Даниил Минаев.
Титулованный на IAA 2018 новый грузовик Ford F-MAX добрался до России, это уже точно. После пышной февральской премьерной презентации два тягача Ford F-MAX с полуприцепами Kässbohrer отправились в опытную эксплуатацию по городам России. Чтобы реально оценить машину в работе, я примкнул к небольшому коллективу водителей и продолжил знакомство с новой моделью за рулём.
Автопоезд F-MAX 1850 Т в богатой комплектации и с новеньким полуприцепом встретил меня высокой многоступенчатой лестницей и ковровым покрытием внутри. Он стоял в слесарном цеху, где проходил все контрольные процедуры перед выездом в рейс.
Поднялись ворота-жалюзи, освобождая проезд, поворот подрулевого селектора АКП в «Реверс» и плавно вытягиваем задним ходом по прямой «в струнку», чтобы, покинув бокс, резко «сломать» автопоезд вправо, затем выровнять на площадке, и покинув гостеприимную территорию дилерского центра, взять курс сначала на АЗС, затем согласно маршруту начать движение в направлении на северо-запад по новой платной автодороге М11.
Манёвры на территории техцентра и посещение весьма тесной заправки, ориентированной в основном на легковой автотранспорт, показали, что угол поворота управляемых колёс более чем достаточный, отчего маневрирование в узком пространстве проходит без осложнений.
Лопухи огромных зеркал уверенно содействуют адекватной оценке дорожно-транспортной ситуации, но при этом стесняют угол обзора вблизи передних стоек своими размерами: абсолютна знакомая типичная проблема и для многих конкурентов.
Тягово-динамические аспекты
В этой поездке тягачи не осуществляют коммерческую деятельность, а в полуприцепах кубы с балластирующим песком (13 т). Для всесторонней оценки возможностей силовой линии временно отключен ограничитель максимальной скорости. Под колёсами сухой асфальт, а в ветровом стекле пустынная из-за неоправданной дороговизны проезда новая «ленинградка». Сотню километров в час и ещё десяток свыше автопоезд с 500-сильным двигателем набирает играючи, при этом на ровном покрытии он стабилен: нет ни рысканий, ни «диагонали», ни вибраций. В кабине тишь да гладь – шумоизоляция на достойном уровне! Обгон попутных фур по левому ряду даётся легко и из-за энерговооружённости, и из-за того, что удачно настроенная ходовая часть отлично справляется с неизбежным аэродинамическим шквалом, который вызывает минимальный боковой интервал во время обгона (слева полоса ограничена массивным отбойником).
Не спешит КП переключаться и при трогании с места, выкручивая двигатель на низких передачах выше 1500 об/мин, хотя при 13 тоннах груза на равнине в этом нет никакой необходимости. Будем считать, что это факторы «детской болезни», которыми болеют все без исключения, а общие впечатления от тягача вполне позитивные.
Внутренняя ширина кабины – 2521 мм. Небольшой кожух моторного тоннеля лишь немного крадёт пространство, в котором оборудовано с сумме около 0,5 м3«тайников» для экипажа. Под нижним «спальником» предусмотрен 38-литровый холодильник, в потолке – оригинальный стеклянный люк. В стилистике интерьера в основном сдержанные спокойные линии, не вызывающие лишних эмоций.
Панель приборов хорошо читается и обрела модные ныне виртуальные приборы, но всё равно среди постоянных стрелочных указателей остались спидометр и тахометр. Изобилие информации, щедро поставляемой бортовой электроникой по выбору водителя, исходя из актуальных предпочтений можно сгруппировать в блоки, и, таким образом, настроить свою индивидуальную приборную панель. Мне понравилось, но придётся какое-то время повозиться, чтобы изучить все настройки и уровни меню. Среди приятных опций – индикация осевой нагрузки.
Четыре пневмобаллона подвески кабины обеспечивают достаточную плавность хода и ездовой комфорт. Не подвела и шумоизоляция. Материалы отделки в большинстве мягкие, резко не пахнут и не скрипят. Замки и ролики некоторых боксов и выдвижных ящиков немного туговаты, сказывается не очень богатый опыт турецких инженеров в постройке топовых магистральных тягачей. Но отопление и вентиляция ничем не напоминают о себе, незримо делая своё дело в распределении тёплых и прохладных воздушных потоков. Когда за бортом около нуля по Цельсию, на стоянке вполне хватает и скромного «сухого» отопителя мощностью 2 кВт. Если что, ему на помощь придёт более мощный (9,5 кВт) жидкостный «товарищ».
Полная масса, кг | 18 000 |
Полная масса автопоезда, кг | 42 000 |
Снаряжённая масса, кг | 7600 |
Допустимая технически нагрузка на 1-/2-ю оси, кг | 7100/11 500 |
Двигатель:
|
Ford Ecotorq FHT5 дизельный, 6 цилиндров в ряд 12 740 500 при 1800 мин-1 2500 при 1000–1200 мин-1 |
Коробка передач
|
ZF 12 TX 2620, торговое наименование TRAXON, автоматизированная 12/2 |
Передаточное число моста | 2,64 |
Подвеска | Спереди на параболических рессорах, сзади – пневматическая двухбаллонная |
Тормозная система | Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях |
Колёсная формула | 4х2 |
Размер шин | 315/70 R22,5 |
Вместимость топливных баков, л | 600+450=1050 |
Вместимость бака для мочевины, л | 78 |
Краткий конструктивный конспект
Для кого эта информация о Ford F-MAX первая, кратко проконспектирую основной конструктив (более подробно см. «Заявка на MAXимальный успех»).
На автомобиле установлен двигатель собственной разработки инжинирингового центра в Турции Ford Ecotorq FHT5 рабочим объёмом 12 740 cм3, настройка мощности – 500 л.с., максимальный крутящий момент – 2500 Н·м, диапазон – 1000–1200 об/мин.
Это рядный 6-цилиндровый агрегат с четырьмя клапанами на цилиндр, «мокрыми» гильзами и распредвалом, расположенном в ГБЦ. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 160 мм. Степень сжатия – 17:1. Он выпускается с конца 2015 года и ведёт историю от 9-литрового родоначальника семейства, который постепенно прирастал рабочим объёмом и экологическим классом. Нейтрализация вредных выбросов для пятого экологического класса достигается при помощи системы каталитической нейтрализации (SCR).
С двигателем агрегатируется автоматизированная 12-ступенчатая КП ZF 12 TX 2620 TRAXON. Важно, что среди режимов работы КП предусмотрен режим «раскачки».
Ведущий мост Ford Otomotiv XSS-470. Главная передача – гипоидная, передаточное отношение – 2,64, предусмотрена механическая блокировка дифференциала.
Высота сечения лонжеронов рамы – 285 мм, толщина профиля – 8 мм, колёсная база – 3,6 м, задний свес – 0,87 м. На раме два топливных бака 600 и 450 л, по левому и правому борту, при этом 2 АКБ по 225 Ач расположились вертикально одна над другой справа в базе.
Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронным управлением, KNORR BREMSE, моторный замедлитель Ecotorq Engine Brake мощностью 400 кВт. Колёсные тормозные механизмы дисковые вентилируемые на всех осях.