Шарм строительного самосвала
Volvo FMX.
Несомненно, самой громкой презентацией выставки «BAUMA 2013» стала демонстрация нового строительного грузовика Volvo FMX. Конечно, представлять мировую премьеру в рамках форума, да ещё такого крупного, дело хлопотное, но если новинка значимая, то она того стоит.
Самое массовое скопление посетителей в первый день выставки было у стенда компании Volvo в павильоне С4. Конечно же некоторые выставочные экспонаты имеют свойство притягивать взгляды и даже завораживать. Но в этот день (15 апреля 2013 г.) ничто так не завораживало, как скрытый под белым полотном строительный грузовик, освещённый софитами. Неизвестность – притягательна. Кто-то пытался дорисовать образ новой строительной машины по проступающим очертаниям, а самые нетерпеливые ощупывали машину руками через покрывало.
Volvo по традиции обеспечила инкогнито новой модели, поэтому в среде журналистов блуждал один не столь уж и важный вопрос: сохранит ли строительный грузовик внешние черты представленного весной 2010 года FMX или же унаследует новый облик показанного осенью 2012 года тягача FH. Второе, полагали многие, менее вероятно, хотя полгода назад руководство Volvo заявляло, что именно эта линия является генеральной.
Маска, я тебя знаю
Все вопросы были отброшены вместе с белым покрывалом, скрывавшим новый Volvo FMX. Перед зрителями предстал типичный представитель семейства FM со всеми нюансами. Но что-то в облике его появилось притягательное, некий шарм, которого не было у машины предыдущего поколения. И это ощущение усилилось, когда на огромном экране стали показывать машину в динамике. Для мощного строительного самосвала он двигался слишком динамично и беспричинно легко. Вот он въехал в карьер, вот фронтальный погрузчик ссыпал ему в кузов несколько ковшей каменистого грунта, отчего машина слегка покачнулась, вот он также бодро отправился в обратный путь, несмотря на полную загрузку. Неужели так будет и в реальности?
Конечно же нельзя оценивать автомобиль, предназначенный для перевозки строительных грузов, на эмоциональном уровне. Но и отрицать эмоциональную сторону восприятия тоже не стоит, ведь это только подтверждение безупречности и надёжности увиденного. Конструкторы Volvo заявляют, что в процессе работы над новым FMX было реализовано множество инновационных решений, которые позволили сделать огромный шаг вперёд во всех наиболее важных направлениях: надёжности, управляемости и дизайне. И вся эта работа проведена отнюдь не для грузовика, а для водителя.
Чтобы уменьшить риск повреждения автомобиля и повысить безопасность работы водителя, кабина относительно шасси посажена низко, что обеспечивает лучший панорамный обзор.
Как и в новых моделях семейства FH и FM, логотип Volvo Iron Mark стал немного крупнее, диагональная полоса, естественно, тоже толще и окрашена с учётом чёрного фона. Volvo Iron Mark сместился заметно выше и теперь располагается непосредственно под ветровым стеклом.
Благодаря всем этим изменениям улучшилось визуальное восприятие автомобиля – не очень важный фактор, но приятный.
Бесспорная прочность
Подавляющее большинство изменений элементов грузовика произошли не случайно, они направлены на усиление его прочности, так как машина предназначена для тяжёлых строительных работ. Чтобы повысить безопасность водителя, каркас кабины нового Volvo FMX выполнен из высокопрочной стали.
Много хорошего можно сказать о бампере. Он теперь состоит из трёх отдельных секций: середина приподнята, края выполнены из эластичного нерастрескивающегося материала. С точки зрения вероятных рисков – это разумное решение. На фоне кабины бампер очень заметен, все его элементы легко снимаются и заменяются, и, вообще, он полезен не только в качестве защиты автомобиля, но и как удобные ступеньки.
Фары новой конструкции отличаются изогнутыми обводами. В чём-то они унаследовали лучшие черты нового семейства FH: в одном блоке дальний и ближний свет, а также дневные ходовые огни стреловидной формы. Блок прикрыт металлической сеткой и ударопрочной решёткой. В общем, всё для стройки, всё для результата.
Салон кабины изменён основательно. Он выполнен из отличных материалов, но визуально стал проще, хотя и дополнен рядом новых функций. Естественно, новый дизайн внутреннего убранства кабины основывался на предпочтениях водителей. Поэтому кабина стала чуть-чуть просторнее, а потому и удобнее. Давайте посмотрим, благодаря чему конструкторы добились такого результата.
Спинка водительского сиденья стала тоньше на 10 мм, и у неё больше регулировок. Новая приборная панель чёрного цвета, она стала ещё более эргономичной. Чтобы увеличить место, отведённое для ног, было принято решение перенести гнездо ключа стартёра ближе к приборной панели. Справа от гнезда расположили часть важных функциональных элементов, например большой встроенный информационный дисплей. Также справа от изогнутой секции разместили универсальный модуль с поддержкой различных средств управления.
И конечно же вокруг водительского места великое множество вещевых отделений.
Рулевое колесо многофункциональное, на него выведены кнопки управления различными функциями, включая круиз-контроль, телефон, систему навигации и ещё много чего. В общем, внутри кабины создано хорошо продуманное и логичное рабочее пространство.
Безупречная управляемость
По словам президента компании Volvo Trucks Клаэса Нильссона, открывавшего презентацию, наиболее революционной системой нового Volvo FMX является Volvo Dynamic Steering – поистине замечательный инструмент, особенно для водителей строительных грузовых средств. Благодаря этому функционалу даже на малых скоростях полностью загруженным автомобилем можно управлять одним пальцем. В общем, водитель при управлении тяжёлым автомобилем будет прикладывать меньше физических усилий, тем самым снижая нагрузку на шею, руки и спину. При этом конструкторы обещают превосходное поведение автомобиля в любых условиях, в том числе и в условиях абсолютного бездорожья.
Способствует этому серьёзное технологическое новшество – электродвигатель с электронным управлением, который работает в паре с гидроусилителем руля. Он очень чутко и мгновенно реагирует на любые сигналы, так как его действия регулируются модулем электронного управления с частотой несколько тысяч раз в секунду. Функционал новой системы сложно описать несколькими фразами, она создавалась на основе изученных травматических ситуаций, а потому может быть полезна в самых различных условиях эксплуатации автомобиля.
Стабилизатор поперечной устойчивости теперь расположен внутри тележки, что обеспечивает ему полную безопасность от внешних повреждений и улучшенную проходимость.
По словам одного из разработчиков новой задней пневматической подвески Петера Фрлета, конструкторы не искали компромиссных решений и не оглядывались на другие секторы, и потому результат превзошёл все ожидания: благодаря задней пневматической подвеске новая модель получилась маневренной и удобной для вождения как в загруженном, так и в порожнем состоянии. Вот эту лёгкость я и заметил на презентации во время просмотра демонстрационного ролика.
Помимо общих функциональных возможностей система задней пневматической подвески позволяет регулировать высоту дорожного просвета, что в совокупности с 300 мм клиренса обеспечивает дополнительную проходимость. Пневматическая подвеска отлично работает с грузовиками колёсной формулы 4×2, 6×4 и 8×4.
Внутри задней тележки размещается стабилизатор поперечной устойчивости, за счёт чего у строительной машины просто превосходная стабильность при езде по неровному грунту. При этом все элементы подвески, расположенные за последним мостом, полностью защищены.
Если кому-то этого покажется мало, можно заказать автомобиль 8×4 с трёхосной тележкой, управляемым подруливающим мостом и гидравлическим приводом. Это заметно снизит износ шин и позволит без труда маневрировать тяжёлой машиной в узких пространствах. А если условия эксплуатации очень сложные, есть возможность поднятия подруливающего моста и повышения сцепления ведущего.
Безоговорочная мощь
Ещё одной фишкой нового Volvo FMX является автоматическая коробка передач I-Shift в сочетании с усовершенствованной системой полного привода All Wheel Drive. Степень надёжности коробки-автомата I-Shift настолько высока, что Volvo увеличил интервал замены масла до 450 000 км. При маневрировании на малых скоростях трансмиссия I-Shift удобна и полезна сама по себе, и, если полный привод не требуется, её можно использовать в сочетании с ведущим передним мостом.
Кстати, систему переднего привода конструкторам Volvo тоже удалось улучшить. По их заявлениям, срок эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья заметно вырос. В сравнении с FMX прежнего поколения ведущий мост на новом строительном флагмане сместился на 100 мм вперёд. Естественно, длина переднего свеса уменьшилась, и это позволило увеличить угол въезда. А поперечная рулевая тяга была перенесена в более защищённое место.
Презентованный на выставке «BAUMA 2013» новый Volvo FMX укомплектован двигателем рабочим объёмом 11 литров. На открытой площадке демонстрировалась более мощная его версия с двигателем D13. Мощность двигателя D11 варьируется от 330 до 450 л.с., а двигателя D13 – от 380 до 540 л.с. Оба силовых агрегата, которыми комплектуют новые строительные машины, соответствуют экологическому стандарту Euro 6.
Для соответствия стандарту Euro 6 двигатель оснащён неохлаждаемой системой рециркуляции выхлопных газов (EGR). Данная технология поддерживает оптимальную температуру выхлопных газов и уровень NOХ для эффективной дополнительной нейтрализации. При стандартных условиях эксплуатации сажевый фильтр частиц автоматически регенерируется, а запатентованная компанией Volvo Trucks технология очистки фильтра экономит время и сокращает затраты клиента.
В связи с этим сразу возник вопрос, будут ли машины поставляться в Россию и с какими двигателями. Специалисты компании Volvo дали однозначный ответ: да, будут. Для стран, где действуют иные экологические требования, грузовики будут комплектовать силовыми агрегатами экологического класса Euro 3, Euro 4 и Euro 5.
Производство нового Volvo FMX в Европе начнётся в сентябре 2013 года.
Ваш комментарий будет первым