В очередном нашем опросе, закончившемся вчера, выясняли мы отношение к самому мелкому, весьма недооцененному, но очень устойчивому сегменту российского авторынка — пикапам. Хочется ли вам пикап-то, автолюбители, спросили мы, и почему сразу нет?
Ну, нам и ответили…
На этот раз интерес представляет не только статистика голосования, но и комментарии к теме, оставленные неравнодушными автолюбителями, которым хочется и колется. Потому что — ну парадокс же, когда такая многофункциональная, практичная и комфортная (!) штуковина, как современный пикап, в России постоянно занимает что-то около 1% рынка. В то время, как в сопоставимых с нами по просторам Штатах это — излюбленный тип автомобиля… Что не так у нас с пикапами и у пикапов — с нами?
Три базовых причины мешают прижиться пикапам в России, три кита, которые успешно и постоянно топят этот сегмент. Это — деньги (их отсутствие), климат (мерзкий) и культура (менталитет). Разберем каждую с примерами из комментариев.
Деньги
Популярность пикапов в США обусловлена, в первую очередь, их доступной ценой по сравнению, например, с внедорожниками, а также с высоким спросом у американцев, живущих в частных домах. И в США льготное налогообложение для пикапов. В РФ о льготном налогообложении и речи нет, напротив — с мощных и дорогостоящих пикапов-монстров еще и дополнительные налоги возьмут, а найти сейчас солидный пикап хотя бы за миллион рублей можно разве что на вторичке. (Отечественных производителей, извините, пока не рассматриваем в виду сугубо специализированного спроса на их пикапы). Кроме прочего, монстр — жрет. И горючее, и все остальные расходники, и содержание его выходит в копеечку, хоть на бензине, хоть на дизеле.
Из комментов:
…Для фермеров они дороговаты, тем более что это все-таки не грузовик, а вспомогательный автомобиль. В городе же эти пятиметровые монстры просто нафиг не нужны.
…Средний россиянин подобный грузовичок купить не в состоянии, а тому, кому это под силу, интересен бизнес-седан, в крайнем случае — джип. «Грузовичок» — не по понятиям . Окружение не поймет, если чел вместо «пАнтовой тачилы» приедет на такой балалайке.
…Если для бизнеса — так за эти деньги можно купить пару «Газелей», окупить за полтора года, а еще через год продать частникам. А любителей-ценителей слишком мало, особенно из-за пошлин. Даже б\у брать из-за пошлин накладно.
Климат
На подавляющей части территории России большую часть года осадки, что делает преимущества «пикапского» кузова бесполезными — на открытой грузовой площадке придется перевозить в основном или снег, или дождевую воду. Поэтому большинство пикапов в РФ приходится комплектовать кунгами, которых практически нет в США. Но в этом случае практичнее «крытые» внедорожники, потому они и намного популярнее пикапов.
Из комментов:
…Из-за климатических особенностей использовать у нас пикап без тента как-то не очень рационально… А у обычного внедорожника с тремя рядами сидений, как правило, задние два можно сложить, обеспечив погрузочную площадку не меньше, чем у пикапа.
В общем, у нас такие машины не функциональны.
Культура
В свете тренда переселения состоятельных горожан из мегаполисов в пригородные и загородные коттеджные поселки ситуация, возможно, постепенно начнет меняться, но пока что основная масса населения с доходами у нас все еще предпочитает обретаться в городских условиях. А для городских пробок и постоянных проблем с парковкой, большой красивый пикап — это как минимум неудобно. И кроме того…
Из комментов:
…Да просто у нас воруют все, что не приколочено, и пока в пробке будешь стоять, у тебя из пикапа все добро снимут!
… И на стоянке брезент легко режется, а содержимому кузова приделываются ноги. А если жесткий верх — тогда уж лучше обычный джип.
Собственно, вот поэтому пикапы всегда были в России нишевым продуктом и до недавнего времени на них смотрели свысока, как на «рабочую лошадку». По данным «Рольфа», основными потребителями пикапов в нашей стране являются любители активного отдыха, охоты и рыбалки, причем в большинстве случаев для них это — второй автомобиль в семье. Что касается корпоративных покупателей — пикапы активно используют дорожники, строители, операторы мобильной связи, которым нужен универсальный автомобиль для выполнения поставленных задач в условиях бездорожья.
На российском автомобильном рынке в сегменте пикапов наибольшую популярность получили Toyota Hilux, Mitsubishi L200, Volkswagen Amarok и UAZ Pickup.
Что касается конкретно отечественных производителей — «ВИС-Авто» (дочь АВТОВАЗа) также пытается занять свою нишу и постоянно демонстрирует МЧС и МВД свои разработки. Например, сейчас российским пожарным службам предлагают LADA 4×4 ВИС-294600 (двухместную) и LADA 4×4 ВИС-294610 (пятиместную) на базе полноприводной «Нивы» с механической трансмиссией, 1,7-литровым бензиновым двигателем. Каждый раз во время демонстрации разработки получают похвалу от начальников спасательных служб, но спрос на продукцию пока отмечен только в Самарской области, Санкт-Петербурге, Москве и еще в парочке регионов. Пикапы на базе «Москвичей» и «ИЖ-Оды» не выходят уже довольно давно в связи с банкротством предприятий. УАЗ Карго и Pickup на базе «Патриотов» выпускаются в основном для охотников и перевозки легких грузов. С проходимостью у них все хорошо (проверено многочисленной армией поклонников off-road) — высокий дорожный просвет, рамная конструкция, жестко подключаемый полный привод, а также блокировка заднего дифференциала позволяют не волноваться, перепрыгивая очередное препятствие. И грузоподъемность — 725 кг, с лихвой хватит для бытовых нужд. Но все же, по мнению экспертов, и они у нас не станут массовыми. Хотя бы из-за стоимости.
Смотрим, наконец, результаты голосования. Всего за неделю на сайте и в группах «АвтоСреды» в Фейсбуке и ВКонтакте на вопрос А вы хотели бы приобрести пикап? ответили в общей сложности 362 человека.
И расклад по вариантам такой:
Никогда не привлекало. Не мой тип кузова — 49% респондентов
Хочу, но дорого очень. Как в цене, так и в пользовании — 29%
Всегда хотел. Это престижно и практично — 17%
А я приобрел уже! Счастливый владелец крутого монстра — 5%
«Счастливых обладателей», на минуточку, оказалось 15 человек из проголосовавших. И еще один товарищ не преминул оставить коммент — я, мол, бывший уже владелец, но пикапом своим был очень доволен. Делайте выводы, господа маркетологи и потенциальные потребители. Кажется, однопроцентный сегмент в России все-таки созревает к расширению…