Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Причина непопулярности дизелей в Советском Союзе

Казалось бы, в стране находятся все ресурсы для дизелей, но легковые машины на этом виде топлива совсем не пользовались успехом.

  • более низкий расход топлива;
  • крутящий момент – выше;
  • он дешевле в цене;
  • мотор с ним более долговечный;
  • он экологичный.

Разумеется, у всего можно найти недостатки. Здесь это неустойчивая работа при холодном запуске и масса автомобиля. Но поскольку на топливе идет реальная экономия, это отлично окупает все неурядицы.

Любой автопроизводитель всегда сделает несколько моделей, работающих на дизеле. Но в Советском Союзе легковушек с этим двигателем не делали.

Это может показаться странным. Ведь было много солярки, и на автозаправках этот вид топлива также имелся. Советские ученые разрабатывали подобные двигатели, которые зачастую использовали в танках, тракторах и машинах, предназначенных для перевозки больших грузов.

По сути, в стране были все условия, чтобы пользоваться дизелем на легковых автомобилях: конструкторы и инженеры умели строить, и нужное топливо имелось.

Европейские страны постоянно использовали дизельные двигатели, которые с 1920-х годов были в свободной продаже. В послевоенные годы дизельные модели появились также у таких гигантов, как Mercedes, Peugeot, Range Rover и другие.

Нет выбора – нет проблем

Технологии, в самом деле, во всем мире шли вперед. Но советский автопром подумал, что ему нет смысла внедрять что-то новое. Автомобиль – считался предметом роскоши, далеко не каждый мог себе его позволить. А если бы появилась возможность выбирать вид топлива, это привело бы к снижению интереса к некоторым моделям.

Нет конкуренции – есть постоянные и стабильные продажи. Горожане покупают любое авто, сколько бы то ни стоило, и не придираются к качеству.

Несмотря на высокие цены, за автомобилями выстраивались большие очереди. Люди за несколько месяцев и даже лет подавали заявку на автомобиль.

Вот и не было никакого желания что-то менять и совершенствовать, раз и так товар нарасхват. Тем более, машин в то время было достаточно мало, чтобы задумываться о вреде для окружающей среды.

Долгую жизнь автомобилям поддерживали сами владельцы, которые целыми десятилетиями могли перебирать и настраивать детали, чтобы те исправно работали. Бензин стоил недорого, поэтому и вопросов о чем-то новом не возникало тоже.

«Волги» на дизеле

Машины СССР были популярны не только в пределах своей страны, их также скупали за рубежом. Все благодаря относительной дешевизне. Особенно заметна она была в сравнении с марками европейских и японских моделей. Поэтому на старых фотографиях и в зарубежных фильмах всегда можно встретить такой родной русскому человеку «Москвич» или «Волгу».

Но в Европе уже обращали внимание на топливо и его цены. Поэтому некоторые фирмы скупали отечественные автомобили по низкой стоимости и ставили им дизельный двигатель. В таком виде они выходили на зарубежный рынок, принося хорошие деньги дилерам.

Некоторые из таких авто попадали в СССР вместе с советскими учеными, работающими заграницей. Вот только заправить их соляркой было нельзя, потому что на АЗС она продавалась только для большегрузных государственных машин по специальным талонам. Поэтому обладатели легковушек на дизеле выдумывали разные, не всегда вполне законные способы добычи необходимого топлива.

Кризис

С кризисом 80-х годов пришло и осознание, что более дешевый двигатель стал необходим. Нужно было срочно поддерживать бюджет ведомства. Было решено поставить дизели на «Волги» и УАЗы, чтобы затем продавать их за рубеж.

Но проводилось все в настолько жестких рамках, что процесс затянулся. А Перестройка и распад СССР и вовсе все остановили. Кое-что удалось провернуть группе, работающей с УАЗами, поэтому «Патриоты» добрались до дизельного двигателя. Но в целом, остальная автомобильная промышленность осталась на бензине, и отечественные дизели уже не разрабатывали. Тем более, что выходит дешевле купить уже готовые авто на дизеле, чем изобретать новые.

А вы видели дизельные «Волги»?

Источник