Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Подбор и эксплуатация свечей зажигания

Даниил Минаев.

Свечи зажигания в современных двигателях с принудительным воспламенением, к коим, кстати, относится когорта новейших газовых моторов тяжёлой техники – крайне ответственный элемент системы зажигания! Дело даже не в том, что при отказе свечи падает мощность и повышается токсичность выхлопа. Неисправность этой небольшой детальки способна вызвать целую цепь отказов соседних приборов и систем, обездвижить автомобиль, которому затем потребуется дорогостоящий ремонт…

Впрочем, хватит запугиваний. Умная электроника всегда минимизирует негативные последствия: отключит подачу топлива в цилиндр, лишившийся искрового поджига, предупредит контрольной лампой или текстовым сообщением о необходимости внеплановой или регламентированной инспекции системы зажигания.

Тем не менее правильный подбор и внимательное отношение к свечам зажигания повышают эксплуатационную надёжность техники, и понимание ряда довольно простых вопросов вкупе с несложными процедурами контроля надолго отвадят любителей и профессионалов от нештатных ситуаций.

Вот сегодня и поговорим об этом. Начнём с теории вопроса правильного подбора свечи, затем приведём набор из трёх групп типовых негативных последствий, а в финале обсудим эксплуатационные вопросы, чтобы предотвратить неприятности.

Некорректный подбор свечей зажигания: последствия и проблемы

Негативные последствия от установки неверно подобранных свечей иногда оказываются разрушительными. Связано это с современными тенденциями, которые сделали двигатели более технологичными, дорогостоящими и менее пригодными для ремонта. Ранее основным критерием соответствия свечи двигателю были параметры её резьбы и калильное число, сегодня этого недостаточно! Необходимо подбирать конструкцию самой свечи, тип и материал электродов, а для разных рынков сбыта в один и тот же двигатель могут устанавливаться разные приборы.

На первом этапе снижение мощности и увеличение расхода топлива относятся к самым безобидным, хотя эксплуатация двигателя в нештатном режиме в перспективе приводит к серьёзным осложнениям. Внешне все свечи практически одинаковы: стальной цилиндрический корпус с резьбой, керамический изолятор и один или несколько электродов. Однако свойства материалов, использованных при производстве каждого элемента свечи, делают одинаковые внешне свечи разными, и дело не только в характеристике, определяемой калильным числом.

Специфика конструкции и технологии ремонта современной техники нередко требуют применения специализированного инструмента, это касается и свечей зажигания! Грубые пустотелые «свечные» ключи давно отправлены в отставку

Специфика конструкции и технологии ремонта современной техники нередко требуют применения специализированного инструмента, это касается и свечей зажигания! Грубые пустотелые «свечные» ключи давно отправлены в отставку

Специфика конструкции и технологии ремонта современной техники нередко требуют применения специализированного инструмента, это касается и свечей зажигания! Грубые пустотелые «свечные» ключи давно отправлены в отставку

В соответствии с современными тенденциями в конструировании двигателей, инженеры стремятся достичь максимальной отдачи, одновременно снижая размеры и вес агрегатов. Требования ко всем деталям и к свечам в том числе в таких условиях стремительно меняются. Температура газов в камере сгорания может достигать тысячи и более градусов Цельсия, что представляет высокую температурную нагрузку. Работа на обеднённых смесях для стабильного поджига требует высокого напряжения, до 45 000 В. Это условие требует новых диэлектрических свойств от изоляторов и уплотнителей.

Основные размеры свечных головок, применяемых в современных двигателях – 14, 16, 21 мм; 14 мм – встречается реже, в основном в высокотехнологичных плотно скомпонованных двигателях, 16 мм – самый распространённый размер, а ранее популярный 21 мм постепенно сдаёт позиции

Основные размеры свечных головок, применяемых в современных двигателях – 14, 16, 21 мм; 14 мм – встречается реже, в основном в высокотехнологичных плотно скомпонованных двигателях, 16 мм – самый распространённый размер, а ранее популярный 21 мм постепенно сдаёт позиции

Технологические изыски современных «свечных» приборов

В стремлении соответствовать постоянно растущим требованиям автомобильных компаний, ведущие производители свечей вводят в технологический процесс новые материалы и совершенствуют производство. Так, корпус свечи сегодня производят с помощью технологии холодного пластического формования. Это требует применения автоматизированных станков и пресса, развивающего давление более 100 т. Отвечающие сегодняшним высоковольтным требованиям керамические изоляторы получают с соблюдением технологической последовательности, включающей измельчение смеси, формовку изделия и обжиг. Не меньшее значение имеют точность сборки, установка высокотемпературного уплотнителя и герметичная завальцовка корпуса. Ещё один важный фактор – состав резистивного порошка, которым заполняют полость свечи. Наполнитель обеспечивает стабильный электрический контакт при неизбежных в условиях предельной мощности больших перепадах температуры. Технологические процессы и свойства материалов – объект непрерывных разработок, требующих от производителей значительных инвестиций.

Нагар и другие загрязнения свечей зажигания можно попытаться удалить, используя аэрозоль типа «очиститель топливной системы» или универсальный очиститель. После очистки свечей остатки растворителя и нагара лучше всего удалить сжатым воздухом

Нагар и другие загрязнения свечей зажигания можно попытаться удалить, используя аэрозоль типа «очиститель топливной системы» или универсальный очиститель. После очистки свечей остатки растворителя и нагара лучше всего удалить сжатым воздухом

Последствия на практике: катализатор

Пропуски зажигания провоцируют преждевременный выход из строя катализатора. Низкое качество материалов, использованных при производстве изолятора и резистивного наполнителя, приводит к ускоренной деградации свечи. Даже если её характеристики соответствовали требованиям производителя в начале эксплуатации, со временем энергии искры может не хватить для надёжного воспламенения топливовоздушной смеси, в результате чего появляются пропуски зажигания и в отработавших газах повышается содержание недогоревшего топлива. Часть топливовоздушной смеси догорает в выпускном коллекторе и катализаторе, что приводит к росту температуры внутри этих элементов. Перегрев приводит к выходу из строя каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода, установленных в системе выпуска.

Продольный разрез инновационной свечи с особой конструкцией центрального электрода – комбинации металлокерамики

Продольный разрез инновационной свечи с особой конструкцией центрального электрода – комбинации металлокерамики

Последствия на практике: закисание и разрушение элементов свечи и повреждение резьбы, эрозия

Установка свечей низкого качества, без гальванического покрытия приводит к возникновению коррозии и «закисанию» резьбы. Свеча застревает в свечном колодце и извлечь её иногда невозможно даже при помощи специального экстрактора. При самом неудачном сценарии такая ситуация приводит к ремонту или даже замене головки блока цилиндров.

Установка свечей, изготовленных с нарушениями в требованиях к материалам, – источник не менее опасных для двигателя последствий. Использование при производстве корпуса недостаточно прочной стали нередко приводит к частичному разрушению резьбы во время установки новых свечей. В результате нарушается герметичность камеры сгорания. Использование недостаточно качественной глины при производстве изоляторов ведёт к возникновению пробоев на корпус, появлению трещин на изоляторах и быстрому изменению характеристик свечей.

Две модификации одной и той же свечи, справа более поздняя. Конструкторы модернизировали форму изолятора. На правой свече создатели изделия вернулись к более традиционной, уже подзабытой прямой форме изолятора – без кольцевых канавок, но сам керамический материал при внешнем и тактильном сходстве совсем иной

Две модификации одной и той же свечи, справа более поздняя. Конструкторы модернизировали форму изолятора. На правой свече создатели изделия вернулись к более традиционной, уже подзабытой прямой форме изолятора – без кольцевых канавок, но сам керамический материал при внешнем и тактильном сходстве совсем иной

Распространённая ошибка при подборе, особенно при желании потребителя сэкономить, – установка свечей с электродом из медно-никелевого сплава вместо рекомендованных производителем иридиевых или платиновых свечей. Кстати, эти термины часто трактуют неверно, иридий или платина содержатся в напайке на электроде, а не в корпусе свечи. Применение драгоценных материалов, более устойчивых к эрозии, позволяет значительно расширить срок эксплуатации изделия. Так, ресурс стандартных свечей зажигания и элементов с применением драгоценных металлов различается приблизительно в три раза. Стандартные требуют замены через 20–30 тысяч километров. Рекомендованный интервал замены для иридиевых и платиновых свечей составляет от 60 до 90 и более тысяч километров. При использовании свечей несоответствующего типа и их эксплуатации сверх нормы происходит эрозия электрода. Это приводит к ухудшению характеристик и может вызвать его разрушение.

Пример – образец современной свечи, у которой иридий содержится в напайке на электродах. Применение драгоценных материалов, более устойчивых к эрозии, позволяет значительно расширить срок эксплуатации изделия

Пример – образец современной свечи, у которой иридий содержится в напайке на электродах. Применение драгоценных материалов, более устойчивых к эрозии, позволяет значительно расширить срок эксплуатации изделия

Последствия на практике: выход из строя катушек или модулей зажигания

Нарушение условий эксплуатации и поломка элементов системы зажигания, работающих в одной цепи со свечами – один из признаков некорректного подбора свечей. Повышенная нагрузка возникает на катушках или модулях зажигания в случае изменения характеристик свечей. Это может происходить в частности при замене рекомендованных элементов с иридиевой или платиновой напайкой стандартными свечами или превышением срока их эксплуатации.

Нюансы газомоторного топлива

Для работы на газовом топливе, как в случае конвертации стандартного бензинового или дизельного двигателя, так и в случае со специально спроектированным газовым мотором, необходимо использовать специальные свечи зажигания, отвечающие требованиям работы на данном типе топлива. В силу ряда отличий от бензина, газ требует иных характеристик для надёжного воспламенения. При переходе на газ повышается средняя температура в камере сгорания, что в том числе приводит к ускоренному износу электродов свечей, предназначенных для двигателей, работавших на жидком топливе. Для облегчения подбора крупные производители автомобильных компонентов выделяют отдельные артикулы свечей для двигателей, использующих газовое топливо.

Серия практических вопросов

– Инструкции производителей техники требуют в большинстве случаев применения только оригинальных свечей. Но в фирменной упаковке нередко оказываются свечи разных производителей, которые при покупке именно у «свечного» бренда стоят значительно дешевле, можно ли использовать альтернативу?

– Если в каталоге производителей свечей указана модель вашего двигателя, а маркировка свечи совпадает с оригинальной, то сомнений нет. Просто оригинальные запчасти в упаковке автопроизводителя, а не поставщика компонентов продаются в розницу всегда дороже – плата за качество и уверенность, подтверждённая самим автопроизводителем.

– Многие автосервисы, причём не только официальные дилерские СТОА, но и мультибрендовые мастерские, рекомендуют в России сокращать регламентированный производителем интервал замены свечей зажигания, причём чуть ли не вдвое. Насколько это оправдано?

– «Плавающее» качество топлива, холодные пуски в длительный зимний сезон, увеличение выработки ресурса в моточасах, при которых пробег не растёт, но движок работает длительное время, что характерно в городском трафике – все эти факторы сокращают срок службы свечей зажигания. Учитывая, что нештатная работа или отказ свечи тянет по цепочке отказы дорогостоящих соседствующих приборов и в целом негативно сказывается на работе и ресурсе двигателя, к подобным рекомендациям стоит прислушиваться. Особенно это актуально для турбированных даунсайзинговых двигателей, а также газовых. Несколько лет назад крупнейший концерн GM даже проводил отзывную компанию из-за того, что в ряде двигателей с турбонаддувом боковой электрод свечи отгорал и падал в камеру сгорания, вызывая повреждение ГБЦ и деталей поршневой группы. Вывод: не экономьте на свечах!

– При небольших среднегодовых пробегах необходимость замены иридиевых или платиновых свечей зажигания может возникнуть, например, лишь на пятый год эксплуатации. Надо ли в этом случае применять принцип «что наступит раньше – год или пробег», используемый для многих систем автомобиля, или достаточно руководствоваться лишь пробегом?

– Природа подобного беспокойства рачительного автовладельца вполне объяснима. Даже если машина стоит на стоянке, свечи зажигания всё равно ввёрнуты в двигатель, а не лежат на полке тёплого и уютного склада в заводской упаковке, посему могут подвергаться коррозии, эрозии, окислению. Для устранения сомнений можно профилактически, достаточно один раз в два года, вывернуть свечи, осмотреть. Если замечаний нет, очистить налёт на юбке изолятора мягким материалом, при необходимости можно дополнительно смыть нагар с электродов органическим растворителем. Как это правильно сделать, опишем в следующем вопросе.

– После устранения неисправности системы питания электроды свечей остались покрыты слоем нагара. При этом сами свечи практически новые, с минимальным сроком эксплуатации. Заменить или очистить?

– Если на свечах только нагар от переобогащённой топливной смеси, но не от масла, попадавшего в избытке в камеру сгорания при значительном износе двигателя, тогда можно прибегнуть к очистке. Обратите внимание, что незначительный нагар вследствие работы на малых нагрузках считается допустимым, а свеча самоочищается в режиме равномерного движения на высшей передаче. Пескоструйные и иные абразивные методологии, широко распространённые в недавнем прошлом, неприемлемы! Даже пару десятилетий назад очистка свечей наждачной бумагой или пескоструйным аппаратом при внешнем эффекте сильно ухудшала параметры свечи, особенно её эрозионную стойкость. Современные свечи с тонким напылением и использованием сложнейших сплавов при производстве электродов «шкурить» категорически недопустимо! Налёт можно попытаться смыть органическим растворителем путём погружения и отмачивания или использовать аэрозоль типа «очиститель топливной системы» или универсальный очиститель. После очистки свечей остатки растворителя и нагара лучше всего удалить сжатым воздухом или просто дать поверхностям полностью высохнуть. Не рекомендуется устанавливать влажные от растворителя свечи и сразу же запускать двигатель.

– Регулировка зазора между электродами, когда её надо выполнять, и надо ли вообще?

– В современных качественных свечах зажигания зазор между электродами оптимизирован производителем и установлен при изготовлении, любое вмешательство только навредит. Свечи, имеющие несколько боковых электродов вообще не предполагают здесь какой-либо коррекции. Но свечи зажигания для автомобилей устаревшей конструкции допускают регулировку зазора путём подгибания бокового электрода свечи классической конструкции. Увеличение зазора улучшает мощность искры, но мощностные возможности системы зажигания с контактной группой в трамблёре не безграничны, поэтому чрезмерный зазор перестаёт «пробивать» искра. Оптимальные показатели для классических систем зажигания с контактной группой в прерывателе-распределителе (напряжение около 20 кВ) – 0,7–0,8 мм, для бесконтактной системы зажигания (с напряжением около 30–40 кВ) данный зазор устанавливают в пределах 0,9–1,1 мм.

Источник