Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Шахтный автобус третьего поколения

Максим Чернявский.

В программе Минского тракторного завода, помимо знаменитых тракторов, есть и малоизвестная техника. Вот пример такой новинки — Беларус MT-503. Что же это за помесь автобуса с бронетранспортером?

Это и есть автобус, только не обычный, а шахтный. Такие машины МТЗ выпускает уже почти тридцать лет — исключительно под заказ. Собственно, самым важным заказчиком выступает знаменитый Беларуськалий, шахты которого образуют целый подземный город под Солигорском. В советское время для работы в нем закупали за валюту дорогущие немецкие машины Paus, но после 1991 года денег на это, понятно, не стало. И тогда «подземной» темой занялись тракторозаводцы.

Первенец появился в 1992 году, под маркировкой МТ-353. В его основе был тот самый советский трактор МТЗ-80: от него был дизель, коробка передач, сцепление и другие узлы. Получился угловатый автобус вагонной компоновки для перевозки двадцати горняков, размещавшихся на поперечных лавках. Дверей, окон и отопления не требовалось, да и с внешними формами не заморачивались: в штольнях и выработках машины частенько царапают о стенки. Скорости тоже, понятно, невелики (до 40 км/ч), поэтому 77 «лошадей» дизеля Д-240 хватало с лихвой.

Шахтный автобус второго поколения изяществом форм не блистал. Правая стенка у всех машин — глухая

А вот что отличает все подземные машины от собратьев, так это повышенные требования к пожарной безопасности. Для пожара, как известно, достаточно одной искры, а под землей пожар особо опасен. Поэтому и все электрооборудование было специальным, экранированным, и заземлению придавалось большое значение. Выхлопная система была тоже специальной — с каталитическим нейтрализатором и специальной жидкостной очисткой через барботажный бак.

Не сильно отличается и новый автобус. Невзирая на полную схожесть, диски у него собственного производства

Через десяток лет наступило время модернизации тех машин. Главное отличие было в применении большинства узлов не от трактора, а от грузовика. Так, задний мост и колесные диски позаимствовали от ГАЗ-53, коробку передач — от «сто тридцатого» ЗИЛа. А вот дизель остался минский, но уже Д-243. Сохранила машина и родной передний мост.

Доступ к дизелю Deutz под капотом проще, чем у тракторного предка из кабины

И вот недавно появилось третье поколение шахтных машин Беларус. От предшественников не осталось практически ничего. Компоновка — полукапотная, что облегчает доступ к двигателю. Сам дизель теперь немецкий, 75-сильный Deutz воздушного охлаждения. Его применение позволило отказаться от барботажного бака, что упростило конструкцию и обслуживание. Архаичные мосты сменили на современные, с дисковыми тормозами, итальянской марки Comer. Компоновка салона и вместимость остались прежними, но добавилась частичка уюта: пластиковая отделка потолка и внутренних стенок.

Дорогущий конкурент, помимо электропривода и стекол, отличается резиновыми «бамперами» по боковинам, берегущими окраску. И, конечно, ценой

Вообще, МТ-503, как и его собратья, не только автобус. Все они построены по модульному принципу и могут использоваться в десятках типов — как пожарные, медицинские или специальные шахтные машины. Роднит их одно — они выпускаются штучно и потому довольно дороги. Цена на Беларуса не названа, но стоимость его аналога марки Paus начинается с 200 000 евро.

Mission News Theme от Compete Themes.