Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Развозной фургон Renault EZ-FLEX

Владимир Чехута, Юрий Петров.

На выставке новых технологий VIVA Technology-2019, которая в середине мая прошла в Парижском экспоцентре Expo Porte de Versailles, компания Renault представила новый концептуальный развозной фургон Renault EZ-FLEX. Инновационный электромобиль отражает видение французских инженеров на перспективы «последней мили» (доставка грузов до двери клиента) в городах.

Лёгкое, компактное, урбанизированное и электрифицированное транспортное средство фактически возрождает узкий сегмент специализированных компактных мультистопов, последним и самым ярким из которых был Toyota Deliboy KXC 10V (1989–1995 гг.). В остальных случаях на доставке сейчас используют серийные транспортные средства, являющиеся лишь грузовыми версиями (SIC!) пассажирских машин.

В постпостиндустриальном мире к 2050 году объём перевозимых грузов увеличится примерно в четыре раза, а сфера сервиса по финансовому объёму возрастёт в три раза, так что будущим предпринимателям уже сейчас стоит вкладываться в этот сегмент рынка. Современная фронда заставляет компании нащупывать пути в развитии городских малогабаритных автомобилей с электроприводом, которые по маневренности и автономности на голову превосходили бы конкурентов.

Типичный фургон К-класса FAW 1041

Типичный фургон К-класса FAW 1041

Сопоставим несопоставимое

В Renault EZ-FLEX сразу же обращают внимание компактные габариты: 3,86х1,65х1,88 м, что особенно ценится в исторической застройке городов. Размеры сопоставимы с такими минивэнами К-класса, как Suzuki Carry, Daihatsu Hijet и их китайскими производными типа FAW 1041, Dongfeng EQ1021, Chery Van, et cetera. При этом вместимость полезного пространства у EZ-FLEX составляет 3 кубометра, что на 200–500 л больше, чем у короткокапотных машин К-класса. Минимальный радиус поворота EZ-FLEX не превышает 4,5 м, что лишь на 20 см больше, чем у крохотного Daewoo Damas (3,2 м!). Но нельзя сказать, что это классический представитель отряда лёгких коммерческих автомобилей?

В инженерии, как и в политике, есть непреложное правило: любая выигрышная тактика требует мобилизации. Соответственно успешная в перспективе машина должна максимально отвечать условиям логистики, которые предъявляют к транспорту сетевой ретейл и службы доставки.

Концепт 1994 года Renault Modus – один из примеров, когда производитель пытался выяснить спрос на мультистопы

Концепт 1994 года Renault Modus – один из примеров, когда производитель пытался выяснить спрос на мультистопы

В конструкции фургона EZ-FLEX, априори заложены потребности именно доставщиков и это сильно отличает его от других представителей европейской школы. И тут сразу понимаешь, каким неудобным компромиссом являются фургоны Renault Kangoo, Mercedes-Benz Citan, Fiat Transit Courier, Fiat Doblo, Peugeot Partner, Citroёn Berlingo, Opel Combo, VW Caddy («IAA-2018. Пробуждение Европы». Это же УПВ – универсалы повышенной вместимости и доминирующей концепцией в них является перевозка пассажиров, а не грузов! В попытке догнать прогресс на их базе делают электромобили (пример – Renault Kangoo E.Z.) и в итоге получается нерациональный паллиатив: за счёт расположенных внизу батарей уменьшен грузовой отсек, пустующее место под капотом. Налицо нерачительное использование внутреннего пространства и алогичная компоновка.

Для коммерческого или развозного электромобиля комфорт пассажиров в дальней поездке – абстрактная величина. Эргономика должна учитывать частые остановки. Так что из Renault EZ-FLEX минивэн уже вряд ли получится. Опыт в разработке подобных фургонов у французского концерна уже немаленький. Концепт Renault Modus 1994 г. был одной из попыток создать малогабаритный мультистоп для города. Последний пример темы «исследования мобильности будущего» проявлен в беспилотном концепте Renault EZ-PRO.

Электрический УПВ Renault Kangoo E.Z.

Электрический УПВ Renault Kangoo E.Z.

Максимально урбанизированный транспорт

При проектировании EZ-FLEX перед дизайнерами и конструкторами стояла более приземлённая задача: нужен фургон, который можно было бы запустить в производство в 2020 году! А это значит, что от водителя и экспедитора отказываться ещё рано.

Удобный доступ к месту водителя с тротуара обеспечивается складной подушкой сиденья пассажира. Хорошо просматриваемая и легко досягаемая центральная панель приборов и отличная обзорность из кабины являются залогом безопасного вождения и ориентации в городской черте. Интерфейс бортового компьютера полностью интегрирован в глобальный мир смартфонов. Доступ к грузам осуществляется как через заднюю дверь, так и боковой подъёмный Г-образный борт. Высота загрузки в корме не превышает 760 мм от земли, что весьма удобно для человека среднего роста.

Электротрансмиссия Renault EZ-FLEX обеспечивает оптимальный скоростной режим движения по городу и рабочий диапазон составляет приблизительно 150 км. Этого должно хватить, поскольку в Европе развозные автомобили в среднем проезжают порядка 50 км в день, а в России на доставке редко удаётся достичь показателя в 100 км.

Французские инженеры подготовились к новым веяниям электронных коммуникаций в транспортировке товаров. В частности, фургон EZ-FLEX подготовлен для установки оборудования уровня Level2 и Level3 для автономного вождения транспортного средства и оборудован телекоммуникационной системой уровня 4G и 5G.

Сегодня в мире наблюдается стремительный рост урбанизации, который приведёт к тому, что к 2030 году более 60% населения будет жить в городах. Поэтому быстрота, гибкость и надёжность городской доставки становятся основными требованиями, предъявляемыми к этому виду клиентоориентированной транспортировки.