Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Самосвалы Hyundai

Максим Шелепенков.

…Дефицит. Это подзабытое нынче слово все чаще стало применяться к тяжелым автомобилям. Чтобы заполнить образовавшуюся брешь, к нам готовы завозить все что угодно – китайские, турецкие, южнокорейские грузовики… Соответственно разбираться во всей этой армаде становится все сложнее и сложнее.

Соль вопроса

С маркой Hyundai я познакомился лет пятнадцать назад. Тогда корейские легковые автомобили, официально появившиеся в нашей стране, были мечтой миллионов соотечественников. Сегодня они уже не в диковинку, да и иномарки есть престижнее. Зато у сотен тысяч потребителей они заслужили доверие. Сложнее с одно именными грузовиками и автобусами. Формально на нашем рынке они присутствуют давно, но большой популярностью до недавнего времени почему-то не пользовались. Первым из плеяды коммерческих автомобилей Hyundai по-настоящему «выстрелил» Porter. Несмотря на имеющиеся недостатки, в России он пришелся ко двору. Вслед за ним стали набирать обороты продажи среднетоннажников HD 72 и HD 78, автобусов County с кузовом ростовского производства. Теперь, видимо, пришла очередь «тяжелой артиллерии» – самосвалов и седельных тягачей.

Для ознакомления я присмотрел самосвал Hyundai HD 270 Short 6×4, который «живьем» появился на площадках дилеров в конце прошлого года. Еще до очного знакомства было понятно, что автомобиль, собранный в Южной Корее, – достойный представитель семейства Hyundai, и качество его исполнения не вызывало в редакции сомнений. Другое дело цена, которая значительно превышала не только цену на отечественные самосвалы, но и на все известные китайские аналоги. Поэтому осмотр автомобиля начали с пристрастием: не терпелось понять, насколько высокая цена соответствует общему уровню конструкции. В чем соль-то?

Скрытые возможности

Если оценивать этот самосвал критериями сегодняшнего дня (здесь не последнюю скрипку сыграли массовые поставки китайских машин), то грузоподъемность и объем кузова у Hyundai покажутся очень маленькими. На самом деле именно у Hyundai эти параметры наиболее сбалансированные, а на всех без исключения китайских автомобилях и большинстве европейских самосвалов показатели грузоподъемности и объема кузова превышают все мыслимые и немыслимые нормы. Что далеко ходить: даже на самосвалах Scania при паспортной загрузке тележка заднего моста оказывается перегруженной. И это при том, что по паспортным данным его никто и никогда не нагружает. А потом мы еще возмущаемся: почему в России дороги плохие?!

Качество «пластмассового дерева» на Hyundai на порядок выше, чем на китайских грузовиках

Качество «пластмассового дерева» на Hyundai на порядок выше, чем на китайских грузовиках

У Hyundai объем кузова рассчитан таким образом, что больше положенных 17 т в кузов загрузить сложно. А значит, на каждый задний мост будет приходиться нагрузка не более чем по 10,5 т. Именно этого требуют наши законы. Предположим, законы для кого-то не указ, раз уж их выполнение все равно никто не контролирует, но у машины есть определенный запас прочности. И если его не превышать, технику можно без особых проблем эксплуатировать много лет. Разве не за это ратует большинство эксплуатантов? На словах, конечно, да, а на деле? Достаточно выйти на дорогу и понаблюдать, с каким перегрузом движется каждый (!) самосвал. Если нет культуры эксплуатации, то откуда тогда взяться надежности?!

Вывод напрашивается сам собой: Hyundai HD 270 Short 6×4 создан для тех, кто к технике относится с уважением и собирается эксплуатировать ее грамотно, а не получать прибыль сиюминутным способом за счет перегруза. Почти уверен, что в этом случае «кореец» будет служить верой и правдой очень долго и приносить прибыль за счет меньших простоев из-за поломок. И только тогда можно будет увидеть и оценить все достоинства Hyundai.
У спального места самосвала есть подогрев (!), управление которым возложено на специальный блок. Он же может управлять магнитолой

У спального места самосвала есть подогрев (!), управление которым возложено на специальный блок. Он же может управлять магнитолой

Плюсы и минусы

Hyundai не похож на покорителя тяжелого бездорожья. Скорее наоборот, стезя этого самосвала – город. Тем не менее, рассматривая его конструкцию, нельзя не заметить, что у него двойная рама, выполненная по принципу: «рама в раме». Кроме того, над ней жестко закреплен коробчатый подрамник кузова, придающий дополнительную жесткость всему «сэндвичу». Под передним бампером можно обнаружить установленную на заводе «лыжу» защиты радиатора и интеркулера. Присутствует в конструкции самосвала и межосевая блокировка. Все вместе – вполне достаточный набор, чтобы съезжать с асфальта на грунт строительных площадок.

Определенные споры вызывает параллелограммный опрокидыватель кузова – за счет него кузов посажен высоко над рамой. Это означает, что центр тяжести машины находится выше, чем это могло бы быть при передней установке гидроцилиндра. Согласен, что так оно и есть, хотя сложного вида параллелограмм подъемника как раз и создан для того, чтобы подъем кузова оказался максимально безопасным при разгрузке. Все рассчитано!

Гидроцилиндр подъема кузова расположен под кузовом

Гидроцилиндр подъема кузова расположен под кузовом

Вызывают уважение и продуманные «мелочи». Так, закрепленные на кузове задние фонари находятся в зоне наименьшего возможного повреждения. При этом они убраны в мощную защитную решетку. Перед колесами задней тележки установлены металлические брызговики на трубчатом каркасе, защищающие от повреждений топливный бак и тормозные ресиверы. А на самом кузове наварены металлические экраны, предотвращающие распыление грязи из-под колес. Другим участникам движения ехать за таким самосвалом в одном потоке будет спокойнее и безопаснее. Предусмотрен на автомобиле и фирменный инструментальный ящик, а это значит, что не придется самим мудрить и приваривать непонятные конструкции к кузову или к раме грузовика.

Есть в конструкции Hyundai и явные недостатки, связанные в основном с нашим менталитетом и условиями эксплуатации. Так, у самосвальной платформы отсутствует подогрев, и ставить его, скорее всего, не будут – за ту же цену проще оклеивать кузов изнутри специальными пленками против налипания груза. Как показали испытания в условиях российского Севера (Тюмень), эффективность такой пленки очень высокая, а долговечность вполне приемлемая. Еще один недостаток – задний противоподкатный брус из алюминиевого профиля. Ремонтопригодность такого изделия нулевая, к тому же подобная балка не оставит равнодушной добытчиков цветных металлов.

Под капотом имеется фильтр воздухозабора в кабину

Под капотом имеется фильтр воздухозабора в кабину
Сепаратор влаги со специальным индикатором накопления

Сепаратор влаги со специальным индикатором накопления
Подъем кабины с электроприводом, но включить его можно только с помощью ключа

Подъем кабины с электроприводом, но включить его можно только с помощью ключа

Спецификация

Часто слышу мнение, что для самосвала комфорт кабины не самое главное, и нет нужды уделять много внимания ее оснащению. Но мои оппоненты часто забывают, что нынче самосвалы приобретают не только крупные государственные компании, но и частники. Для них условия работы играют не последнюю роль при выборе машины. И если перед вами стоит цель найти самосвал с хорошей кабиной, то стоит внимательно присмотреться к Hyundai. Может быть, его кабина не верх совершенства, но выполнена она очень качественно и имеет несколько полезных опций – центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер, подогрев (!) спального места, люминесцентное освещение внутреннего пространства и встроенный конвектор на 12 В. Есть даже специальная подставка на полу под каблук правой ноги, чтобы при работе с педалями газа и тормоза обувь не скользила. О площадке для отдыха левой ноги, думаю, уже можно не вспоминать – ее просто не могло не оказаться!

Рама автомобиля усилена специальными внутренними вставками и мощным коробчатым надрамником

Рама автомобиля усилена специальными внутренними вставками и мощным коробчатым надрамником
Автомобиль «обут» в покрышки южнокорейской фирмы Kumho, специально предназначенные для строительных грузовиков

Автомобиль «обут» в покрышки южнокорейской фирмы Kumho, специально предназначенные для строительных грузовиков
Над ресиверами тормозной системы и аккумуляторным отсеком нашлось место для инструментального ящика

Над ресиверами тормозной системы и аккумуляторным отсеком нашлось место для инструментального ящика
Под бампером имеется защита. Это актуально, так как радиатор и интеркулер расположены очень низко

Под бампером имеется защита. Это актуально, так как радиатор и интеркулер расположены очень низко
Противоподкатный брус сделан из алюминиевого профиля

Противоподкатный брус сделан из алюминиевого профиля
Несколько слов о выборе двигателей. Установка 6-цилиндрового рядного дизеля мощностью 340 л.с. на машине полной массой 28 т вполне оправдана. Его удельная мощность очень высока – больше 12 л.с. на каждую тонну массы. Если сравнить с аналогами, то у КамАЗ-6520 этот показатель 9,7 л.с., а у типичного «китайца» – до 10 л.с., правда, с оговоркой, что их полная масса составляет 33 т. Другими словами, при полной нагрузке Hyundai окажется динамичнее, хотя и груза перевезет меньше.

Коробка передач на Hyundai HD 270 однорядная 6-ступенчатая, полностью синхронизированная. Управлять ею на грузовике не сложнее, чем на легковом автомобиле. Из полезных систем на борту присутствуют антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы и горный тормоз с заслонкой на выпускном тракте.

Техническая характеристика Hyundai HD 270 Short 6×4
Грузоподъемность, кг 17 000
Вместимость кузова, м3 10
Полная масса, кг 27 900
Снаряженная масса, кг 11 060
Двигатель:

  • объем, см3
  • мощность, л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н·м
Hyundai D6AC, турбодизель, Euro 2, I6
11 149
340 при 2000 мин-1
148 при 1200 мин-1
Коробка передач M12S6, 6-ст. механическая
Подвеска Рессорная
Размер шин 11,00х2016PR

Виват, король!

После краткого знакомства с машиной понятно, что за скромной азиатской внешностью скрывается современный и продуманный до мелочей грузовик. Жаль, что многие его достоинства соотечественники, скорее всего, так и не оценят по достоинству. Ведь у нас преобладают два диаметральных подхода к подбору техники: «телушку за полушку» или «чтобы было круче, чем у соседа». На этом фоне Hyundai как неограненный алмаз – по сути дорого, а блеска нет. Хотя, если наладить в России его «огранку» (поставлять сюда только шасси, а самосвальную платформу изготавливать на месте, придав ей знакомые очертания короба, кубов эдак на 15, заодно оснастив передним гидроцилиндром и подогревом кузова), то коммерческий интерес к машине заметно возрастет. К тому же «голое» самосвальное шасси можно использовать под установку миксеров для бетона и монтажа автокранов. Об этом стоит задуматься – машина-то достойная!

Производитель: Hyundai Motor Company (Южная Корея)
Модель: HD 270 Short 6×4
Начало продаж в России: 2007 г.
Цена: 2 819 000 руб.