Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Семиосный Tatra Phoenix

Владимир Чехута.

История чешской компании TATRA напоминает сагу о Кощее Бессмертном. Аскет из костей никак не хотел умирать: он был тощ, нелюдим, жил на отшибе и давал повод плодить о себе мифы. Фирменные дизели Tatra с воздушным охлаждением сейчас вряд ли являются актуальными, но её грузовики продолжают выживать за счёт своего уникального скелета – этой кощеевой хребтовой рамы.

Грузовикам Tatra за всю жизнь уже раз пять злые языки предрекали скоропостижную смерть и минимум три раза ей прочили забвение. Но марка пережила и немецкую оккупацию, постсоциалистический апокалипсис и картельные заговоры. Особое внимание к марке было приковано в последние 20 лет, когда компания теряла рынки, но это не снижало интереса к ней.

Локус компании в мировом автомобилестроении определялся её масштабностью и частоколом легенд, за которыми компания сидит как за крепостной стеной. Сколько уже других производителей соцстран, открыв для себя мировой рынок в 1970-х, уже через пару десятилетий умирали в агонии от шока грядущих перспектив. Закрылось в Москве производство ЗИЛ, исчез румынский ROMAN, чешский LIAZ стал метафорой и мало кто вспомнит стремительные похороны Star, Jelcz и Praga. А где-то у подножий Бескидских гор и в ус не дуют: куют в своём замке новинки, одну за другой!

Низкая кабина рассчитана под стрелу монтируемой крановой надстройки

Низкая кабина рассчитана под стрелу монтируемой крановой надстройки

На недавней премьере многоосного шасси TATRA TRUCKS a.s. заставила всех вспомнить, что она является производителем № 1 грузовиков среди всех автомобилестроительных компаний в социалистическом блоке: в Копрживнице 120 лет назад сделали первый товарный грузовик и лишь спустя полвека общественность признала это мировым событием! Тот грузовик выглядел как безрельсовый вагон. Именно Tatra в 1980-х начала серийную сборку унифицированных 4- и 5-осных автомобилей. Подобные конструкции тогда выпускали в социалистическом блоке лишь узкоспециализированные предприятия для военных целей (МЗКТ («Волат»), КЗКТ («Русич»), либо для крановых шасси (польский BUMAR и собраты «Январец» одесского завода). Отличие чешских заключалось в том, что его конверсионные версии (т.е. переведённые из разряда милитаристских разработок), легко укладывались в дорожный габарит и соответствовали гражданским требованиям к осевым нагрузкам.

В последнее время многоосные шасси, как правило, заказывают нефтегазовые компании для установки специализированного оборудования (свабировочные, разведывательные краново-буровые установки и т.д.). Но даже им приходится соответствовать дорожным требованиям габаритной ширины 2,5 м и высоты 4 м.

Сбоку может показаться, что несущей является обычная лонжеронная рама

Сбоку может показаться, что несущей является обычная лонжеронная рама

Tatra Phoenix T158-14, заказанная покупателем из Израиля, предназначена под монтаж специальной краново-манипуляторной установки (КМУ) тяжёлого класса производства турецкой фирмы World Power Erkin Company Limited.

Как сообщили в службе заказчика, создаваемый спецавтомобиль станет носителем 150-тонного КМУ Erkin ER-455.000 L-8 с телескопической стрелой без полиспастов (этим КМУ и отличаются от стреловых автокранов, у них нет тросов). Новое транспортное средство с огромными возможностями будет применяться для погрузоразгрузочных работ сверхтяжёлых и неделимых генеральных грузов. Учитывая возможности чешского автомобильного шасси для работы на сложнопересечённой местности можно спрогнозировать, что 7-осный кран Tatra-Erkin будет применяться в труднопроходимых районах, куда доставка многоосного телескопического автокрана вызовет большие затруднения.

Именно в таком виде и будет установлена КМУ Erkin ER-455.000 L-8 с телескопической стрелой на шасси TATRA Phoenix

Именно в таком виде и будет установлена КМУ Erkin ER-455.000 L-8 с телескопической стрелой на шасси TATRA Phoenix

Шасси Tatra построено с конфигурацией привода 14×12. Как видно из иллюстраций – 1, 2, 6 и 7 оси управляемые. Они снабжены пневмоподвеской и допускают нагрузку по 9 т каждая. Средние 3 и 4 мосты с нагрузочной способностью по 13 т оборудованы пневмоподвеской в комбинации с рессорами, которые появились на Tatra Phoenix более 10 лет назад. Пятый мост неприводной рассчитан на нагрузку 11,5 тс. Таким образом, полная масса шасси достигает 73,5 т!

Три основных центральных моста (3, 4 и 5 оси) снабжены двускатной ошиновкой и экипированы шинами размерностью 315/80 R22,5. Все остальные рулевые оси получили пневматические шины 385/65 R22,5. Рулевое управление передними мостами возложено на моноблок ZF со вспомогательным гидроцилиндром, а задними осями управляет электронно-гидравлическая система VSE.

В основу шасси положена ходовая часть обычной «Татры» с трубчатой рамой

В основу шасси положена ходовая часть обычной «Татры» с трубчатой рамой

Новое шасси TATRA Phoenix оборудовано 12,9-литровым двигателем MX-13 PACCAR мощностью 390 кВт (530 л.с.), соответствующим требованиям экологического стандарта Euro 6. Мотор агрегатируется с 16-ступенчатой автоматизированной коробкой передач ZF Traxon с интардером. Кроме европейских узлов привода чешский грузовик получил кабину из модельного ряда DAF CF Euro 6, и весь набор компонентов, поставляемых голландским автопроизводителем. Конструкция шасси у нового грузовика довольно типична для Tatra и основывается на оригинальной трубчатой раме, которая является уже фирменным отличием чешской компании.

И только опытный взгляд профессионала при виде сверху позволяет понять, что в основе лежит трубчатая рама

И только опытный взгляд профессионала при виде сверху позволяет понять, что в основе лежит трубчатая рама

Технология с применением трубчатой рамы серии T158 позволяет довольно легко довесить необходимое количество мостовых узлов с качающимися полуосями и смонтировать поверх неё монтажную раму, на которую будет смонтирована краново-манипуляторная установка. Большие ходы полуосей с пневмоэлементами на передних и задних осях, а также жёсткая дополнительная рессорная подвеска, позволяют компенсировать изгибающий момент трансмиссионной хребтовой рамы, снижает нагрузку при перекосах монтажной рамы и позволяет равномерно распределить нагрузку на каждое колесо на неровностях.

Источник