лондон, где она получила премию. Также советский минивэн побывал в Париже в 1962 г. Модель микроавтобуса получилась удачной, поэтому не удивительно, что ее в течение 15 лет производили не только в Риге, но также на предприятии ЕрАЗ в Армении и на автомеханическом заводе в Украине (г. Луганск).

Источник