Александр Трохачёв.
Прототип пикапа Volkswagen Amarok впервые показали в сентябре 2008 г. на автосалоне IAA в Ганновере. Особого значения появлению этого автомобиля я тогда не придал: подумаешь, сделали еще одну модель… Но летом 2010-го после очного знакомства с ним мое мнение круто изменилось. На дорогах и бездорожье Австрии и Словакии я понял, что это лучший пикап из всех, что мне когда-нибудь приходилось водить.
Имя и концепция
Неожиданно для многих крупная эмблема Volkswagen появилась на решетке радиатора пикапа, и неспроста. Это четвертая по счету модельная серия под маркой Volkswagen Nutzfahrzeuge и первый созданный в Германии пикап в сегменте машин грузоподъемностью 1 т.
Имя новой модели подыскивали необычное: короткое, звучное, легко запоминаемое. В итоге утвердили название Amarok. На языке инуитских индейцев, живущих в суровом климате Северной Канады и Гренландии, оно означает «волк», а точнее – «волк-одиночка». Для инуитов Амарок – властелин северной природы: сильный, мужественный, выносливый, способный покрывать большие расстояния. Он приспособлен к среде обитания и может преодолеть любые препятствия. По мнению маркетологов, именно такими качествами наделен немецкий пикап.
Существует и другая интерпретация названия. В переводе с латыни Amarok переводится как «любящий скалы». Но пикапу оно подходит меньше.
Amarok – не просто очередная блажь маркетологов. Это стратегический ход, нацеленный на усиление глобальных позиций марки на ведущих рынках. Проникновение Volkswagen в сегмент средних пикапов означает для компании открытие дополнительного рынка сбыта суммарным объемом около 2 млн. автомобилей в год. Кроме него здесь присутствуют Mitsubishi L200, Toyota Hilux, Nissan Navara, Nissan NP300 Pick Up, Mazda BT50, SsangYong Actyon Sport, Ford Ranger. Но главными конкурентами немцы называют только две модели: Mitsubishi L200 и Nissan Navara. Даже стоимость машины ориентирована на конкурентов, ожидается, что в России она будет от 1 млн. руб.
Производят Volkswagen Amarok на аргентинском заводе Пачеко (Pacheco) в Буэнос-Айресе. Этот выбор обусловлен тем, что Южная Америка представляет собой быстро растущий рынок. Достаточно сказать, что после выхода однотонного пикапа в серию на него поступило свыше 25 тыс. заказов. Но доступен он не только для Южной Америки. В России премьера Volkswagen Amarok состоится в августе в рамках Московского международного мотор-шоу MIMS-2010, а с сентября его предложат для покупки. После этого начнутся продажи новинки в Австралии и Южной Африке, и только затем – по всей Европе. Упреждая ваш вопрос, отвечу: производство Volkswagen Amarok на заводе в Калуге не планируется.
Для всех и для нас
На первый взгляд может показаться, что Amarok разработан на базе Touareg, но это не так. Внедорожник нельзя было просто переделать в пикап, изменив кузов. У этих автомобилей разная колесная база, и разная философия. К тому же самонесущий кузов по определению не может конкурировать с рамным. Даже с новым Т5 у него мало взаимозаменяемых деталей. Достаточно сказать, что Amarok получил стальную раму лестничного типа и новый неразрезной задний мост на малолистовых рессорах. В общем, Amarok – это вещь в себе.
Первоначально автомобиль выйдет в свет с двухрядной 5-местной кабиной и открытым грузовным отсеком. В следующем году появится модификация с двухместной одиночной кабиной и увеличенной грузовой платформой, а также машина с закрытой задней частью кузова – по сути, SUV. Для всего мира Amarok будет поставляться с одним из двух турбодизельных двигателей уровня Euro 5. Первоначально в серию пойдет 163-сильный (120 кВт) двухлитровый biTDI с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail и двухступенчатым турбонагнетателем bi-turbo. Он развивает максимальный крутящий момент 400 Н·м уже при 1500 мин-1. Следом выйдет модификация с 4-цилиндровым TDI мощностью 122 л.с. (90 кВт), оснащенным турбонагнетателем с изменяемой геометрией турбины и пиком крутящего момента 340 Н·м при 2000 мин-1. Оба мотора устанавливают только с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Для передачи мощности от двигателя к колесам предусмотрены два варианта привода: только задний или подключаемый полный 4Motion. Но и в том и в другом случае предусмотрена дополнительная блокировка заднего дифференциала.
Первоначально в России будут продавать только версию с задним приводом (она дешевле 4Motion) и с двухлитровым бензиновым двигателем Euro 4 мощностью 160 л.с. Исполнение Euro 3 ни для РФ, ни для так называемых третьих стран не предусмотрено – это информация из первых рук, от технических специалистов Volkswagen. Топливный бак на машинах для нашей страны будет таким же, как для остальных рынков – 80 л. Пробег дизельной версии без дозаправки составляет более 1000 км, а бензиновой, естественно, меньше.
При создании машины конструкторы разделили одну модель на две концепции, позволив ее классифицировать в сегменте грузовиков полной массой 2,8 и 3 т. Обычная версия с рессорной подвеской и грузоподъемностью 800–900 кг создана для комфортабельных условий – езды по городу и загородным асфальтированным шоссе или по дорогам с твердым грунтовым покрытием. Основные покупатели такой техники – европейцы. Вторая версия, heavy duty, при грузоподъемности 1150 кг рассчитана на коммерческое использование за пределами хорошей проезжей части. Главные рынки сбыта – Америка и Африка.
Промежуточная комплектация Trendline выделяется окрашенными в цвет кузова передним бампером, ручками дверей и обтекателями зеркал. Стеклоподъемники, замки дверей и регулировка зеркал оснащены электроприводом. В список оборудования включены радио с CD-плеером, многофункциональный дисплей, круиз-контроль и климатическая установка Climatic, противотуманные фары и 16-дюймовые колеса на алюминиевых дисках.
Самая роскошная версия Highline включает все, что и версия Trendline, и дополнена яркими деталями экстерьера. Это относится к хромированным корпусам зеркал, секциям заднего бампера и окантовке «противотуманок». Это касается и расширителей колесных арок в цвет кузова, и 17-дюймовых колес из легкого сплава. Отличительные черты внутри машины – улучшенная приборная панель, кожаная отделка руля и кулисы КП, автоматический климат-контроль Climatronic, музыкальная система более высокого класса. На сиденьях применяются практичные тканевые чехлы, но на заказ возможна и кожаная обивка.
Это – грузовик!
Как по конструкции, так по проходимости и по своим транспортным возможностям Amarok напоминает легкий грузовик. Конечно, его габариты вовсе не грузовые в классическом понимании: длина составляет 5254 мм, ширина – 1944 мм (по зеркалам – 2228 мм), высота – 1834 мм. Внушительная колесная база 3095 мм образует угол рампы 23°. Но даже при двойной кабине его грузовая платформа самая большая в классе: длина – 1555 мм, ширина – 1620 мм, высота – 525 мм. Ее площадь 2,52 м2 позволяет разместить большое количество различных грузов. Для ремонтных и строительных организаций это может быть цемент и керамзит в мешках, блоки из вспененного бетона, гипсокартон, оконные рамы, металлочерепица и т.д. Для частников – квадроцикл или гоночный байк, карт или водный мотоцикл, велосипед или тренажер, спортивный инвентарь, палатки и многое другое.
Четыре крепежные точки по углам платформы позволяют надежно зафиксировать перевозимый груз ремнями-стяжками и тем самым предотвратить его падение и повреждение при любом режиме транспортировки. Удобству погрузки и разгрузки пикапа способствует откидной задний борт шириной 1411 мм и небольшая – всего 779 мм – погрузочная высота. Более того, Amarok способен брать на борт европаллету: расстояние между арками колес составляет 1222 мм, тогда как ширина европаллеты – 1200 мм. К слову, такая возможность поперечной загрузки европаллет в классе средних пикапов появилась впервые. Что это дает? Прежде всего – удобство погрузочно-разгрузочных работ и экономию полезного пространства.
За дополнительную плату автомобиль можно оборудовать тягово-сцепным устройством, которое позволит буксировать прицеп с тормозами практически такой же полной массой – до 2,8 т. А в стандартном оснащении максимальная масса прицепа без тормозов (при 12%-ном подъеме) составляет 750 кг. В целом допустимая масса автопоезда при 12%-ном подъеме не превышает 5500 кг. Предельная нагрузка на крышу составляет 100 кг, а на тягово-сцепное устройство – 120 кг.
Грузовая харизма прослеживается и в высоком дорожном просвете – 240 мм и способности преодолевать броды глубиной до 500 мм. Впечатляют и небольшие свесы кузова (898 мм передний и 1261 мм задний), гарантирующие пикапу достойную проходимость без повреждений. Например, угол въезда равен 30°, а угол съезда – 17,6°. А вот диаметр разворота – очень достойный: всего 12,95 м.
А может, легковушка?!
Если по экстерьеру и вездеходным качествам Amarok сравним с грузовиком, то по уровню электронной начинки и внутренней отделке это стопроцентный легковой автомобиль. В его интерьере легко угадываются элементы Volkswagen Polo (например, стайлинг приборной панели) и Volkswagen Golf Plus (центральная консоль). В арсенале пикапа четыре подушки безопасности, противобуксовочная система ASR, антиблокировочная тормозная система ABS, электронная блокировка дифференциала EDL и как опция – электронная система подержания курсовой устойчивости ESP.
Любопытная функция, входящая в стандартную комплектацию, – Off-Road ABS. Она активируется нажатием кнопки и позволяет существенно сократить тормозной путь на участках с гравийным покрытием и бездорожье. Я опробовал эту систему в действии на безлюдной грунтовке, и замедление машины было достойным. Там, где, казалось бы, пикап должно нести по гравию, при утопленной в пол педали тормоза он эффективно сбавлял скорость до полной остановки. С обычной ABS машина ведет себя иначе. Правда, немецкий инструктор поспешил расстроить: Off-Road ABS не так полезна на льду и укатанном снегу, как обычная «абээска».
Есть в арсенале водителя и электронные помощники в виде системы поддержания курсовой устойчивости ESP и противооткатной системы Hill Hold Assist. Последняя удерживает автомобиль во время остановки на подъеме в гору и предотвращает его откат вниз до тех пор, пока сидящий за рулем не нажмет на педаль газа. Причем время срабатывания не ограничено. А у современных грузовиков подобная функция сильно упрощена: время поддержания давления в тормозной системе исчисляется тремя–пятью секундами. Кстати, при наличии ESP и активации Off-Road ABS на скорости ниже 30 км/ч в действие вступает система помощи при спуске Hill Descent Assistant. За счет автоматических коротких торможений она обеспечивает постоянную скорость движения, независимо от протяженности и степени крутизны склона. Для каждого конкретного случая скорость езды под уклон задают с помощью педали тормоза и газа, а потом о них вообще можно забыть: автомобиль будет ехать в заданном ритме до тех пор, пока водитель не вмешается в управление. Такая функция на автомобилях данного класса применяется впервые.
Что еще легкового в Amarok? Регулируемые по высоте подголовники и ремни безопасности для всех посадочных мест, передние – с преднатяжителями и визуальной/звуковой системой оповещения о непристегнутом ремне. К легковым характеристикам можно отнести низкий уровень шума и отсутствие ощутимых вибраций, хорошую звукоизоляцию кабины и весьма эффективную систему кондиционирования воздуха.
На асфальтированном шоссе Amarok ведет себя как внедорожник с несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. Подвеска нежесткая и непробиваемая: ее хода хватает для того, чтобы «отработать» препятствие. При прохождении поворотов пикап не кренится, за что спасибо относительно невысокому центру тяжести и энергоемкой подвеске. На неровностях Amarok не дрожит, при стремительном разгоне не задирает «передок», а при резком торможении не клюет носом. Ему неведома амплитудная, долго не затухающая раскачка на ухабах и тряска кормой. И в целом впечатление от поведения на дороге очень хорошее.
Несколько непривычным для меня оказался большой свободный ход педали сцепления. А разницу в поведении Amarok как грузовика и легковушки я уловил по замедлению: во-первых, в отличие от грузовика у пикапа нет ретардера; во-вторых, торможение двигателем не очень эффективное.
Сам двигатель не издает громких звуков и не передает на кузов вибраций. Именно так работает современный дизель на дорогих моделях бизнес-класса. Рабочий диапазон от 1500 до 2000 мин-1, а больше крутить его бесполезно. Впрочем, на подъем можно взбираться и при более низких оборотах, а на большой скорости количество оборотов водитель регулировать не может. Даже на скорости 150 км/ч пикап стабильно держит заданную траекторию движения, а бездорожье он вообще торит как бронетранспортер.
Что и говорить: несмотря на то, что это первый пикап в истории Volkswagen, блин не вышел комом. Amarok получился цельным, крепким, выносливым. А именно таким и должен быть волк, и не просто волк, а волк-одиночка.