Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Школьный автобус Hyundai County

Андрей Филиппов.

Далекие школьные годы. Минск всего в 30 км, и естественным желанием было съездить развеяться всем классом. А так как последний рейсовый автобус из столицы уходил раньше, чем начиналось театральное представление, за транспортом обращались в родной колхоз, который, конечно, не отказывал. И вот в назначенный час у точки «Ш» (школа) встречались нарядно одетые школьники, учителя в вечерних платьях и блестящий, только что вымытый и пахнущий свежестью… тентованный ЗИЛ-130-78. Процесс посадки и само путешествие на деревянных лавочках тема отдельного рассказа, но тогда нам и такой транспорт был в радость. Вот почему автобус Hyundai County «Школьный», собранный на ТагАЗе, вызвал у меня массу разнообразных эмоций.

Всеобуч

Тех, кто представляет себе салон современного школьного автобуса по экзотическим выставочным экспонатам с пятью или даже шестью сиденьями в ряд, я сильно разочарую. Реальная жизнь очень быстро подрезает крылья любой гениальной идее. Содержать отдельно автобусы для младших и старших классов с различной компоновкой салона, школа пока не может себе позволить. А раз так, то и сидения применяют обыкновенные – ведь в кресло, рассчитанное на выпускника, сядет любой первоклашка, а вот наоборот…

Салон с места воспитателя

Салон с места воспитателя

Наш подопечный не исключение – два кресла в ряду по левому борту, одно по правому и четыре в ряд в корме. Последние, естественно, смещены влево – для доступа к аварийному выходу. Единственное, что выдает принадлежность к специальной версии, – усиленное крепление сидений к полу. Конструкция действительно выглядит внушительно, а для уборки можно сказать даже ужасающе – вымыть пол после доставки школяров будет проблематично. Зато на каждой спинке со стороны прохода есть удобный поручень, достанет даже дошкольник.

Вторым существенным отличием является большое количество различных ступенек, позволяющее уложиться в допустимые 200 мм перепада высоты пола. Удивительно, но несмотря на кажущееся бесполезное нагромождение, неприятных ощущений при перемещениях по салону не возникло.

Над компоновкой передней части нужно поработать

Над компоновкой передней части нужно поработать
Под этим люком спрятаны АКБ

Под этим люком спрятаны АКБ

Третий нюанс – полки для портфелей над головами. Они появились вместо бестолковых этажерок в хвосте салона, обязательных по старым требованиям. Теперь ранец всегда под рукой на высоте 1370 мм от пола. Еще бы и крючки для верхней одежды, но нет – пальто придется держать в руках.

Конечно, нельзя не отметить огромную площадку в передней части автобуса, где должен находиться сопровождающий. Так как отдельная штатная единица на эту должность в школах не предусмотрена, обычно школьников сопровождают учителя. Им тоже хочется положить свою сумочку и шляпку на полку, а при необходимости пройти по салону, имея возможность держаться за поручень. Увы, над головой у них ничего нет, а до ближайшего поручня придется сделать марш-бросок. На фоне продуманности остальных компоновочных решений прокол очевиден.

Мелкие ступени – требование правил

Мелкие ступени – требование правил
Выдерни шнур, выдави стекло!

Выдерни шнур, выдави стекло!

Интересно решена проблема блокировки движения с открытой дверью. Едва вы выжимаете сцепление, чтобы включить передачу, как двигатель глохнет. Причем повторно завести мотор можно и с открытой «калиткой», но попытки тронуться будут обречены на провал. И так до тех пор, пока дверь не закроется.

Технические требования, предъявляемые к автобусам для перевозки детей, достаточно обширны. Нужно отметить, что в 2008 году в них были внесены довольно серьезные изменения, которые четко прослеживаются в конструкции County. Скажу больше: по многим параметрам Hyundai выполняет эти требования с гарантированным запасом.

Механизм дверей желательно прикрыть кожухом

Механизм дверей желательно прикрыть кожухом

Единственным пунктом, который, похоже, не удалось полностью выполнить ни одному из отечественных производителей автобусов – это высота 1-й ступеньки. Вернее, с высотой у всех все нормально, вот только средств достижения этой цели пока два – откидная или неподвижная подножка (систему книлинга пока стоит отнести в раздел фантастики). Первый вариант в совокупности с реалиями эксплуатации техники является, по сути, лотереей; ступенька сломается в городе – дело поправимое, а если поломка произойдет в глухой деревне, обездвиженный автобус может задержаться на природе на долгое время. Второй вариант – это отступление от правил. Какой вариант лучше – не мне судить. ТагАЗ сделал подножку неподвижной и с явным запасом – 215 мм от земли вместо допустимых 250 мм. Учитывая, что ширина автобуса с ней 2235 мм при стандартных 2550 мм, особой беды в этом не вижу. Главное – чтобы водитель при проезде узких мест помнил о 200-миллиметровом отростке с правой стороны своей «кареты».

Рабочее место водителя…

Рабочее место водителя…
1. Поручни маленькие, но садиться удобно<br />2. «Ручник» хоть и слева, но процессу входа и выхода не мешает<br />3. Регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка

1. Поручни маленькие, но садиться удобно
2. «Ручник» хоть и слева, но процессу входа и выхода не мешает
3. Регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка

Ответственное дело

Вряд ли кто-то будет спорить, что немаловажным фактором безопасности перевозки детей (и не только) является толковый водитель. Взглянем и мы на ТагАЗовского «школьника» его глазами. Благодаря низкой посадке процесс входа удобный. Выход в принципе тоже, вот только колеса стоит поставить прямо, иначе о чистых брюках придется позабыть.

Рабочее место ничем не отличается от такового в обычной городской машине. Разве что справа нет кресла для прелестной пассажирки или пьяного пассажира, в равной степени отвлекающих от процесса управления.

Впрочем, у школьной версии автобуса есть элемент, который отсутствует в других транспортных версиях – это СГУ с парой микрофонов. Скажу сразу, насколько хорошо они доносят тирады водителя до вольных и невольных слушателей, настолько же ему самому неудобно с ними работать. Дело в том, что микрофон, предназначенный для работы с наружной громкоговорящей установкой, очень короткий, а закреплен на передней стойке и к нему приходится наклоняться. Аналогичный прибор для внутрисалонного общения, наоборот, имеет длинный шнур, который постоянно наматывается на педаль газа. Хорошо хоть пользоваться этими аксессуарами водителям школьных автобусов приходится нечасто, и потому можно на данное упущение просто закрыть глаза.

Зеркала снабжены подогревом

Зеркала снабжены подогревом
Управлять дверью таким рычажком очень удобно

Управлять дверью таким рычажком очень удобно

Зато в остальном полный порядок. Регулируемый в двух плоскостях руль и неплохое кресло. Панель приборов пусть и не является шедевром дизайнерской мысли, но свои функции выполняет. А россыпь клавиш оказывается на удивление удобной и понятной. Кажущиеся сначала мелкими зеркала могут дать фору иным крупногабаритным аналогам, что для работы с вездесущей детворой немаловажно. Вот где чувствуется необходимость круглой линзочки для обзора пространства в районе переднего бампера!

Из недостатков отмечу маленький перчаточный ящик, отсутствие кармашков, полочек и каких-либо еще отсеков для мелочей. Даже куртку повесить не на что, хотя место для всего вышеперечисленного есть. Ну и, конечно, болезнь практически всех автобусов с передним расположением силового агрегата – необходимость выполнять акробатические упражнения при переходе с водительского места в салон. Пару раз исполнив этот номер, я потом просто выходил на улицу и, обойдя вокруг, заходил через пассажирскую дверь – по времени столько же, а мороки меньше.

Двигатель прикрыт аккуратным кожухом…

Двигатель прикрыт аккуратным кожухом…
…да и в моторном отсеке придраться не к чему

…да и в моторном отсеке придраться не к чему

Зато как хорош автобус в движении! Погонять, понятное дело, задача не стояла, да и «якорь», настроенный на 60 км/ч, этого не позволил бы. Но в условиях города County чувствует себя в родной стихии. Быстрый и уверенный разгон, четкое и легкое переключение передач, рычаг КП, расположенный именно там, где надо. А маневренность какая! Автобус разворачивается практически «на пятачке», и при движении задним ходом не заставляет напрягаться. Для «просачивания» к учебным учреждениям Hyundai оказался лучше, чем я ожидал. Даже обзор оказался на высоте, несмотря на двухсекционные сдвижные боковые форточки, которые на таких машинах обычно мешают.

Напоследок пару слов о ЕТО. Начну с ложки дегтя: неудобным оказался процесс снятия запасного колеса. Чтобы попасть ручкой «коловорота» в механизм лебедки, нужно практически лечь на землю для корректировки процесса «стыковки» этой пары. Понятно, что испачкаться в любом случае придется, но полным водителям согнуться на такой угол будет трудно.

Стабилизатор есть как впереди…

Стабилизатор есть как впереди…
…так и сзади

…так и сзади
В остальном без замечаний. Крышка капота сверху накрыта дополнительным шумоизоляционным кожухом на липучках. Сняв его, получим доступ к трем замкам, которые достаточно плотно прижимают крышку, и при этом (вот уж действительно чудо для техники отечественной сборки) легко открываются двумя пальцами. В моторном отсеке все ожидаемо – плотная компоновка и удобный доступ к заливным горловинам. То же можно сказать и об АКБ. Стоило бы, конечно, соорудить ящик для инструмента, но это скорее водительское пожелание. Нынешнее размещение необходимого минимума («баллонник», домкрат и «кривой стартер» запаски) у задней стенки вполне жизнеспособно. По крайней мере я без труда достал и положил назад весь комплект.
Техническая характеристика автобуса Hyundai County С12 LWB HDC7DP
(по данным завода-изготовителя)
Полная масса, кг 6719 (5800)*
Снаряженная масса, кг 4380
Пассажировместимость, чел., в том числе: детей сопровождающих 19 18 1
Распределение полной массы на 1-ю/ 2-ю оси, кг 3220 (2850)*/ 3490 (2950)*
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Hyundai D4DD (Euro 3), турбодизель I-4
3907
145 при 2800 мин-1
392 при 1600 мин-1
Коробка передач:

  • количество ступеней вперед/ назад
Механическая M035S5 5/1
Подвеска Зависимая, рессорная с аммортизаторами и стабилизаторами
Тормозная система Гидравлическая, двухконтурная, барабанная с ABS
Колесная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 7,4
Вместимость топливного бака, л 95
*По данным индентификационной таблички.

Аттестат зрелости

Hyundai County оказался не очередным выставочным прожектом, а вполне функциональным агрегатом, готовым занять свою нишу в ряду школьных автобусов. В городе его можно смело использовать в частных школах, практикующих централизованную доставку учеников. По крайней мере заставленные легковушками дворы не станут для него проблемой – даром что ли его длина чуть больше 7 м, а колесная база всего 4. По поводу загородных поездок сказать сложнее, сам ведь не ездил, но судя по высокому клиренсу под 350 мм, отсутствию выступающих под днищем деталей и небольшому свесу, со сбором детей в сельские школы проблем тоже не будет. Девятнадцать полноценных кресел позволяют при необходимости с комфортом доставить на культурное мероприятие в районный или областной центр не только детей, но и их родителей. И о том, что County не гибрид грузового шасси и пассажирского кузова, и даже не «фургонбус», а пусть маленький, но все же автобус, забывать не стоит.