Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Радары — история их появления на дорогах

Первый радар для фиксации скорости авто установили в Лондоне. Было это 20.01.1958 г. Именно его впервые стали использовать для привлечения водителей к ответственности за нарушения. Но эпизодически радары использовались и до этого момента в Штатах.

Кто изобрел радар: исторический прообраз

Кстати, не следует путать радар с камерой видеофиксации. Это разные устройства, которые работают по-разному, хотя и предназначены для одной цели — определение скорости авто. Несмотря на то, что дорожные камеры были ничем не хуже, на дорогах долгое время преобладали именно радары, доминируя по простоте и недорогой цене.

Изобретателем радара принято считать советского ученого Павла Ощепкова. О своем открытии он поведал в докладе, с которым выступил в 1932 г. Работая на «оборонку», ученый показал, как можно искать летящий самолет при помощи эффекта отображения радиоволн. Данная идея была доказана на практике в процессе проведения эксперимента (январь 1934 г.) и мгновенно стала научной сенсацией.

Как технология прижилась на дорогах

Идея об использовании радара именно в дорожных условиях, для контроля за водителями, принадлежит, видимо, американцам. Поначалу это были очень громоздкие устройства, которые стояли на дорогах в штате Мичиган и Индиана. Их появление относится к 50-м гг. прошлого века, а связывается с массовой автомобилизацией того времени.

И даже при наличии подобных устройств водители пока еще достаточно вольготно ездили по дорогам. Лишь с начала 60-х компания Radatron Tonawanda (Штаты) начала выпускать минирадары (частотой 2,455 ГГц, радиус действия — до 2 км).

Полиция сразу же взяла их «на вооружение», увеличив тем самым в разы количество штрафов. Про них сразу же написали в прессе. Ответ не последовал себя ждать и вскоре появился антирадар, работающий от прикуривателя. Его изобрел предприниматель Дэйл Смит (Штаты, 70-е гг.). Но фактически сразу же использование стали запрещать на законодательном уровне.

У нас в Союзе радары появились повсеместно после принятия Постановления Совета Министров СССР №539 от 20.07.1972. До 80-х гг. это были механические устройства, оснащенным специальным световым индикатором скорости. При нарушении скоростного режима (превышении) они сигнализировали светом о нарушении. Предел для срабатывания сигнала представители ГАИ устанавливали самостоятельно, что называется, на глазок. Более точным признается появившийся чуть позже радар «Барьер» — он фиксировал нужную скорость с малой погрешностью.

Появление камер видеофиксации

Надо заметить, что они, действительно, очень долго пребывали в тени, хотя появились тоже в 50-х. Изобретатель дорожной камеры — чемпион ралли Морис Гетсонидес. Его компания GATSOmeter BV (Голландия) занималась производством камер, предназначенных для фиксации скоростного режима авто на дорогах. Долгое время основными заказчиками его были сотрудники голландской полиции.

Но они были более дорогие, чем радары. К тому же для их применения нужно было вносить изменения в законодательство, создавать специальную инфраструктуру. Сегодня они постепенно вытесняют с дорог сотрудников ГАИ.

Казалось бы, водители давно должны были привыкнуть и к радарам, и к камерам. Но многие порой их попросту не замечают и попадаются за скорость, казалось бы, на пустом месте.

Источник