Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Седельный тягач Ford F-MAX

Даниил Минаев.

Российское представительство Ford Trucks, действующее под крылом давно известной на нашем рынке компании Turbotrucks, объявило о старте продаж новой модели Ford F-MAX 1850 Т. Флагманские седельные тягачи оказались в богатой комплектации.

На официальной презентации было объявлено, что планы у производителя серьёзные: локализация сборки в Калининграде на мощностях знаменитого завода «Автотор», расширение гаммы двигателей и вариантов исполнения трансмиссии. По традиции будет и множество вариантов колёсных формул и конфигураций осей. И всё это уже на базе совершенно нового Ford F-MAX. В ассортименте Ford Trucks этот грузовик позиционируется как премиальный продукт, но представители компании говорят, что его цена приятно удивит многих. Однако цифры пока не были озвучены.

Говорилось и о дальнейшем расширении дилерской сети. Сейчас обслуживанием и ремонтом турецких «Фордов» в России уполномочены заниматься 18 дилерских СТО, но их количество будет расти. Наряду с новыми машинами продолжатся поставки и грузовиков предыдущего семейства, ранее именовавшиеся «Cargo», но с прошлого года это торговое наименование было упразднено.

Ford F-MAX в белом и уже с подмосковным регистрационным номером

Ford F-MAX в белом и уже с подмосковным регистрационным номером

Силовая линия: старое и новое

Начнём с самого важного. В 2018 году двигатель собственной разработки инжинирингового центра в Турции Ford Ecotorq FHT5 рабочим объёмом 12 740 cм3, который устанавливается в том числе на предыдущее семейство, выдавал 480 л.с. и 2500 Н.м. На F-MAX установлен вариант с отдачей в 500 л.с., показатель максимального крутящего момента остался на том же уровне – 2500 Н.м, но несколько расширен диапазон оборотов – 1000–1200 об/мин.

Эта модель двигателя выпускается с конца 2015 года и ведёт историю от 9-литрового родоначальника семейства, который постепенно прирастал рабочим объёмом и экологическим классом. Вообще, в разные времена на грузовые автомобили Ford устанавливались различные двигатели, в том числе и широко распространённого семейства Cursor, ближнего родственника Cummins, поэтому важно понимать, что это именно свой мотор – «фордовский» Ecotorq FHT5.

13-литровый двигатель Ford Ecotorq FHT5 (Euro 5)

13-литровый двигатель Ford Ecotorq FHT5 (Euro 5)

Пройдёмся по деталировке. Движок – рядный, 6-цилиндровый, с четырьмя клапанами на цилиндр, «мокрыми» гильзами, распредвал расположен в головке блока. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 160 мм. Степень сжатия – 17:1. Шестицилиндровая рядная конфигурация с верхним распределительным валом и задним первичным валом обеспечивает компактные размеры и конструкционную жёсткость блока. Особенностью конструкции является наличие в системе охлаждения фильтра с ингибитором коррозии, улучшающим условия работы и продлевающим срок службы антифриза.

Нейтрализация вредных выбросов здесь осуществляется при помощи системы каталитической нейтрализации (SCR), турбина двигателя Ford Ecotorq FHT5 с изменяемой геометрией. Большинство соперников из «большой семёрки» сегодня отказались от такого решения…

Предусмотрен служебный пульт для запуска двигателя и временного увеличения оборотов холостого хода – удобная опция

Предусмотрен служебный пульт для запуска двигателя и временного увеличения оборотов холостого хода – удобная опция

В трансмиссии конструкторы предлагают хорошо знакомую и не только по автомобилям Ford автоматизированную 12-ступенчатую КП ZF 12 TX 2620, торговое наименование Traxon. Числовой индекс в маркировке КП обозначает максимально допустимый для этого агрегата крутящий момент. Управление КП предусматривает три автоматических (стандартный, динамический, режим «раскачки») и «мануальный» режим работы.

Ведущий мост также собственной разработки Ford Otomotiv, модель XSS-470 (ранее использовали мосты Meritor). Главная передача – гипоидная. Передаточное число главной пары чисто магистральное – 2,64, имеется механическая блокировка дифференциала.

Единая блок-фара головного света включает все необходимые режимы

Единая блок-фара головного света включает все необходимые режимы

Интересное на раме

Высота сечения лонжеронов – 285 мм, толщина профиля – 8 мм, в нагруженных местах установлены местные внутренние усилители. Колёсная база – 3,6 м, задний свес – 0,87 м. Передняя подвеска, традиционно, для европейского магистрального седельного тягача с колёсной формулой 4х2 на параболических рессорах, её грузоподъёмность 7,5 т; задняя – пневматическая (грузоподъёмность 11,5 т), сконструирована по двухбаллонной схеме. Осевая нагрузка индицируется на приборную панель. Высота седельно-сцепного устройства – 1140 мм, толщина его монтажной плиты – 12 мм, максимальная вертикальная нагрузка – 20 т.

Конструкторы сумели скомпоновать на раме два топливных бака (600 и 450 л) по левому и правому борту, при этом АКБ (2 по 225 А·ч) расположили вертикально одна над другой справа в базе – компактно и удобно для их обслуживания. Это важное стратегически решение для седельного тягача. Известно, что расположение аккумуляторов в заднем свесе в угоду большим бакам мало того, что неудобно, а ещё пагубно сказывается на ресурсе батарей, так как в «хвосте» они более подвержены тряске и вибрациям. Подняв кабину, я обнаружил служебный пульт для запуска двигателя и временного увеличения оборотов холостого хода, как на автобусах, – чрезвычайно удобная опция.

Кратко о тормозной системе

У нового магистрального тягача F-MAX конечно же двухконтурная пневматическая система с электронным управлением, спроектированная компанией Knorr-Bremse. В ассистентах водителя значатся следующие системы: антиблокировочная, противобуксовочная, моторный замедлитель Ecotorq Engine Brake мощностью 400 кВт. Колёсные тормозные механизмы дисковые вентилируемые на всех осях.

Подъём кабины осуществляется вручную

Подъём кабины осуществляется вручную

АКБ (2 по 225 А·ч) расположены одна над другой справа в базе – компактно и удобно для их обслуживания

АКБ (2 по 225 А·ч) расположены одна над другой справа в базе – компактно и удобно для их обслуживания

Новейшая кабина

Безусловно, кабина – главнейшая интрига новой машины. Представители Ford Trucks утверждают, что это разработка их инжинирингового центра. Правда, сознались в том, что отдельные решения были выполнены субподрядчиками. Взглянем, что получилось.

Снаружи автомобиль смотрится красиво, и невидимые нотки в экстерьере придают ему корпоративное сходство с другими сегодняшними серийными «Фордами», причём как малотоннажными, так и легковыми, и это правильно!

Капот теперь открывается без использования ключа. Под ним, традиционно, заводская табличка и данные о жидкостях первой заливки. Не поднимая кабину, можно пополнить уровни антифриза и стеклоомывателя, а вот чтобы тактильно проконтролировать моторное масло и его долить – извольте поднять кабину.

Под капотом масляного щупа нет, аварийные штуцеры пневмосистемы не предусмотрены, можно только долить антифриз и стеклоомыватель

Под капотом масляного щупа нет, аварийные штуцеры пневмосистемы не предусмотрены, можно только долить антифриз и стеклоомыватель

Внутрь нового дома для водителя ведут три массивные широкие ступени, сама «лестничная клетка» снаружи полностью покрывается высокой дверью. Внутренняя ширина кабины – сама солидность – 2521 мм. Небольшой кожух моторного тоннеля лишь немного крадёт пространство, меблированное всевозможными шкафами, нишами и полками, суммарным объёмом почти 0,5 м3. Под нижним спальным местом установлен 38-литровый холодильник, редкие зимние солнечные лучи лениво проникают сверху через стеклянный люк. Чтобы не замерзать в стужу, уют берегут два автономных отопителя: «сухой» мощностью 2,2 кВт и «мокрый» – 9,5 кВт.

В стилистике интерьера сдержанные линии и узнаваемые очертания некоторых примелькавшихся деталей лучших образцов, всё же с оглядкой на них творили фордовские дизайнеры…

Панель приборов и рабочее место реализовано на высоком уровне

Панель приборов и рабочее место реализовано на высоком уровне

Панель приборов и рабочее место реализовано на высоком уровне

Панель приборов и рабочее место реализовано на высоком уровне

Панель приборов в меру строгая, но не скучная, хорошо читается и не скудна на информацию. Среди постоянных стрелочных указателей остались только традиционные спидометр и тахометр, всё остальное на центральном дисплее, где огромный массив информации транслируется на выбор водителем различными блоками, оперативную обстановку подсказывают и всплывающие сообщения. Кран стояночного тормоза на передней панели под правой рукой водителя – правильный вариант. Сиденья водителя и пассажира имеют достаточные диапазоны регулировок, отодвинуться назад можно очень далеко.

Теперь, воздав похвалы, ибо эта кабина – грандиозный прорыв над пропастью долгожительства предыдущего поколения «каргушек», позволю себе немного критики.

Автономный отопитель типа «фен» на 2,2 кВт – для такой огромной кабины несерьёзно даже для центральной России, но это вопрос комплектации. У немецкой компании Eberspächer, с которой сотрудничает турецкий «Форд», вне сомнений, богатое разнообразие при типовых монтажных требованиях…

Найти «пуговку» регулировки рулевой колонки – квест четвёртого уровня (условно), найти информацию о ней (рулевой колонке) в руководстве по эксплуатации ещё сложнее…

Объём отсеков для вещей над «торпедо» – 225 л, а в «самолётных» багажных отсеках поместится ещё не менее, чем 105 л поклажи

Объём отсеков для вещей над «торпедо» – 225 л, а в «самолётных» багажных отсеках поместится ещё не менее, чем 105 л поклажи

Объём отсеков для вещей над «торпедо» – 225 л, а в «самолётных» багажных отсеках поместится ещё не менее, чем 105 л поклажи

Объём отсеков для вещей над «торпедо» – 225 л, а в «самолётных» багажных отсеках поместится ещё не менее, чем 105 л поклажи

Объём отсеков для вещей над «торпедо» – 225 л, а в «самолётных» багажных отсеках поместится ещё не менее, чем 105 л поклажи

Объём отсеков для вещей над «торпедо» – 225 л, а в «самолётных» багажных отсеках поместится ещё не менее, чем 105 л поклажи
1 / 3

Красивая двухцветная из неплохого пластика передняя панель, несомненно, рождённая методом гигантского количества мучительных проб, в центральной части плавно уходит под гору в сторону ветрового стекла. Почти квадратный метр пластического пространства не используется. А ведь если уменьшить этот наклон и «вырубить» несколько ниш для мелких вещей (как почти у всех конкурентов) – сколько лайков можно было бы собрать от будущих обитателей новой кабины! Это магистральный тягач, и в нём всегда должны быть под рукой «путёвка» и иные документы формата А4, авторучка, гаечный ключ, зажигалка, фонарик, бритва, блокнот, зарядное устройство, календарик, телефончик и не один, сувенир, ароматизатор, планшет, пакетик, винтик, образец, кружка, пачка, банка-склянка и т. д…

Дублёры управления освещением, люком, «автономками», а также фонарь для чтения расположены на «спальнике» не посередине, а справа. Таким образом, производитель предполагает, что водитель должен всегда спать головой на правую сторону. Но почему???

Размеры спального места не ограничивают человека любого роста и комплекции, но дублирующий блок клавиш освещения-отопления и лампа для чтения почему-то расположены справа…

Размеры спального места не ограничивают человека любого роста и комплекции, но дублирующий блок клавиш освещения-отопления и лампа для чтения почему-то расположены справа…

Размеры спального места не ограничивают человека любого роста и комплекции, но дублирующий блок клавиш освещения-отопления и лампа для чтения почему-то расположены справа…
Техническая характеристика автомобиля Ford F-MAX
Полная масса, кг 18 000
Полная масса автопоезда, кг 42 000
Снаряжённая масса, кг 7600
Допустимая технически нагрузка
на 1-/2-ю оси, кг
7100/ 11 500
Двигатель:

  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Ford Ecotorq FHT5,
турбодизель, 6 цилиндров в ряд
12 740
500 при 1800 мин-1
2500 при 1000–1200 мин-1
Коробка передач:
тип
количество ступеней вперед/ назад
ZF 12 TX 2620, торговое наименование Traxon,
автоматизированная
12/2
Передаточное число моста 2,64
Подвеска Спереди на параболических рессорах, сзади – пневматическая двухбаллонная
Тормозная система Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях
Колёсная формула 4х2
Размер шин 315/70 R22,5
Вместимость топливных баков, л 600+450=1050
Вместимость бака для мочевины, л 78

Первое испытание российским климатом

Первое испытание российским климатом

Перспективы продаж

Если кулуарные слухи о розничной цене приобретут характер реального коммерческого предложения, то, вне всяких сомнений, Ford F-MAX – «могильщик» китайцев, гроза японцев, так как у них просто нет аналогичного тягача с европеизированным подходом в конструктиве. Среди корейцев напрашивается явный оппонент – Hyundai Xcient, но его продажи откровенно буксуют…

Потревожит F-MAX и «наших», в том числе братьев-славян белорусов! И очень веский аргумент – двухгодичная гарантия без ограничения пробега!

Есть повод и для беспокойства со стороны величавой «семёрки», ведь в активе Ford F-MAX – агрегатная база от сообщников и бизнес-подход, но, правда, пока что не хватает дилерских станций и сервисных контрактов, которые сегодня так необходимы «парковочным» автохозяйствам, так как именно они часто в России готовы платить и приобретать новую технику с оглядкой на бюджет… Но это дело наживное.