Даниил Минаев
Самосвал IVECO-AMT 753910-10 с колёсной формулой 8х8, согласно спецификации производителя, подходит для перевозки любых насыпных и навалочных грузов, включая скальные породы, по всем видам дорог и местности… Основная специализация «ИВЕКО-АМТ» – строительный и добывающий сектор, тем и объясняется столь великое многообразие.
В этот раз в полузаброшенном подмосковном карьере тестируем, не побоюсь сказать, один из флагманских образцов продукции российско-итальянского машиностроительного предприятия из Миасса. Грузоподъёмность самосвала – 40 тонн при полной массе в 60 т, четыре ведущие оси, 22 кубометра полезного объёма надстройки, 500-сильный мотор. Есть к чему присмотреться.
Вводные воспоминания
Никто не будет спорить, что эта машина совсем не для асфальтовой истории. Но даже на относительно ровной грунтовой площадке процесс посадки в кабину напоминает штурм. В общем, очень высоко, но при этом всего три ступеньки, включая нижнюю подвесную, а до привычных поручней далеко как до луны, поэтому хватаюсь за всё, что твёрдое и закреплённое. Но нам ли роптать! Тем более в предвкушении покорённой стихии.
Прежде чем оживут контрольные приборы и заработает на холостых оборотах мощный дизель, уже предаюсь воспоминаниям. После перипетии смены учредителей и обретения самостоятельности предприятия «ИВЕКО-АМТ» в уже далёком 2009-м году серьёзно модернизированная, но давно устаревшая кабина IVECO Turbostar для грузовика бескапотной компоновки осталась и применяется по сей день, внешне всё более отдаляясь от оригинала, но неся в себе тот самый каркас на автомобилях серии «Урал-М» производства соседнего «Автозавода УРАЛ».
А в то же самое время по другую сторону забора на ООО «ИВЕКО-АМТ» наладили производство новой серии кабин от европейских «Траккеров» по полному циклу со сваркой, катафорезным грунтованием и окраской.
После очередного глубокого рестайлинга итальянские грузовики с прошлого года получили приставки HI-LAND или HI-WAY в зависимости от назначения техники. Продукция под маркой IVECO-АМТ российского производства в этой классификации не участвует, поскольку это полностью самостоятельная конструкция хоть и строится на итальянской агрегатной базе, но с собственной рамой, оригинальной ходовой частью и мостами.
Ностальгия в кабине
Самосвал с буквами IVECO на передней облицовке даже спустя годы смотрится по-итальянски стильно. Интерьер с нотками изящества, но дорестайлинговый. Уральские машины получат прошлогоднюю обновку чуть позже европейских.
Но придираться не следует, всё функционально и местами даже по-своему красиво.
С немецкими автомобилями итальянские точно невозможно перепутать. В архитектуре панели управления отчётливо виден задел на широкое универсальное применение: многие клавиши на «торпеде» и приливе консоли приборов так и остались в самосвале заглушками. При проработке спецификации на самосвальное шасси 8х8 установили короткую двухместную кабину «AD».
Среди камней, глины и цветов
Втиснув свою спину в мощные объятия боковой поддержки водительского кресла, устраиваюсь за рулём. Вполне удобно, поехали!
Кнопку управления АКП на пульте с надписью Allison в положение «D», и здоровяк-самосвал плавно разгребает глиняную кашу – ночью прошёл ливень, серьёзно осложнив задачу перемещения по технологическим дорогам карьера. Коллеги на самосвале с колёсной формулой 8х4 откровенно буксуют на малейшем подъёме, а я невозмутимо ползу среди камней, глины и пышно разросшейся летней растительности. Первый круг – пристрелка. Отмечаю, что у нашего IVECO-AMT 753910-10 8х8 очень даже не по-грузовому острый руль – всего 3,5 оборота от упора до упора, плюс ко всему вкупе с цепкой педалью тормоза – это «drivers car»! Так и просится сюда «баранка» несколько меньшего диаметра для быстрого перехвата, но это не положено по требованиям безопасности. Согласно Правилам ЕЭК ООН, рулевое управление обязано сохранять работоспособность и возможность движения при отказе усилителя, в таком случае потребуется довольно крупное рулевое колесо, так как «самосвальщики» хоть и крепкие ребята, но не все из них тяжелоатлеты.
Геометрия передних подвесок приятно удивила относительно малым радиусом поворота для такого гиганта, длиной более 9 метров. Причём использование блокировок не сильно сказалось на манёвренности самосвала. Даже если радиуса не хватает, я могу себе позволить сунуть передок в раскисшую жижу, и выполнить поворот в два захода – 8х8 рулит!
На втором круге предстояло спуститься с крутого уклона, проходящего в насыпи, высотой около 2 метров. Подъезжаю к краю, замираю, осматриваюсь. Плавно перевесившись, качусь вниз, чуть осаживая автомобиль горным тормозом. В конце спуска небольшая площадка, где притаившись за кучами грунта меня ждёт экскаватор на гусеничном ходу.
На работе в карьере вполне хватало 3 ступеней, поскольку трасса изобиловала спусками, подъёмами и поворотами. А вот при прохождении грязевых ям, где открывался 100-метровый прямой промежуток, можно было подняться до V передачи. Проверка замедления на порожней машине со скорости 60–65 км/ч напомнила выражение: встал как вкопанный.
Выписки из спецификации
Крутящий момент в 2300 Н·м с 13-литрового двигателя IVECO F3B (он же Cursor 13) с настройкой мощности в 500 л.с. позволяют вытягивать забалластированную машину по уклонам карьера играючи. Напомним основные конструктивные вехи этого силового агрегата. Рядная «шестёрка» с турбонаддувом, турбина изменяемой геометрии VGT. У двигателя 4 клапана на цилиндр и насос-форсунки в системе питания. Кроме 500-сильной версии агрегат поставляют с мощностью 410 или 450 «кобыл».
Рулевое управление само собой с гидроусилителем и с интересным дополнением в виде резервного насоса.
Двухконтурная пневматическая тормозная система с антиблокировочной системой и электронноуправляемой системой перераспределения тормозных усилий. За необходимое и достаточное количество воздуха под давлением отвечает двухцилиндровый воздушный компрессор рабочим объёмом 630 cм3.
Допустимая полная масса, кг | 60 000 |
Полная масса в составе автопоезда, кг | 130 000 |
Допустимая нагрузка на по осям, кг | 10 000/ 10 000/ 20 000/ 20 000 |
Грузоподъёмность, кг | 40 000 |
Двигатель: | IVECO Cursor 13 F3BE3681B, турбодизель I-6 |
рабочий объём, cм3 | 12 882 |
мощность, л.с. (кВт) | 500 (368) при 2100 мин-1 |
крутящий момент, Н·м | 2300 при 1000–1600 мин-1 |
Коробка передач: | Allison 4500, автоматическая, гидромеханическая, 6-ступенчатая |
Передаточные числа КП | I – 4,70, II – 2,21, III – 1,53, IV – 1,0, V – 0,76, VI – 0,67, з.х. – 5,55 |
Передаточное отношение главной пары | 7,95 |
Раздаточная коробка | ZF VG 2000/396, механическая, трёхвальная, 2-ступенчатая с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом |
Передаточные числа РК | Высш. – 0,86, низш. –1,536 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная (раздельно для передних осей и осей тележки), тормозные механизмы колес 1 и 2 осей – дисковые, 3 и 4 осей – барабанного типа, ABS+EBL, ASR |
Вместимость топливного бака, л | 400 |
Размер шин | Передние – 14.00 R20, задние – 12.00R24 |
Подвеска спереди | Зависимая, на параболических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска сзади | Зависимая балансирная, на параболических листовых рессорах с реактивными тягами и стабилизатор поперечной устойчивости на 3 и 4 мосту |
Кузов
Самосвальная надстройка собственного производства ООО «ИВЕКО-АМТ» геометрической вместимостью 22 кубометра с переменной внутренней шириной. Для подъёма кузова используется гидрооборудование Hyva ALPHA. Толщина бортов, изготовленных из стали HARDOX HB 400, составляет 5 мм, толщина днища из HARDOX HB 450 – 8 мм. Кузов оснащён усиленной системой обогрева. Передний борт самосвальной платформы с защитным козырьком и креплением запасного колеса. Механизм подъёма запасного колеса модернизирован: применены ролики с подшипниками закрытого типа. Изготовление самосвальных кузовов и других надстроек ведётся на ООО «ИВЕКО-АМТ» с 2006 года по полному циклу, включая разработку конструкции, сварку и окраску.
Согласно техзаданию, расчётный ресурс всего транспортного средства составит не менее 1 000 000 км, гарантийное сопровождение обеспечивается до пробега 200 000 км, плановое техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 40 000 км или 800 моточасов.