Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Первый советский внедорожник — история

Летом 1941-го было запущено серийное производство авто, отличающегося высокой проходимостью и комфортным кузовом. С некоторой натяжкой его можно назвать кроссовером. Серия оказалась небольшой, а о продаже машин частным лицам никто не задумывался.

С чего все начиналось

Первые полноприводные модели авто выпускали вовсе не для народного хозяйства. Хотя в СССР наблюдался повышенный спрос на технику, обладающую большими показателями проходимости. Вот только производились такие машины исключительно для нужд армии.

Проектированием внедорожников занимались специалисты НАМИ (затем – НАТИ). А выпускали их на двух заводах – московском и горьковском. Поначалу с конвейера сходили 3-осные модели. Они были малоэффективны в плане проходимости. А ведь о полном приводе было известно в начале 20-го столетия. Наибольшего успеха в данной области добились американцы, в частности концерн Marmon-Herrington. Там наладили выпуск полноприводных грузовиков и легковушек. В большинстве своем это были «Форды».

В 1938 году в г. Горький доставили приобретенный за океаном Marmon-Herrington LD2. Речь идет о 4-дверном седане, разработанном на базе «Форда V8» с движком в 85 «лошадок». Иностранное авто сразу же подверглось испытаниям. В сентябре 1938-го советские инженеры приступили к проектированию своего аналога – «ГАЗ‑61–40».

Техническое оснащение

Разработчики советского внедорожника дополнили его мощным 6-цилиндровым движком, «позаимствованным» у Dodge D5.

На «ГАЗ‑61–40» использовалась модернизированная 4-ступенчатая КПП от грузового авто «ГАЗ-ММ». Специалисты постарались унифицировать авто с входящими в серию машинами. И это касается не только горьковских. К примеру, конструкция переднего кардана со шлицевым соединением была скопирована с «ЗИС-101». Изначально планировалась установка двухсторонних амортизаторов, но в итоге инженеры остановили свой выбор на одностороннем варианте.

Летом 1939-го были проведены испытания, позволившие выявить серьезные недочеты. В частности, вышли из строя шкворневые узлы и их подшипники. Сама машина все же была признана пригодной для использования. На горьковском заводе собирались пустить в серию три модификации. Одна из них – «ГАЗ‑61–40». А две другие – «ГАЗ-61-415» и «ГАЗ-61-73».

В 1940 году «ГАЗ-61» был выставлен в столице СССР на ВСХВ. Затем авто неоднократно дорабатывалось. В конце 1940-го советские специалисты сообщили о выпуске экспериментального пикапа «ГАЗ‑61–415». В феврале 1941 года техника была доставлена в Кремль, где ее смогло лично оценить высшее руководство.

Источник