Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Пикап Volkswagen Amarok

Александр Трохачёв.

Прототип пикапа Volkswagen Amarok впервые показали в сентябре 2008 г. на автосалоне IAA в Ганновере. Особого значения появлению этого автомобиля я тогда не придал: подумаешь, сделали еще одну модель… Но летом 2010-го после очного знакомства с ним мое мнение круто изменилось. На дорогах и бездорожье Австрии и Словакии я понял, что это лучший пикап из всех, что мне когда-нибудь приходилось водить.

Имя и концепция

Неожиданно для многих крупная эмблема Volkswagen появилась на решетке радиатора пикапа, и неспроста. Это четвертая по счету модельная серия под маркой Volkswagen Nutzfahrzeuge и первый созданный в Германии пикап в сегменте машин грузоподъемностью 1 т.

Имя новой модели подыскивали необычное: короткое, звучное, легко запоминаемое. В итоге утвердили название Amarok. На языке инуитских индейцев, живущих в суровом климате Северной Канады и Гренландии, оно означает «волк», а точнее – «волк-одиночка». Для инуитов Амарок – властелин северной природы: сильный, мужественный, выносливый, способный покрывать большие расстояния. Он приспособлен к среде обитания и может преодолеть любые препятствия. По мнению маркетологов, именно такими качествами наделен немецкий пикап.

Существует и другая интерпретация названия. В переводе с латыни Amarok переводится как «любящий скалы». Но пикапу оно подходит меньше.

Окраска «металлик» оплачивается отдельно

Окраска «металлик» оплачивается отдельно

Amarok – не просто очередная блажь маркетологов. Это стратегический ход, нацеленный на усиление глобальных позиций марки на ведущих рынках. Проникновение Volkswagen в сегмент средних пикапов означает для компании открытие дополнительного рынка сбыта суммарным объемом около 2 млн. автомобилей в год. Кроме него здесь присутствуют Mitsubishi L200, Toyota Hilux, Nissan Navara, Nissan NP300 Pick Up, Mazda BT50, SsangYong Actyon Sport, Ford Ranger. Но главными конкурентами немцы называют только две модели: Mitsubishi L200 и Nissan Navara. Даже стоимость машины ориентирована на конкурентов, ожидается, что в России она будет от 1 млн. руб.

Производят Volkswagen Amarok на аргентинском заводе Пачеко (Pacheco) в Буэнос-Айресе. Этот выбор обусловлен тем, что Южная Америка представляет собой быстро растущий рынок. Достаточно сказать, что после выхода однотонного пикапа в серию на него поступило свыше 25 тыс. заказов. Но доступен он не только для Южной Америки. В России премьера Volkswagen Amarok состоится в августе в рамках Московского международного мотор-шоу MIMS-2010, а с сентября его предложат для покупки. После этого начнутся продажи новинки в Австралии и Южной Африке, и только затем – по всей Европе. Упреждая ваш вопрос, отвечу: производство Volkswagen Amarok на заводе в Калуге не планируется.

Хром-пакет – это опция

Хром-пакет – это опция

Для всех и для нас

На первый взгляд может показаться, что Amarok разработан на базе Touareg, но это не так. Внедорожник нельзя было просто переделать в пикап, изменив кузов. У этих автомобилей разная колесная база, и разная философия. К тому же самонесущий кузов по определению не может конкурировать с рамным. Даже с новым Т5 у него мало взаимозаменяемых деталей. Достаточно сказать, что Amarok получил стальную раму лестничного типа и новый неразрезной задний мост на малолистовых рессорах. В общем, Amarok – это вещь в себе.

Первоначально автомобиль выйдет в свет с двухрядной 5-местной кабиной и открытым грузовным отсеком. В следующем году появится модификация с двухместной одиночной кабиной и увеличенной грузовой платформой, а также машина с закрытой задней частью кузова – по сути, SUV. Для всего мира Amarok будет поставляться с одним из двух турбодизельных двигателей уровня Euro 5. Первоначально в серию пойдет 163-сильный (120 кВт) двухлитровый biTDI с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail и двухступенчатым турбонагнетателем bi-turbo. Он развивает максимальный крутящий момент 400 Н·м уже при 1500 мин-1. Следом выйдет модификация с 4-цилиндровым TDI мощностью 122 л.с. (90 кВт), оснащенным турбонагнетателем с изменяемой геометрией турбины и пиком крутящего момента 340 Н·м при 2000 мин-1. Оба мотора устанавливают только с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Для передачи мощности от двигателя к колесам предусмотрены два варианта привода: только задний или подключаемый полный 4Motion. Но и в том и в другом случае предусмотрена дополнительная блокировка заднего дифференциала.

Моторный отсек наводит на мысль о том, что обслуживаться придется на фирменной СТО

Моторный отсек наводит на мысль о том, что обслуживаться придется на фирменной СТО

Первоначально в России будут продавать только версию с задним приводом (она дешевле 4Motion) и с двухлитровым бензиновым двигателем Euro 4 мощностью 160 л.с. Исполнение Euro 3 ни для РФ, ни для так называемых третьих стран не предусмотрено – это информация из первых рук, от технических специалистов Volkswagen. Топливный бак на машинах для нашей страны будет таким же, как для остальных рынков – 80 л. Пробег дизельной версии без дозаправки составляет более 1000 км, а бензиновой, естественно, меньше.

При создании машины конструкторы разделили одну модель на две концепции, позволив ее классифицировать в сегменте грузовиков полной массой 2,8 и 3 т. Обычная версия с рессорной подвеской и грузоподъемностью 800–900 кг создана для комфортабельных условий – езды по городу и загородным асфальтированным шоссе или по дорогам с твердым грунтовым покрытием. Основные покупатели такой техники – европейцы. Вторая версия, heavy duty, при грузоподъемности 1150 кг рассчитана на коммерческое использование за пределами хорошей проезжей части. Главные рынки сбыта – Америка и Африка.

Тем, кому приглянулся Amarok, придется выбирать одну из трех линий комплектации: базовая, Trendline, Highline. База включает минимальный набор оборудования, а именно: регулируемые вручную по высоте передние кресла, запираемый перчаточный ящик, подсветку грузовой площадки. Она комплектуется 16-дюймовыми штампованными дисками колес. Передний бампер, ручки дверей и обтекатели зеркал не имеют лакокрасочного покрытия. Управление стеклоподъемниками, замки дверей и регулировка зеркал, разумеется, механические. Даже встроенные во внешние зеркала антенны для приема радиосигнала устанавливаются только за дополнительную плату.

Промежуточная комплектация Trendline выделяется окрашенными в цвет кузова передним бампером, ручками дверей и обтекателями зеркал. Стеклоподъемники, замки дверей и регулировка зеркал оснащены электроприводом. В список оборудования включены радио с CD-плеером, многофункциональный дисплей, круиз-контроль и климатическая установка Climatic, противотуманные фары и 16-дюймовые колеса на алюминиевых дисках.

На таких спусках лучше задействовать понижающий ряд со степенью понижения 2,71:1. Он обеспечивает скорость движения на холостых оборотах 2 км/ч – комфортно для любого бездорожья

На таких спусках лучше задействовать понижающий ряд со степенью понижения 2,71:1. Он обеспечивает скорость движения на холостых оборотах 2 км/ч – комфортно для любого бездорожья

Самая роскошная версия Highline включает все, что и версия Trendline, и дополнена яркими деталями экстерьера. Это относится к хромированным корпусам зеркал, секциям заднего бампера и окантовке «противотуманок». Это касается и расширителей колесных арок в цвет кузова, и 17-дюймовых колес из легкого сплава. Отличительные черты внутри машины – улучшенная приборная панель, кожаная отделка руля и кулисы КП, автоматический климат-контроль Climatronic, музыкальная система более высокого класса. На сиденьях применяются практичные тканевые чехлы, но на заказ возможна и кожаная обивка.

У нового пикапа довольно внушительный дорожный просвет – 240 мм, за счет чего автомобиль берет броды глубиной до 500 мм

У нового пикапа довольно внушительный дорожный просвет – 240 мм, за счет чего автомобиль берет броды глубиной до 500 мм

Это – грузовик!

Как по конструкции, так по проходимости и по своим транспортным возможностям Amarok напоминает легкий грузовик. Конечно, его габариты вовсе не грузовые в классическом понимании: длина составляет 5254 мм, ширина – 1944 мм (по зеркалам – 2228 мм), высота – 1834 мм. Внушительная колесная база 3095 мм образует угол рампы 23°. Но даже при двойной кабине его грузовая платформа самая большая в классе: длина – 1555 мм, ширина – 1620 мм, высота – 525 мм. Ее площадь 2,52 м2 позволяет разместить большое количество различных грузов. Для ремонтных и строительных организаций это может быть цемент и керамзит в мешках, блоки из вспененного бетона, гипсокартон, оконные рамы, металлочерепица и т.д. Для частников – квадроцикл или гоночный байк, карт или водный мотоцикл, велосипед или тренажер, спортивный инвентарь, палатки и многое другое.

Диагональное вывешивание только подчеркивает преимущества неразрезного заднего моста и лестничной рамы для таких условий движения

Диагональное вывешивание только подчеркивает преимущества неразрезного заднего моста и лестничной рамы для таких условий движения

Четыре крепежные точки по углам платформы позволяют надежно зафиксировать перевозимый груз ремнями-стяжками и тем самым предотвратить его падение и повреждение при любом режиме транспортировки. Удобству погрузки и разгрузки пикапа способствует откидной задний борт шириной 1411 мм и небольшая – всего 779 мм – погрузочная высота. Более того, Amarok способен брать на борт европаллету: расстояние между арками колес составляет 1222 мм, тогда как ширина европаллеты – 1200 мм. К слову, такая возможность поперечной загрузки европаллет в классе средних пикапов появилась впервые. Что это дает? Прежде всего – удобство погрузочно-разгрузочных работ и экономию полезного пространства.

Расстояние между арками колес составляет 1222 мм, что позволяет здесь поперечно устанавливать европаллету шириной 1200 мм

Расстояние между арками колес составляет 1222 мм, что позволяет здесь поперечно устанавливать европаллету шириной 1200 мм

За дополнительную плату автомобиль можно оборудовать тягово-сцепным устройством, которое позволит буксировать прицеп с тормозами практически такой же полной массой – до 2,8 т. А в стандартном оснащении максимальная масса прицепа без тормозов (при 12%-ном подъеме) составляет 750 кг. В целом допустимая масса автопоезда при 12%-ном подъеме не превышает 5500 кг. Предельная нагрузка на крышу составляет 100 кг, а на тягово-сцепное устройство – 120 кг.

Грузовая харизма прослеживается и в высоком дорожном просвете – 240 мм и способности преодолевать броды глубиной до 500 мм. Впечатляют и небольшие свесы кузова (898 мм передний и 1261 мм задний), гарантирующие пикапу достойную проходимость без повреждений. Например, угол въезда равен 30°, а угол съезда – 17,6°. А вот диаметр разворота – очень достойный: всего 12,95 м.

А может, легковушка?!

Если по экстерьеру и вездеходным качествам Amarok сравним с грузовиком, то по уровню электронной начинки и внутренней отделке это стопроцентный легковой автомобиль. В его интерьере легко угадываются элементы Volkswagen Polo (например, стайлинг приборной панели) и Volkswagen Golf Plus (центральная консоль). В арсенале пикапа четыре подушки безопасности, противобуксовочная система ASR, антиблокировочная тормозная система ABS, электронная блокировка дифференциала EDL и как опция – электронная система подержания курсовой устойчивости ESP.

Любопытная функция, входящая в стандартную комплектацию, – Off-Road ABS. Она активируется нажатием кнопки и позволяет существенно сократить тормозной путь на участках с гравийным покрытием и бездорожье. Я опробовал эту систему в действии на безлюдной грунтовке, и замедление машины было достойным. Там, где, казалось бы, пикап должно нести по гравию, при утопленной в пол педали тормоза он эффективно сбавлял скорость до полной остановки. С обычной ABS машина ведет себя иначе. Правда, немецкий инструктор поспешил расстроить: Off-Road ABS не так полезна на льду и укатанном снегу, как обычная «абээска».

За счет большого клиренса посадка высокая, как на джипе

За счет большого клиренса посадка высокая, как на джипе
Две верхних кнопки отвечают за подогрев сидений, отключение ESP и ASR, две нижних – за межколесную блокировку и внедорожный режим ABS и ESP.  Включать их можно и в движении

Две верхних кнопки отвечают за подогрев сидений, отключение ESP и ASR, две нижних – за межколесную блокировку и внедорожный режим ABS и ESP. Включать их можно и в движении

Есть в арсенале водителя и электронные помощники в виде системы поддержания курсовой устойчивости ESP и противооткатной системы Hill Hold Assist. Последняя удерживает автомобиль во время остановки на подъеме в гору и предотвращает его откат вниз до тех пор, пока сидящий за рулем не нажмет на педаль газа. Причем время срабатывания не ограничено. А у современных грузовиков подобная функция сильно упрощена: время поддержания давления в тормозной системе исчисляется тремя–пятью секундами. Кстати, при наличии ESP и активации Off-Road ABS на скорости ниже 30 км/ч в действие вступает система помощи при спуске Hill Descent Assistant. За счет автоматических коротких торможений она обеспечивает постоянную скорость движения, независимо от протяженности и степени крутизны склона. Для каждого конкретного случая скорость езды под уклон задают с помощью педали тормоза и газа, а потом о них вообще можно забыть: автомобиль будет ехать в заданном ритме до тех пор, пока водитель не вмешается в управление. Такая функция на автомобилях данного класса применяется впервые.

Что еще легкового в Amarok? Регулируемые по высоте подголовники и ремни безопасности для всех посадочных мест, передние – с преднатяжителями и визуальной/звуковой системой оповещения о непристегнутом ремне. К легковым характеристикам можно отнести низкий уровень шума и отсутствие ощутимых вибраций, хорошую звукоизоляцию кабины и весьма эффективную систему кондиционирования воздуха.

На втором ряду есть места для троих взрослых

На втором ряду есть места для троих взрослых
При желании подушку заднего дивана можно поднять

На асфальтированном шоссе Amarok ведет себя как внедорожник с несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. Подвеска нежесткая и непробиваемая: ее хода хватает для того, чтобы «отработать» препятствие. При прохождении поворотов пикап не кренится, за что спасибо относительно невысокому центру тяжести и энергоемкой подвеске. На неровностях Amarok не дрожит, при стремительном разгоне не задирает «передок», а при резком торможении не клюет носом. Ему неведома амплитудная, долго не затухающая раскачка на ухабах и тряска кормой. И в целом впечатление от поведения на дороге очень хорошее.

Несколько непривычным для меня оказался большой свободный ход педали сцепления. А разницу в поведении Amarok как грузовика и легковушки я уловил по замедлению: во-первых, в отличие от грузовика у пикапа нет ретардера; во-вторых, торможение двигателем не очень эффективное.

Сам двигатель не издает громких звуков и не передает на кузов вибраций. Именно так работает современный дизель на дорогих моделях бизнес-класса. Рабочий диапазон от 1500 до 2000 мин-1, а больше крутить его бесполезно. Впрочем, на подъем можно взбираться и при более низких оборотах, а на большой скорости количество оборотов водитель регулировать не может. Даже на скорости 150 км/ч пикап стабильно держит заданную траекторию движения, а бездорожье он вообще торит как бронетранспортер.

Что и говорить: несмотря на то, что это первый пикап в истории Volkswagen, блин не вышел комом. Amarok получился цельным, крепким, выносливым. А именно таким и должен быть волк, и не просто волк, а волк-одиночка.