Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Шарнирно-сочлененная спецтехника на СТТ

Максим Чернявский.

В былые годы на строительную выставку СТТ привозили самую разнообразную «спецуху» — от карьерных самосвалов до многоосных тяжелых кранов. Увы, в этом году в плане разнообразия смотр сильно ужался, что понятно. Удивительно только, что отечественные марки не воспользовались случаем показать себя. Впрочем, во многом это объясняется тем, что решение об участии принималось сильно заранее — до начала нынешних мировых событий. Тем не менее пара российских огромных грузовых внедорожников на выставке стояла — и мимо них никто не проходил равнодушно.

Оба аппарата связывает одно общее конструктивное решение — они имеют шарнирно-сочлененную схему. Она усложняет и удорожает конструкцию и потому используется только для работы на жестком бездорожье.

Капотный желтый «бегемот», Тонар Т-35, уже показывали здесь же в прошлом году. Тот (первый опытный) образец успешно проходит испытания во Владимирской области, а представленный ныне экземпляр — это уже заказанный товарный образец.

В свое время появление 35-тонного сочлененника вызвало определенный скепсис: уж больно высока конкуренция в этом сегменте. Однако теперь ситуация полностью изменилась: импортные марки ушли, а ежегодный спрос в несколько сотен таких машин остался. Вдобавок тонаровцы известны приверженностью к простым решениям и нелюбовью к импортным деталям, что сейчас очень кстати.

Свои узлы Тонар помечает товарным знаком, как это делают крупные производители

Свои узлы Тонар помечает товарным знаком, как это делают крупные производители

Свои узлы Тонар помечает товарным знаком, как это делают крупные производители

Обе полурамы, механизм сочленения, подвеску, кузов, кабину, раздатку, мосты — все это изготавливает Тонар. Конечно, с помощью поставщиков — наших и китайских. Единственные крупные импортные детали — это дизель Cummins ISZ13 и гидроавтоматическая коробка Allison 4500. Но ведь эти агрегаты как раз основные — и что с этим делать теперь?

Сборка старательная, но грубоватая. А «потеющая» прокладка заботливо проложена тряпочкой

Сборка старательная, но грубоватая. А «потеющая» прокладка заботливо проложена тряпочкой

Сборка старательная, но грубоватая. А «потеющая» прокладка заботливо проложена тряпочкой

По двигателю вопрос уже решен: еще при проектировании в конструкцию заложили возможность использовать 420-сильный ЯМЗ-6585. С коробкой пока не определились: подходящих аналогов попросту не существует. В кулуарах, правда, обсуждается идея создания собственного гидроавтомата. Теоретически, это, конечно, возможно, но только в партнерстве, потребует много времени, и будет ли экономически оправданно? Вопросов пока больше, чем ответов…

Похожая ситуация сейчас и у создателей другого шарнирника, двухосного Ямала В4520. Этот двадцатитонный самосвал — очередной, уже восьмой экземпляр петербургской компании Ямалспецмаш. У него тоже многие узлы собственной разработки: рама, раздатка и мосты с огромным передаточным отношением 20,2. Грузоподъемность тут меньше, чем у Т-35, и двигатель Cummins другой — ISBE объемом 6,7 литра и мощностью 300 л.с.

Самосвал Ямал похож на КАМАЗ на стероидах — кузов и кабина от него. Укороченные мосты в основе — от Кировца, огромные китайские баллоны Hilo имеют размер 750/65R25

Самосвал Ямал похож на КАМАЗ на стероидах — кузов и кабина от него. Укороченные мосты в основе — от Кировца, огромные китайские баллоны Hilo имеют размер 750/65R25

Самосвал Ямал похож на КАМАЗ на стероидах — кузов и кабина от него. Укороченные мосты в основе — от Кировца, огромные китайские баллоны Hilo имеют размер 750/65R25

а дизель создатели не переживают: говорят, что подойдет и камазовский, похожей мощности. И по коробке передач (пока тоже гидроавтомат Allison 3500) идут переговоры «с одной дружественной компанией». Имеется в виду, похоже, белорусский МЗКТ — он единственный производит тяжелые гидроавтоматы для военных машин.

В целом выставка показала, что позиция производителей остается неопределенной. Но создателям малосерийной специальной техники все же легче: и штучные агрегаты найти легче, и платежеспособность клиентов повыше. Но что изменится в ближайшем будущем, по-прежнему неясно.

Источник